Храм Артемиды в Эфесе

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

                «… Но лишь увидел я
                Артемиды чертог,
                кровлю вознесший до туч,
                все остальное померкло пред ним…»
                Античный поэт

Храм, так поразивший поэта, стал чудом света древнего мира. Его посвятили Артемиде- дочери верховного греческого бога Зевса. Она была богиней охоты и одновременно богиней плодородия. Греки считали ее покровительницей домашних и диких животных, дарительницей влаги и росы, охранительницей лесов, рощ, полей, целебных источников. В некоторых местах ей поклонялись и как богине всей природы. И всегда ей приписывали страстную любовь к охоте. Поэтому ее изображали с луком и стрелами, с быком, львом, тигром, леопардом, но чаще всего с ланью. А так как охота и оружие тесно связаны с войной, то она стала ведать и военными делами. Как богиню войны ее особо чтили в Эфесе- городе в Малой Азии на берегу Средиземного моря. Он был основан примерно в X веке до нашей эры и стал позднее столицей греческих малоазиатских владений.
Обычай почитания богов- очень древний. Первоначально местами их почитания были вершины гор, пещеры, деревья, источники, так как древние греки считали, что в этих местах обитает божество. Эти места считались священными. В священных рощах, пещерах воздвигали алтари, на которых приносили жертвы богам. Позже, когда появились первые статуи богов, изображенных в виде человеческих существ, возникло представление, что для статуи бога необходимо прочное жилище. И стали строить храмы.
Самые древние храмы- это простые деревянные постройки с очагом внутри, над очагом- отверстие в крыше для выхода дыма.
Со временем храмы строили все красивее, величественней. Для возведения храмов приглашали лучших архитекторов и строителей. Древние греки считали, что красота и великолепие храмов ярче всего свидетельствует о богатстве и славе государства. Поэтому греческая архитектура и развивалась прежде всего как архитектура храмовая. Строили храмы и в чудесном городе Эфесе, отличавшемся особой красотой: он стоял на берегу красивой бухты. Сюда с моря и с суши шли богатые караваны. В городе звучала многоязычная речь. Здесь были широкие улицы, красивые дома, мощеная мрамором главная площадь, театр на 25 тысяч зрителей, здание для музыкальных представлений и состязаний (одеон), стадион с великолепными бронзовыми скульптурами. Но вершиной архитектурного искусства был храм Артемиды.
Именно Эфес был центром почитания Артемиды- божества плодородия,- поэтому и называли ее Артемидой Эфесской. У эфесцев она была необычайно популярна, даже один из месяцев назвали Артемиссионом в ее честь. Эфес считался городом Артемиды, а она была его покровительницей. По древнему преданию Артемида родилась недалеко от Эфеса. Во многих городах Малой Азии ее культ слился с местным азиатским культом плодородия и она изображалась как многогрудая мать-кормилица. Именно такая ее скульптура и стояла в храме. Символом богини была трудолюбивая пчела.
Артемида считалась и идеалом женской красоты. Ее брат Аполлон, с которым они были близнецами, считался идеалом мужской красоты.
Вид самого древнего храма Артемиды в Эфесе нам неизвестен. Но мы знаем, что примерно в VIII веке до нашей эры, недалеко от того места, где сегодня лежат его руины, стояло небольшое святилище с деревянной скульптурой богини, и именно здесь нашли тысячи бронзовых, янтарных, из слоновой кости, серебряных и золотых украшений и монет (которые сейчас находятся в Британском и Стамбульском музеях).
Позже, но не раньше VII века до нашей эры, этот небольшой храм перестроили и расширили. А третья перестройка была в середине VII века до нашей эры. Но все это только предыстория храма. Жители Эфеса решили построить совсем новый храм и на новом месте. К тому же старое место с выступающими грунтовыми водами не годилось для строительства. По просьбе жителей Эфеса возводить храм стал известный архитектор Херсифрон, специально приехавший сюда с острова Крит. Храм по его проекту шириной 55 метров и длиной 110 метров имел центральное помещение, в котором стояла скульптура Артемиды. Храм окружали два ряда снежно-белых мраморных колонн высотой 18 метров (как 6-этажное современное здание!), стройных, как корабельные мачты. Вес каждой колонны- 20 тонн. Всего 125 колонн! Даже знаменитый афинский Парфенон не имел таких размеров. Сооружение было столь грандиозно, что его строительство растянулось на 120 лет.
