Туйновы, земляки писателя Николая Лескова
Гостомльское сельское поселение находится на юге Кромского района Орловской области. Население 552 человека (согласно Всероссийской переписи населения 2010 года).
В состав Гостомльского сельского поселения входят следующие населенные пункты:
деревня Борисовка
деревня Гостомль
посёлок Грозный
деревня Добрынь
деревня Караваево
деревня Кривцово
село Кривцово-Любуцкое
посёлок Мартыновский
деревня Моховое
деревня Подвилье
деревня Средняя Гостомль
посёлок Шоссе
ВЫПИСКА из ревизской сказки 1834 года марта первого дня,Курской губернии Фатежского уезда Новопоселенной слободки Михайловки, помещика полковника и кавалера Михайлы Петрова Бахтина, о состоящих мужского и женского пола крестьянах.Куплены в 1818 г. у генерала от инфантерии графа Сергея Михайловича Каменского и переведены Орловской губернии Кромского уезда из вотчины сельца Костомли в 1820 году.
1.Иван г.Туйнов-57 лет
сын Андрей-37 лет, сын Андрея Филлип-10 лет,жена Андрея Марфа-35 лет,дочери Агрипена-8 лет и Марья 1 год.
сын Ивана Михаил-31 год
третий сын Ивана Петр-27 лет, сын Петра Федор-9 лет.жена Александра-25 лет,дочь Вера-7 лет.
Приянята во двор солдатка Фиона Маркова-40 лет.
Из ревизской сказки 1858 года апреля 24 дня.
Сын Ивана Туйнова Петр-51 год,его сын Федор-25- в ополчении с 1855 г. и не воротился. Сын Федора Тихон-3 года (мой прадед Тихон Федорович Туйнов родился в1855 году). Прапрабабушка, жена Федора- Татьяна Гавриловна-34 года. В 1880 году у билетного солдатаТуйнова и Марфы Маркиной родился мой дед Константин Тихонович Туйнов.
Писатель Николай Семенович Лесков, его имя носит сейчас школа в Гостомле.
Полное название книги "Жизнь Николая Лескова по его личным семейным и несемейным записям и памятям"
Написана сыном писателя генерал-лейтенантом Андреем Лесковым. Наиболее достоверный и добросовестный источник о жизни и творчестве Николая Лескова.
Начальные главы "Жизни Николая Лескова" -- родовая сага, обильная документами и фамильными "памятями", что были сохранены в лесковской родне, но остались безвестны и сокрыты для понимания природы лесковского творчества.
Здесь всего ценнее -- попытка раскрыть разночинный сословный и демократический мировоззренческий "грунт", на котором зиждилось творчество писателя.
Как бы перелистывая старинные альбомы, всматриваясь в пеструю лесковскую родню -- начиная от сурового сельского священника деда Дмитрия из села Лески, что сумел внушить о себе трепетные воспоминания, -- вчитываясь в незавершенные автобиографические наброски отца, Андрей Лесков свидетельствует о скудности достатков и простонародности бытового уклада семьи будущего писателя. Повествователь замечает особенную ласку отзывов Николая Семеновича из всех "иже по плоти" ему, о бабушке, имевшей воистину народную душу. Он внимателен к проявлениям дружбы отца с крестьянскими ребятишками и "бородачами", допускавшими "паныча" даже на секретные раскольничьи моления; мемуарист воскрешает поэтическую атмосферу деревенских поверий, легенд. Автор-биограф вспоминает о первой встрече отца с полуапокрифическими историями из детской книги и о созерцании немудреных церковных росписей, производившихся ремесленниками-богомазами; о разнотолках в орловских слободках В тщательно инкрустированном писательскими признаниями и мемуарами биографическом труде отражается многотрудный процесс становления личности, но прежде всего в нем прорисовывается обогащение народными впечатлениями. Огромный мир раздвигал перед Лесковым широкие горизонты России. Дороги выносили его то к муравейникам ярмарок, то к губернским заставам, то к укромным "маластырькам", то к тихим речным перевозам... И всюду -- от Брод до Черного Яра, от Одессы до Ладоги -- главным действующим лицом житейского эпоса выступал русский мужик.
И речь, песни Гостомельщины, Орловщины; если в доме столичного литератора полновластно чувствовали себя простонародные вкусы и привязанности,-- все это было сущностью, натурой художника с молодых лет.
Ощущение нераздельности с простым народом даст Лескову смелость и право произнести в первые же его писательские годы, что он знает "русского человека в самую глубь": "Я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек <...>. Я с народом был свой человек, и у меня есть в нем много кумовьев и приятелей <...> Я стоял между мужиком и связанными на него розгами " Собственный жизненный опыт не позволил писателю "ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги"
. И тема "праведничества" народной личности, и защита равенства людей разных наций и верований, и критика аморальной философии дельцов, умевших наживаться на общенародном горе ("крымские воры" в Крымскую войну), -- все это придет в будущую прозу Лескова из вполне конкретных его впечатлений 1840--1850-х годов: из Орловской палаты уголовного суда, из рекрутских присутствий, из вольных студенческих "лицеев" университетского Киева, с "барок" частной компании Шкотта. Самая калейдоскопичность фактов, приводимых А. Н. Лесковым, известное уравнивание им бытовых эпизодов, в которых действует отец, и моментов его духовной биографии симптоматичны: в ранней судьбе писателя отнюдь не было гарантий того, что глубокое, сердцевинное, но несколько аморфное народолюбие будущего художника приобретает твердость демократизма последовательного. Встречи с бывшим членом разгромленного властями свободолюбивого киевского Кирилло-Мефодиевского общества Афанасием Марковичем, с основоположником русской научной статистики демократом Дмитрием Журавским, позднее -- недолгая дружба с Тарасом Шевченко прерванная смертью поэта, -- были весьма показательными вехами в духовном развитии писателя, и можно пожалеть и посетовать, что они не были подробно рассмотрены..
Мои троюродные братья из Курской области собираются съездить в Гостомлю. А с Украины пишет
Татьяна Туйнова-Жилинская: Добрый день! Мой папа родился в Кромском районе, село Сосновка в 1920году.а дед Яков в1895году.
Идем по следам предков! Находим их земляков!
Свидетельство о публикации №214062800870