Симфония номер шесть Чайковского или, как её ещё н

               
                Самое её начало – не то разочарование, не то – плач; оно похоже на изумление, но  очень трезвое: “неужели это –
всё?”  За началом симфонии идёт отстранённое размышление, которое прорезается: о том, что это уже происходит:  холодная, траурная похоронная процессия – то, с чем невозможно примириться, и эта мысль происходит  через детскую  сверхчувствительность:  невероятное, нечеловечески-сильное размышление, его сверхъестественная концентрация.
                И вот уже низкие ноты  (что же делать?), это уже последние ступени траурной процессии, и гроб опускают, темнота. И вдруг снова – воспоминание, крик, как жалоба, протест. Затем начинается стремительное  движение к свету, как вопрос. И то светлое, что сам автор симфонии  несёт в себе, сталкивается с горечью невозможного. Это – как просьба  о том, чего очень желаешь. Композитор в высшей мере осознаёт реальность своего приближающегося ухода,  но он не хочет – ещё не случилось с ним в жизни чего-то важного, может быть, любви. Может быть, это – неизбывное одиночество, и он хочет жить, он не хочет уходить так…
                И  всё равно, в конце симфонии, в этом плывущем, неверном, дрожащем звуке - торжество жизни, пусть  даже  уходящей, торжество победы, еле заметный её отблеск - сначала слабый, а затем становящийся твёрдым.   

                7 февраля 2006


Рецензии
Жаль не слышал этой симфонии. Но вот месяца 3 назад занесло случайно на балет "Лебединое озеро". Труппа была хорошая и выступление очень понравилось. Но вот музыка... ух, это было нечто. Безусловно, многие из тех тем ("танец маленьких лебедей" и проч.), всем уже давно хорошо известны. Но, однако! Это я к тому, что Чайковский - великий композитор. И я это говорю не просто так, а потому, что сам немного разбираюсь в музыке. Учился - не доучился, ну и так далее.
Да, и кстати, то, что о нём говорят: что он был нетрадиционной ориентации - полная чушь. Просто пару лет постоянно "тусовался" на сайте, именно музыкальном. Он такой же примерно как и этот, но только для любителей классической музыки. И критики там присутствовали, и композиторы, и даже историки. Так вот они говорили, кто занимался изучением биографии Петра Ильича, что всё это чушь. И что ничего подобного ни в его биографии, ни в отзывах о нём современников, они не нашли.

Тима Феев   12.11.2016 15:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Артём.
Очень рада такому отзыву. Я тоже с детства училась музыке. Могла бы стать пианисткой, но не пошла по этому пути. Вообще, известно, что есть у Моцарта "Реквием", а о том, что есть он и у Чайковского - как - то меньше. "Симфонию номер шесть" Чайковский тоже написал незадолго до смерти. Я не один раз была на балетах "Лебединое озеро" и "Щелкунчик". На слух могу узнать эту музыку.
То, какой ориентации был Петр Ильич - честно говоря, просто не интересовалась. А вот есть фильм Таланкина "Чайковский" в 2-х сериях, который, как мне кажется, стоит смотреть. Думаю, что Смоктуновский в роли великого композитора точно передал его характер.
Татьяна Харькова

Татьяна Харькова   12.11.2016 23:16   Заявить о нарушении