Люди гибнут за футбол!

Болельщик из Бразилии умер от сердечного приступа вчера во время серии пенальти.
Сумасшествие? Идиотизм? Счастливая смерть? Футбольная эвтаназия? Стоил ли вчерашний матч человеческих жертв?

Гигантская демографически (сто миллионов) и футбольно (пентикампионы) Бразилия сошлась для выяснения отношений с маленькой Чили. И чилийцы не просто уважать себя заставили. Они вошли уже в историю как участники игры, достойной ФИНАЛА ЧМ, а не 1/16. Счет 1:1 по игре, а игра была феноменальная, с фирменным дриблингом бразильцев, с самоотверженной обороной чилийцев, которые вдвоем или втроем бросались отнимать мяч у именитых голеодоров (и отнимали!). После чего бросались в осмысленные и целенаправленные атаки. Гроссмейстерский счет не отражает накала и динамики борьбы. В которой и гранды, и восходящие претенденты имели шансы склонить чашу победы в свою сторону.   Дополнительная нулевая получасовка под самый занавес увенчалась пушечным чилийским залпом прямо под перекладину. Вратарь Сезар даже не шелохнулся, потому что все равно не взял бы мяч, летевший с космической скоростью.

Ну и потом серия из десяти пенальти, в которой орлам в желтых трусах повезло больше Может, помогла поддержка трибун, которые неистовствовали, как «ревущие сороковые». Но ведь и за чилийцев трибуны тоже издавали вулканический рокот. А может, помогла истовая молитва коленопреклоненного бразильского форварда, который с закрытыми глазами просил помощи у Него. А может, свою роль сыграли такие пожелания и напутствия Сезару перед одиннадцатиметровым расстрелом, от которых вратарь даже прослезился.

Битва титанов состоялась. Прекрасное зрелище получили простые болельщики, как аз грешный, и эрудированные футбольные конноссёры. Представить, чтобы наши обожравшиеся шоколады опоссумы сыграли как чилийцы и с таким же результатом? Так их бы здесь до конца столетия на руках бы носили и по золотому бюсту каждому под окошко поставили. Однако оптимистическую трагедию двухчасовую драму сыграли именно  герои Сантьяго, которые проиграли, но ушли с газона с гордо поднятыми головами.

А бразилец, преисполнившийся эмоций, все таки умер. Может, от счастья. А может, еще во время пробития пеналей, когда бразильский голеодор пробил мимо кассы.

В Китае три гражданина умерли от недосыпа на почве ночного просмотра телерепортажей с Мундиаля.

Лев Кассиль (не бразильский фанат и не китайский азартный болельщик, который поставил на тотализаторе всю свою годовую зарплату), а наш отечественный писатель, лауреат Сталинской премии, член-корреспондент АПН, автор повести «Вратарь республики» и сценария фильма «Вратарь») отдал Богу душу именно перед «голубым экраном».

Лев Абрамович прекрасно разбирался в спортивных проблемах, а футбол был для него Игрой №1, сердечной и, как оказалось,  роковой страстью.

Кассиль очень близко знал и годами дружил с популярнейшими радио= и телекомментаторами Вадимом Синявским и Николаем Озеровым. Писатель даже лично комментировал некоторые матчи чемпионата СССР для широкой публики…

1970 год был годом чемпионата мира в Мексике. Советские болельщики рассчитывали на высокое место нашей дружины не зря: советские футболисты стали олимпийскими чемпионами, чемпионами Европы и безусловно входили в мировую элиту. Аркадий Райкин на Всесоюзном радио записал и исполнил очень смешную «шапкозакидательскую» юмореску.

И вот в матче на открытии чемпионата, 31 мая, хозяева-мексиканцы принимали сборную СССР. Многие специалисты предрекали нашей сборной очевидный разгром. Против нас были: удушающая жара, разница часовых поясов, условия высокогорье, неистовая поддержка 107 тысяч болельщиков…

А советские футболисты выдержали натиск, сумели отстоять нулевую ничью с агрессивными хозяевами, а потом во втором и третьем турах добились побед. Сначала над Бельгией – 4:1, а потом над Сальвадором – 2:0.

Нам не повезло 14 июня, когда в ; финала мы уступили уругвайцам в дополнительное время – 0:1. В целом чемпионат, по оценке самих футболистов (прежде всего европейских) и по мнению экспертов был сумасшедшим и по накалу, и по звездам. Например, тот же Герд Мюллер в пяти проведенных матчах наколотил 10 (!) мячей в ворота соперников (ау, сегодняшние бомбардиры), а сборную Бразилии образца 1970 года до сих пор называют лучшей командой всех времен и народов.

В блистательный список бразильских волшебников входили:  Жаирзиньо, Карлос Алберто, Жерсон, а для короля футбола Пеле финальный матч стал последним на чемпионатах мира. В финале сошлись Италия, которая в феерическом полуфинале одолела немцев 4:3 (в дополнительное время!),  и Бразилия, отомстившая за нас Уругваю со счетом 3:1.

Лев Абрамович Кассиль очень хотел, но не поехал на мексиканский мундиаль (врачи запретили). Он сидел перед телевизором и наблюдал, как бразильцы раскатывают его любимую Италию (в ней писатель бывал неоднократно). В то время, когда кудесники мяча забивали в ворота европейцев очередной гол, Кассиль вдруг схватился за сердце. Когда к Льву Абрамовичу подбежали домочадцы, писатель был уже мертв!

Автор «Швамбрании» скончался от инфаркта, переживая перипетии финального матча! Так и хочется воскликнуть: какая благородная смерть. До  65-летия кумира миллионов детских и взрослых читателей оставалось чуть меньше трех недель, но вместо юбилея были торжественные похороны на Новодевичьем кладбище и скорбные вздохи в траурной толпе: «Ах, Пеле, Пеле… Что ж ты сделал с нашим Лёвой…».


Рецензии