Глава 7. Поездка в Ленинград

               
     Моё первое дальнее путешествие на мотоцикле, на одиночке Jawa-350, состоялось летом 1971 года. Тогда, цель нашего с женой путешествия, называлась 
городом Ленинградом. Опыта дальних поездок ещё не было, ума тоже.
      
     Собрались и выехали утром, одевшись по погоде на улице. Жена была в болоньевой куртке и брюках, а я в тряпочном плаще, типа пыльника, защитного цвета, каких-то брюках, а на ногах белые ботинки с дырочками. Оба, естественно,  в мотоциклетных касках. Багаж размещался на двустороннем багажнике с обоих боков заднего колеса. Палатка, чемодан с запасной чистой одеждой, для посещения музеев… Немного сырого шашлыка…

     В те благословенные годы плотность движения транспорта была очень низкой.  Чаще едешь один и не видишь никого транспорта ни в попутном, ни во встречном направлении. На объездной дороге вокруг г. Калинин (теперь Тверь), проехав 225 километров от дома, решили пообедать в придорожной столовой. Пообедали, около часа повалялись рядом с мотоциклом на травке, подремали, отдохнули, поехали дальше. Я думаю, что тот отдых  сыграл свою положительную роль в дальнейших событиях…

     Мотор пел.  Трасса, шириной около 7 метров, была абсолютно свободной. Обочины - метра по три с половиной каждая, твёрдые, укатанные, вровень с асфальтом. Моя скорость 90 км/час. За полным отсутствием транспорта, держусь середины дорожного полотна. Участок дороги длинный и прямой, как стрела. Руль Jawа не спортивная самоделка, с широко разведёнными ручками, а штатный, узкий, как игрушечный.

     Я сразу не понял, что произошло…
 
     Только мотоцикл вдруг резко вильнул. Инстинктивно я смог сохранить  его вертикальное положение, только теперь он, продолжая двигаться прямо, был  развернут относительно дороги градусов на 30. Переднее колесо было направлено по дороге, куда мы и ехали, а весь корпус развёрнут под этим углом к направлению движения.
 
     Я не понимал, что происходит и лихорадочно пытался осмыслить происходящее.
 
     - Ты что делаешь??? - прозвучало очень не вовремя с заднего сидения.
 
     Надо сказать, что я иногда, действительно, позволял себе некоторые фортели, чтоб произвести впечатление на жену.  Попугать её.  Бросал, например, руль на скорости и совсем не держался за него.  А мотоцикл всё равно двигался прямо и ровно. Я считал, что это совершенно безопасно. Чистая физика, колёса как гироскопы.  Но на жену происходящее  производило впечатление.
 
     Сейчас я, конечно, думаю иначе. В то время, по молодости, не учитывал, что под колесо может просто попасть камушек и руль будет резко «выбит», с
последующим кувырканием обоих по дороге… Но вернёмся к нашему путешествию.
    
     - МОЛЧИ!!!  - цыкнул я.
 
     Очевидно, мой тон сказал гораздо больше, чем слово – жена замолчала. А я сосредоточился на управлении мотоциклом.

     Затем опять произошло неожидаемое… Мотоцикл сам по себе резко вильнул, мой инстинкт сохранения вертикального положения сработал, и мы продолжали двигаться прямо, только мотоцикл ехал уже другим боком…

     Только теперь, до меня дошло, что происходит. Камера заднего колеса лопнула, покрышка сплющилась и теперь «гуляла» относительно обода куда хотела…
 
     И я осознал самое страшное. Если покрышка «гульнёт» ещё раз, а я не успею «поймать дорогу» - мы пойдём кувыркаться по асфальту вместе с мотоциклом…

     К счастью, этого не произошло. Моей реакции хватило и, несмотря на то, что руль ещё не раз перекладывало, мы не упали.

     Скорость падала, угол бокового разворота  уменьшался и, наконец-то, я ощутил, что мотоцикл стал управляемым.
 
     Я выехал на обочину и остановился, затормозив передним колесом. Пытаться тормозить задним было бесполезно, можно было лишь вырвать сосок из камеры.

     Опустил завибрировавшие ноги на землю.

     - Ты чего??? - снова раздалось сзади…

     - Смотри, чего…  - глухо произнёс я, не поворачиваясь и ткнув пальцем в заднее колесо  мотоцикла.

     Ремонт занял часа полтора. Надо было снять весь багаж, снять багажник, снять колесо, разбортировать покрышку, заменить рваную камеру на целую, и собрать всё обратно.

     Наконец поехали.
 
     Торжок… Вышний Волочок… Валдай…

     Запомнились валдайские горки, спуски и подъёмы без числа.
В Валдае, остановился на красном сигнале светофора, рядом остановился ещё один мотоциклист на JAVA. Мельком взглянули друг на друга.

     Дали зелёный, и мы поехали. Дорога делала плавный изгиб вправо, и за кронами деревьев мы не сразу заметили пост ГАИ. Притормозили слегка, знак-то стоял
60 км/час, а мы ехали больше. Чем ближе к посту, тем медленнее ехали, уже к 50 км/час…
 
     В те времена ещё не было радаров, а секундомеры уже были.
 
     Гаишник был «тёртым калачом». Давно было измерено  расстояние от поста ГАИ до знака, давно высчитано время, за которое транспорт проезжает  этот путь при скорости 60 км/час. Трасса полу-подковой охватывала водоём, поэтому надо было лишь пустить секундомер, когда предполагаемый нарушитель минует знак и остановить секундомер, когда нарушитель подъедет к посту. Всё на виду, измерение скорости получается очень точное.

     Жезл перед нами принял горизонтальное положение.
Оба остановились. Гаишник в последний раз посмотрел на остановленный им секундомер.

     - Почему нарушаем…? - прозвучал констатирующий  вопрос.
 
     Я понимал, что прикидываться шлангом или ветошью - не прокатит и с виноватым видом начал искать в кармане права…

     Второй мотоциклист, оказался шустрее и уже предъявил… красную милицейскую корочку.  Отдал постовому честь, улыбаясь, представился.
 
     С той поры прошло сорок с лишним лет, и сейчас помню только, что он из Москвы.  Ни имени, ни звания, ни района Москвы, где он работал, память не сохранила. Сейчас даже не вспомнить, проверили мои документы или нет, но то, что не наказали, помню точно. Пожурив за превышение скорости, гаишник нас отпустил.

     Общая ситуация, в которой мы оказались, да и одинаковые мотоциклы, объединяло.  Познакомились. Оказалось, мы оба едем в Ленинград. Он в командировку, а мы – познакомиться с городом. Володя, будем его так называть, предложил ехать вместе. Сказал, что видел нас на обочине, ремонтирующих колесо, когда проезжал мимо. А поскольку скоро вечер и у нас есть палатка, поинтересовался, не приютим ли мы его на ночь. Он был без багажа. Сообщил, что есть немного спирта к ужину, а мы похвалились,  что везём сырые шашлыки. Складчина состоялась…

     Съехав с шоссе немного в сторону, выкопали прямоугольную ямку и развели сверху костёр. Настрогали из сырых веток шампуров. Пока ставилась палатка, нанизали на шампуры мясо. За хлопотами, костёр прогорел, угли наполнили вырытую ямку. Над углями, прямо на землю концами, положили шампура. Сами расположились вокруг,  и полилась беседа.
 
     Володя, как мотоциклист опытный, меня, «желторотика», стал обучать элементарным вещам.
 
     - Ты почему в такой обуви? - начал он.

     - Так по погоде одевался…  - оправдывался я.

     - Запомни навсегда, на ногах должны быть только кирзовые сапоги, даже если выезжаешь всего на несколько часов. Хочешь или не хочешь, а будешь попадать в дождь. Сухие ноги всегда лучше мокрых. Кроме того, если случится падение, сапоги хорошо прикрывают голеностоп от последствий скольжения по асфальту.  Одежда всегда должна быть рассчитана на дождь, на руках должны быть всегда надеты кожаные перчатки или краги…

     Спасибо моему первому наставнику, я хорошо усвоил его уроки. Знания пригодились и при поездке с женой в Крым, на побережье Чёрного моря, на Jawе, на следующий год. И при поездке в Киев и Одессу, на Иже с коляской, в 1974 г. Да и вообще, при любом выезде из дома, я всегда был в кирзовых сапогах и жёлтой брезентовой робе для сварочных работ.

     За приятной беседой выпили спирт, наелись от пуза шашлыка.  Два шампура, которые сразу не смогли съесть, томились на едва светившихся в полной темноте остатках углей. Где-то вдалеке, едва слышно, ворчал гром. Решили ложиться, дело за полночь, а вставать рано. Вот только тогда, дошла очередь последних двух шампуров. Признаюсь честно, ничего подобного потом не приходилось есть. Они были необыкновенно вкусны.

     Лёжа в палатке и засыпая, слышал приближающиеся раскаты грома, падение первых редких капель.

     Утро было сырым и холодным. Тянул противный ветерок, моросил дождь. Собрали мокрую палатку, чем-то перекусили и выехали на трассу. Володино пророчество сбывалось, очевидно  для лучшего запоминания. Я очень быстро ощутил не соответствие погоды и моей экипировки. Белые ботинки с дырочками наполнились брызгами от переднего колеса, тряпочный плащ выполнял роль губки, был и ещё один нюанс. Искусственная кожа, которой было обтянуто сиденье мотоцикла, порвалась и я её заменил сам. В глупом рвении сшив чехол из дермантинового вельвета (что бы тело - не потело, а дышало). Тело, может, и дышало в жаркую погоду, а в дождь  большая поролоновая губка сидения, через полоски ткани, жадно впитывала в себя воду. Через час езды у меня была относительно сухой только спина. И в этом была заслуга жены, бывшей в болоньевой куртке и плотно прижимавшейся ко мне.

     Доехали до Великого Новгорода. Я трясся от холода, понимая, что надо останавливаться здесь и как-то срочно сушиться. Володя останавливаться не мог, командировка требовала его появления в Ленинграде именно сегодня. Тепло попрощались и расстались… навсегда.

     Через пять минут  я стоял в мраморном холле гостиницы, перед стойкой администратора и уныло выслушивал твёрдо заученное «Мест нет». У моих ног разливалась, всё увеличиваясь в размерах, приличная лужа. С одежды продолжало бойко капать…

     - Ну может быть хоть подскажете, где можно остановиться на одну ночь??? – вопрошал я.

     Дежурная лишь пожимала плечами.
 
     - Может быть в кемпинге? – предположила она.

     - А где у вас кемпинг? – ни на что не надеясь поинтересовался я.

     - Недалеко – был ответ – всего километров сорок… В сторону Москвы.
 
     Проехать ещё сорок километров, да ещё в обратную сторону, было выше моих сил…

     На улице, за моё отсутствие, ничего не изменилось.
Как и раньше лил противный холодный дождь, подхватываемый налетающим ветром.
На мотоцикл меня сейчас никто бы не смог заставить сесть, даже под дулом автомата. Покрутил головой оглядываясь. Вправо от гостиницы уходила улица частных домиков. Мы с женой мечтали сейчас даже не о тепле комнаты, а хотя бы о сарае с не дырявой крышей и охапкой сена. Потребность переодеться в сухое колотила всё тело…

     Прошёлся по улице. В малюсеньком дворе увидел пожилую женщину…

     - Простите пожалуйста, нельзя ли у вас переночевать хоть в сарае, одну ночь? Мы заплатим, промокли все насквозь.
 
     Женщина грустно улыбнулась. - У меня очень мало места, я бы с радостью, но сейчас у меня внучка гостит, а кровать только одна – извиняющимся голосом проговорила она.
 
     - Попробуйте обратиться вон в тот дом, там только хозяйка осталась, остальные на свадьбу уехали, там места много.

     На мой стук, на крыльцо вышла неулыбчивая особа, дородная, руки ухватом. Недовольно выслушала просьбу, недовольно нахмурила брови.

     Буркнула: - Ещё чего…, - и хлопнула дверью.

     Пошёл назад, к мотоциклу. На глаза навернулись предательские слёзы, которые замаскировал дождь. Брёл обречённо, глядя под ноги, на раскисающую землю.
 
     - Вот так, можно подохнуть как собака, а никто и руки не подаст… –
с горечью думал я.

     - Ну что? Не пустила? – услышал я совсем рядом.

     От неожиданности вздрогнул и поднял глаза. Оказывается,  я поравнялся с домом первой женщины, к которой уже обращался. Она стояла за калиткой, несмотря на моросящий дождь,  не уходила, смотрела, чем кончатся мои поиски.

     Я, молча, отрицательно покачал головой, боясь голосом выдать свои слёзы, шагнул дальше.

     - Погоди,  - остановила меня она – заходите, попробуем расположиться.

     Мотоцикл еле прошёл в её калитку, я приткнул его в загородке к забору. Занесли в домик чемодан с сухой одеждой. Помещение действительно было крошечным, разделённым занавеской на две части. От двери была кухонька, половину занимала печь, вторую половину столик и несколько сидений. За занавеской полуторная кровать, диван и крошечный комод. Передвигаться можно было только боком.

     Какое же это блаженство, скинуть с себя мокрую одежду и переодеться в сухое!  Жизнь явно стала налаживаться. Хозяйка растопила печку, обвешала её нашей сырой одеждой.

     Пока я помогал хозяйке, жена сбегала в магазин, купила что-то поесть, хлеба и принесла заказанную мной бутылку вина. По времени было около обеда. Мы проглотили свою сухомятку, выпили бутылку вина и упали в постель, предложенную хозяйкой. И моментально провалились в сон, не вставая и не шевелясь до самого утра.
 
     Уже утром, повеселевшая хозяйка, смеясь, рассказывала:

     - А я несколько раз ночью подходила и слушала, живые ли, а то даже дыхания, не было слышно…

     Позавтракали вчерашними остатками, попили чаю, прощаясь, оставили хозяйке пять рублей за хлопоты. Она сокрушалась, что очень много, и трёх рублей хватило бы, но мы были непреклонны.
 
     Погода немного наладилась, дождь кончился, между облаками стало показываться  солнышко, а наши колёса уже крутились в сторону Ленинграда.
 
     Доехали мы без проблем, а вот в Ленинграде они появились. Дело в том, что приехали мы в субботу, а на выходные в Ленинграде появляется много финнов, которые и бронируют места в гостиницах. Не знаю как сейчас, а в те годы, в Финляндии, был «сухой закон», вот они в выходные в Ленинграде и «оттягивались», благо это совсем рядом. В воскресенье, после обеда, они уже уезжали домой, места освобождались  и снять номер в гостинице  никаких проблем не составляло.
 
     Но была суббота…

     Вышли на улицу, встали возле мотоцикла и стали поджидать собрата по Яве. Через полчаса таковой появился. Проголосовали ему. Видя мотоцикл с не местным номером -  остановился. Объяснили, что номеров в гостинице нет, появятся только завтра после обеда. Нельзя ли переночевать у него где-нибудь в сарайчике. Парень на немного задумался, поправил на носу очки и коротко сказал:

     - Поехали.

     Через 10 минут мы уже входили в квартиру, где он жил вместе с родителями. Обстановка была выше среднего. Его мама, миловидная женщина, выслушала объяснения сына, кого он привёл с собой,  и всплеснула руками:

     - Как же ты мог привести в дом совершенно неизвестных людей просто с улицы???

     На что сын ответил:

     - А помнишь, когда вы приезжали ко мне в армию, в Москву? Вы были в точно таком же положении, и Вас, совершенно чужих и не знакомых людей, тогда тоже приютили.

     Аргумент оказался «железным» и нас не стали выгонять.

     Первым делом я вручил его маме наши паспорта, сказав:

     - Пусть побудут у Вас, до завтра, когда мы уйдём.
 
     Это несколько разрядило обстановку и напряжённость. А в воскресенье, поблагодарив хозяйку, мы перебрались в гостиницу.


Рецензии
"Опыта дальних поездок ещё не было, ума тоже". Готовый афоризм! Сразу - раз! - и сел в голову. Чувствую, он мне пригодится. Люблю дальние поездки... Вот бы - с умом!

Лёнечка, как мне не хватает Ваших ответов и Ваших откликов.
Дорогой, милый мой собеседник... Вы теперь - ТАМ.
А я всегда Вас помню, Лёнечка.

Сейчас читала Ваш рассказ - изумлялась: как же всегда хорошо показываете Вы характеры, ситуацию, отношения. Никакой кривдочки! Ни слова!

А законы духовные никто никогда не отменит и не переиначит.
Помог ты - помогут тебе. В рассказе это хорошо видно.

Лёнечка, Вы так помогаете нам...

Ольга Суздальская   05.09.2017 17:31     Заявить о нарушении
Да, Олечка, он невероятно радовался Вашим откликам, и всегда чистосердечно отвечал. Вот такая душа - если к ней с любовью и теплом, и не обманывать никогда - он навсегда становится другом. Навсегда.
Думаю, что ТАМ Вы обязательно его увидите и будете общаться.
Так рада, что Вы поняли его душу, по-детски доверчивую, честную и чистую. Если он кому-то давал слово, то изо всех сил выполнял. Если вдруг не мог выполнить - говорил об этом, не обманывал. И от других ждал того же...
Это удивительная душа и невозможно было Вам не встретиться, души срезонировали. Вот и я Вас люблю-люблю... Читайте, пишите. Как хорошо, как радостно, что Вы чувствуете, что его душа - живая! Это так.

Ольга Коваленко-Левонович   21.09.2017 20:36   Заявить о нарушении
Олюшка, когда стою после Литургии панихиду, обязательно помолюсь-вспомню супруга Вашего, милого, дорогого Лёнечку... Замечательного совершенно человека.
Ну просто очень, очень Леонида не хватает...
А эта страница - такое спасение!!!
Слава Богу и большое спасибо Вам, моя золотая, что она остается открытой.
Люблю вас обоих.

Ольга Суздальская   21.09.2017 20:50   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, милая моя! Мне невероятно тепло на сердце, когда не только добром вспоминают Леонида, но и понимают его... Это нечастое явление, к сожалению... Он внешне скрытным был человеком, но если к нему с добром - раскрывался! Безконечная душа... Так благодарна Вам, миленькая моя, что Вы в последнее время поддерживали его. Никто не писал рецензии, отклики, а Вы - писали, и - как!!! Он мне хвастался... А я радовалась.

Ольга Коваленко-Левонович   21.09.2017 21:10   Заявить о нарушении
Мы с ним договорились, что я не буду удалять ни один из его аккаунтов. Будут силы - опубликую неопубликованное. Хотелось бы издать книгу его стихотворений и прозы, но пока не могу, читаю - и плачу, больно. Пока отложу.

Ольга Коваленко-Левонович   21.09.2017 21:12   Заявить о нарушении