Дед, смешной мотиватор

   Милостив Господь, и скор на слышание!

   Несколько дней назад ко мне зашёл местный дед, чтобы скуки ради познакомиться со мной. А так, как собеседник я молчаливый, а ему крайне нужны свободные уши - то ему у меня понравилось. Дед хороший, и любит во время своего монолога ни с чего, внезапно хохотнуть. В общем, у деда такая особенность.

   Насколько я понимаю, эта особенность у него появилась относительно недавно: вследствии нервных перенапряжений... В общем, эта особенность граничит с безумием. Обычно таким людям после приобретения подобного капсуса этого выдают справку от психиатра, и берут под надзор.

   Кроме того, у деда почти непрестанные мелкие провалы памяти: это достаточно заметно во время его монологов: запинается на именах, цифрах, и даже с трудом помнит русский алфавит и собственное имя... В общем, читая мои краткие ответы на мониторе - он может не суметь прочесть отдельное слово, потому что элементарно в этот момент не помнит названий букв... И тут же забыть, что прочёл, или даже не понять смысла прочтённого, - но при этом старательно кивает, поддакивает, и делает вид, что всё понял... А я деликатно делаю вид, что верю, что он всё понял, и ничего не понимаю и не замечаю...

   Между тем он немножко рассказал о своей жизни: что перенёс инсульт, заработал вследствие этого частичную амнезию, после чего квартиру у него отняла его молодая родственница, выбросив его на улицу,  - и он, таким образом, попал в ДСУ...

   Понятно, что дед обижен на неё, и теперь у него мысли только о ней. Терять ему теперь, понятное дело, нечего, - ибо уже всё, что было, потерял, - поэтому все мечты его сосредоточены на мести: загнать её в могилу. Его желание мне очень даже понятно... И, поскольку деду и впрямь терять нечего - то он со всей откровенностью поведал мне и свои планы насчёт убийства этой родственницы. Планы коварные, от которых у любого здравомыслящего человека волосики на затылке зашевелятся, - особенно у этой самой родственницы, - если бы она это слышала... А начал он свой план мести с того, что элементарно ходит в церковь, и ставит свечку за её упокой... И, поскольку обида деда сильна - то эта свечка сработает, в этом сомнений нет. Но, для верности, дед обдумывает дополнительные планы, как свести её в могилу. Вплоть до того, что готов попросту задушить её своими руками. Этот задушит, я не сомневаюсь.

   И, хотя речь идёт о жизни человека (родственницы), - я деда понимаю. И уж, что такое быть человеком, которому нечего терять - мне очень даже понятно. И сколько весит слово таких людей, - даже если они и говорят об этом вроде бы в шутку, похахатывая... Дед выглядит добряком и балагуром, который мелет что попало, - но я знаю, что на деле он очень опасен, и способен на убийство запросто.  Попросту таких людей нельзя обижать, даже в малом, - вот и всё... А так-то, конечно, он по жизни безобидный тихоня.

   Тем временем, чтобы раззнакомиться со мной, он стал расспрашивать и у меня: откуда, то да сё. Я отмахивался рукой, по возможности, от всех его вопросов, - и дед с улыбкой и без обид разводил руками: "Всё, понял! не лезу..." - и продолжал триндеть о своём. Но дед оказался не только деликатным и понятливым, но и настырным ещё, - и вытащил, в конце концов, у меня кое-какие признания, - после чего принялся меня подбадривать, давая наивные советы, и обещая какую-то мифическую помощь. С его советами спорить было бессмысленно, поэтому я просто кивал головой, улыбался, и отмахивался от него рукой.

   Он же продолжал твердить о какой-то помощи, чуть ли не клятвенно обещая заботиться теперь обо мне, как о родном внуке (у него, кстати, уже двое названных внуков, а своих детей при этом не было), - а я слушал его говорню, и понимал только одно: что я не понимаю даже смысла слова "помощь", и как её следует принимать...  Тем более - в призме того аспекта, о котором говорил он: заботиться, как о родном... Я только сегодня понял, что даже не понимаю смысла этого слова. Понимаю только одно: дед полубезумен, у него частичная амнезия, он никому не нужен, и весь смысл его жизни свёлся к планам мести обидевшей его родственнице, - потому что, действительно, у него больше не осталось иного смысла... Поэтому его болтовню и обещания мне помочь - я просто не могу воспринимать всерьёз. Могу покивать для вида, и забыть тут же. Впрочем, я так же реагирую и на слова психически здравых людей. Верить же обещаниям какого-то полубезумного деда с частичной амнезией - это просто... не могу подобрать слова, что, - но тут даже улыбнуться нечему. Разве только сочувственно покивать, чтобы не расстраивать старика...

   И всё же, задумавшись об этом открытии, - о том, что я даже не понимаю смысла слова "помощь" - я стал на минуту рассеянным, забыв о самоконтроле эмоций... А тут ещё дед продолжал капать на рану... Мой рассеянный вид вдохновил его с ещё большим напором молоть свои наивные слова поддержки, думая, что у меня депрессия на почве нынешних обстоятельств. Ведь обычно у людей в таких ситуациях депрессия. Но это бывает только с домашними, а я же не из их числа, у меня совсем другое. Если бы он знал, что его понятия в случае со мной не работают - молчал бы уж... Он думает, что я домашний, и что нуждаюсь в моральной поддержке. А для меня это всё - детский сад... Смешно... Я сам могу поддержать кого угодно. А тут он меня утешает... И, в конце концов, - от его смешной и горькой наивности, мыслей, и внезапного откровения о себе, - у меня просто невольно навернулись слёзы, и покатились по лицу градом.