После смерти Херсифрона стройку продолжил его сын Метаген, а завершили архитекторы Пеонит и Деметрий в 450 году до нашей эры. В этом храме молились и совершали жертвоприношения. Храмы считались священными, неприкосновенными. Здесь хранились выдающиеся произведения живописи и скульптуры. Храмовые жрецы принимали на хранение золото и серебро и выдавали его взаймы под проценты. Так что храм был и музеем, и своеобразным банком.
Мрамор для храма собирались привозить издалека, но этого не потребовалось из-за забавной случайности. К архитектору прибежал пастух с куском белого камня в руках и рассказал: два молодых драчуна-барана разбежались, чтобы в очередной раз столкнуться рогами, но промахнулись. Один из них ударил рогами по скале и отколол этот камень. Не подойдет ли такой материал для храма? Оказалось, что вблизи города находится изумительного качества белоснежный мрамор.
Сто лет красовалось святилище, а потом… в 356 году до нашей эры оно сгорело. Житель Эфеса, некий болезненно тщеславный Герострат пожелал увековечить свое имя и с этой целью поджег храм Артемиды. Это преступление вызвало такой гнев греков, что они приняли решение предать имя поджигателя забвению, прокляли его. Однако нашелся историк, который нарушил этот запрет, упомянув его в историческом сочинении. Герострата казнили, но мечта его прославиться все же исполнилась, имя его пережило века. Существует выражение «Геростратова слава». Так говорят о людях, которые «прославились» недостойными поступками или преступлениями.
Историки говорят, что храм был подожжен в тот самый день, когда на свет появился великий впоследствии Александр Македонский. «Нет ничего особенного в том, что храм Артемиды сгорел,- печально острили жители Эфеса,- ведь богиня, как покровительница рожениц, помогала появиться на свет Александру». Исчезли прекрасные украшения и роспись, рухнула крыша, обгорели стены и колонны. Эфес не мог примириться с такой потерей и призвал нового архитектора- Хейрократа- восстановить храм и сделать его еще величественнее и прекраснее. И вот уже лучшие художники и скульпторы Греции украшают новое здание своими произведениями.
Последовавшее затем покорение Эфеса римлянами не повлияло на его процветание.  После того, как Римская империя рухнула, начались набеги варваров-готов, которые грабили богатейший храм. А позже и христиане приложили руку к уникальным ценностям. И, наконец, самый страшный разрушитель- Время- завершил начатое людьми. Болотистая почва, призванная смягчить последствия землетрясений, в конце концов поглотила остатки храма, а илистые наносы реки совсем скрыли развалины от глаз людей.
Прошло много веков, и людям захотелось найти легендарный храм. Начало поискам положил английский археолог Вуд. Семь лет потребовалось ему, чтобы обнаружить на глубине шести метров фундамент храма. Было это в 1869 году. В течение еще четырех лет он вел раскопки, открыв многие из уцелевших строений древности, самое раннее из которых относится к 700 году до нашей эры.
Многочисленные войны, осады и грабежи привели Эфес к упадку. Ныне это небольшое местечко Сельчук в Турции, в 80 километрах к югу от города Измира (в древности Измир назывался Смирной). Отсюда пешком можно дойти до места, где ранее стоял храм Артемиды. Теперь очертания основания храма, открытые Вудом, заросли бурьяном и все больше покрываются наносами песка, которые во время дождей превращаются в желтое месиво. По метру в год приближаются сюда болота от русла реки. И легко можно подсчитать, когда этот кусочек земли вновь скроется от солнечных лучей. Беспощадное время…
Прав великий мудрец Гераклит, житель Эфеса: «Все превращается в свою противоположность…»
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)   1994 г.
Рассказ Юрия Жданова опубликован:
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Храм Артемиды в Эфесе. Газета «Радость»   № 10, 1994. Стр. 8-9. Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии