Среди художников города

           Приятно, когда в этом лучшем из миров, чей облик постоянно меняют мечта и желание оправдываются наши скромные надежды. К чести ставшего два года назад депутатом городского Собрания директора Калязинской детской художественной школы Михаила Вячеславовича Стоячко, можно сказать теперь о реализации его давнего проекта, открывшемся этим летом при художественной школе, выставочном зале.
           Недалеко то время, когда зал начнет работать в регулярном режиме и в установленные часы его сможет посетить каждый желающий, но уже сейчас его стены украшает оригинальная, выверенная и впечатляющая экспозиция – «Художники – городу». Эта экспозиция – еще один очерченный незаурядными живописцами фрагмент в созидании того грандиозного культурного пространства образа, которое со временем можно будет назвать калязинской иконосферой XXI века.
           Человеку свойственно обобщать, вот и при взгляде на разность этих картин, на непохожесть их авторов, ищешь объединяющее и, как кажется, находишь это, то ли в неком патриархальном воздухе, вдыхаемом многими выставленными сюжетами, то ли в специфической провинциальности, о которой соблазняешься говорить, даже будучи провинциалом. Но не то и не другое. Конечно, Калязин не из тех городов, что поражают своей ультрасовременностью и его общее состояние вполне характеризует ёмкое слово – глубинка, однако эта выставка удивительно самодостаточна. Не будет крамолой предположить, что она вполне может быть представлена, скажем, в Твери, а возможно и в столице.
            Зрительная интрига захватывает уже при первом беглом взгляде – в центре экспозиции полотна признанного мастера Юрия Евгеньевича Саломахина. Впечатляет, прежде всего, их экзотика. Она как бы неотмирна и в то же время это что-то неуловимо родное русской душе, но различимое лишь сквозь призму странствия органично преданному красоте художнику. Пронзительная поэтизация мира и чуть ли не исихастская трезвенность утонченной творческой манеры, наполняют атмосферу его картин таинственным сиянием внутренней свободы. Кажется, что это дыхание русского Неба.
            Деликатное любование ненавязчивой городской стариной, словно бы наполняет пространную гармонию живописующего лиризма пейзажей воспитанницы школы М.Стоячко, московской студентки-художницы Екатерины Бычковой, столь бескомпромиссно преданной академизму. Хороший тон талантливой сдержанности и отчетливость вкуса – черты, различимые в творчестве преподавателя детской художественной школы Екатерины Даниловой.
            Сюрреализм архитектурной аллегории парадоксом завершенной бесконечности объединивший Тверь и Калязин на полотне Людмилы Дмитриевны Ржавитиной «Калязин Тверской», равно как и аутентичная реконструкция потерянной под волжскими водами главной части нашего города на картине Николая Петровича  Желтушко – словно неопровержимые определения центрального для осмысления нашей духовно-исторической судьбы, тезиса обретенного времени.
            И, конечно, невозможно остаться равнодушным к живописи самого Михаила Стоячко – его искусство обязывает. И если преодолеть крайний соблазн видеть в нем либерально настоянную классику местечкового мейнстрима и не слишком доверять неизбежному выводу, что оно – именно то, к чему в веках стремилась великая русская академическая традиция, сживаешься с необременительным ощущением пикантной оторопи перед стоической сдержанностью неоднозначного обаяния его шедевров. Впрочем, надо отдать должное – художников в России много, но организаторами искусства становятся единицы.

Дмитрий Подгорнов. Газета «ВПЕРЕД» №48 (10302) от 29 ноября 2007 г.

Иллюстрация: фото с М.В.Стоячко (слева) на художественной выставке 28.06.14 в Городском Выставочном Зале при Калязинской Детской Художественной Школе.


Рецензии