   Дед же воспринял мои слёзы по-своему, и стал подбадривать ещё больше. Хотелось попросить его замолчать, - и я продолжил отмахиваться рукой от его наивной болтовни  обещаний и подбадриваний: молчи, мол... Но дед продолжал гнуть свою линию.

   Но когда он сказал: "Ты, парень, не переживай, я поставлю тебя на ноги! Вот увидишь! Я от тебя теперь не отстану, ты ещё не знаешь деда. А потом задушу эту суку Матвеевну.Но сперва поставлю на ноги тебя, а потом уже ею займусь," - то тут куда и слёзы мои подевались: потому что теперь уже стало по-настоящему смешно. Понял ли сам дед, что сказал? В щекотливое положение, однако, он меня только что поместил! Ведь жизнь Матвеевны теперь в моих руках! Если я встану - она умрёт! Если не буду вставать - она будет жить!

   Я расхохотался, и смеялся без удержу, - а дед, довольный моей реакцией, сделал паузу, чтобы дать мне время отсмеяться. Он подумал, что у меня истерика на нервной почве.

   Меж тем я размышлял, задавая себе вопрос: ну, и как тебе, Оттуас, твой смех? Не горек ли? А ведь речь идёт о жизни или смерти человека...

   Взвесив в себе немного, понял: нет, не горек мой смех! Не знаю ещё почему, но мой смех мне сейчас не горек. И для меня это удивительно. Мне впервые смеялось легко. Не знаю ещё, почему, - но смеялось легко и чисто.

   А меж тем, ведь Матвеевна и вправду гадина. Нелюдь, которая выбросила на улицу старого человека, хоть он и полубезумен - достойна ли жить?... Мне не хочется об этом думать: у меня своя "Матвеевна" за плечами...

   Деда я понимаю, поэтому, или же, напротив, но, - я, пожалуй, ради деда встану на ноги! Дед, не знаю ещё как и чем, - но, тем не менее, дал мне толчок к мотивации. Поэтому, если он будет помогать мне, как сегодня, - то я буду помогать ему. Стану соучастником (опа? соучастником чего?). Хотя я же не потому не встаю, что мотивации нет. Хотя - да, отчасти и поэтому тоже. Но, всё же, причина больше в другом: слишком большая нагрузка на нервную систему, из-за... очень многого. Мне бы немножко набраться сил, и я и сам встану. Просто немного набраться сил. Для этого мне нужна элементарная стабильность. А присутствие некоторых (!) в моём личном пространстве - несколько лишает меня сил: приходится сдерживаться, и от этого наступает растерянность, - ибо боюсь зацепить своей собирающейся силой, чтобы не повредить... Не умею пока сориентироваться, как собрать силу, не навредив нечаянно при этом ему. Потому что чувствую, что любое моё движение зацепит его, и свалит точно...

   Дед, конечно же, не может об этом ни знать, ни догадываться. Он думает о Матвеевне. Как свести с нею счёты. Хотя, вообще-то, ему и душить её не придётся: свечка за упокой уже горит. Пока я встану, Матвеевна уйдёт на тот свет, не дождавшись визита деда.

   И всё же, было смешно, что он, не подумав, невольно поставил меня перед странным выбором: моё здоровье или жизнь Матвеевны. У него сверкнула мысль: поставить поскорее на ноги меня, и потом заняться Матвеевной. А от моей отзывчивости зависит, насколько быстро ему удастся меня поставить, чтобы приняться за Матвеевну. И, даже если опустить из виду тот факт, что дед полубезумен, и у него постоянные провалы памяти, - всё равно сделка выглядит нелепо. Чтобы согласиться на такую мотивацию, нужно быть безумным, как этот дед.

   И всё же, смеялось мне легко. Пока я катался со смеху, - дед, меж тем, продолжил со всей серьёзностью пить предложенный чай (я запарил ему в чашке зелёного крупнолистового, с добавками ягод и цитруса, - а он такого не пробовал ранее, поэтому с любопытством заглядывал в чашку, рассматривая листья), и задумчиво так сказал: "Хороший чай. Правда, какой-то силос попадается, но так ничего, вкусно."

   Назвать крупнолистовой чай силосом - это нужно родиться в селе! Потому что только селяне знают, что такое силос. Я живо представил лохмотья кислого силоса в чашке с чаем, представил его запах, - и покатился от нового приступа смеха.

   После этого я понял:

   Милостив Господь, и скор на слышание! Дед заставил меня смеяться! У меня даже голова немного разболелась.

   Подумалось напоследок: если Судьба не разбросает нас, и мы не потеряемся, - то я заберу деда с собой, и у меня будет свой смехотунчик. Впрочем, скорее всего, Судьба (как обычно) разбросает нас, - это лишь дело времени (хотя не хотелось бы)... Меня вскоре (вероятнее всего, хотя и не хочу, ибо надоели бесконечные переезды) увезут куда-то отсюда; его тоже куда-то отсюда угонят, - откуда он наверняка сбежит, в неизвестном направлении (если его не упекут туда, откуда он не сбежит)... И, если дед не успеет меня привязать к себе за это время (что вряд ли, ибо лучше бы ему вообще не отлучаться от меня), - то я не найду в себе сил искать его потом...

   И всё же, я благодарен Богу, что у меня, - по крайней мере, на ближайшее время, но - есть свой смехотунчик. Только бы Судьба не разлучала нас подольше... Да будет воля Бога. Аминь.

29.06.2014, 16:00


Рецензии