Пролог, пп. 74-119. Погонщик ослов

(Погонщик ослов)

1.

(74)
Отправился рабби Эльазар проведать рабби Йосе,
Шимона бен-Лаконья сына,
Тестя своего,
И рабби Абба с ним.
И человек один
Повёл ослов за ними.
Рабби Абба сказал:
Откроем Торы врата,
Ибо час её наступил, и самое время
Направить наш путь.

(75)
Рабби Эльазар Писания стих открыл,
Сказал:
Субботы Мои храните [1].
Приди, узри:
В шесть дней
Святой, да будет Он благословен,
Мiр сотворил.
И каждый день Он раскрывал Своё деяние
И силу Свою дню тому давал.
Когда
Деяние Своё раскрыл Он и силу Свою дал? –
В Четвёртый день,
Поскольку все три первых дня
Сокрыты были и не явны.
Когда же день Четвёртый наступил,
Деяние и силу Он явил
Во всех.

(76)
Ибо,
Хотя Огонь, Вода и Воздух
Суть три основы высшие,
Они неощутимы были –
Их действие не раскрывалось,
Покуда не раскрыла их Земля.
И явной стала их работа – каждой –
Лишь тогда.
___________
1 Лев (Ваикра) 19:30.

2.

(77)
И если скажешь ты,
Что было это в Третий день –
Ведь сказано в Писании:
Да произрастит земля зелень [1],
А также
И вывела земля [2].
[Отвечу]
Хотя написано: день Третий,
Всё же
Четвёртый то был день,
Включённый в Третий,
Чтобы быть единым с ним,
Не разлучённым.
А затем
Четвёртый день
Деяние своё раскрыл,
Чтоб каждый мастер
Явил своё искусство –
Ведь Четвёртый день–
Четвёртая нога
Престола высшего.

(78)
И все деяния – их всех:
Дней первых [трёх]
И дней последних [трёх] –
Неощутимы были в дне Субботнем.
И сказано в Писании о том:
И завершил Бог в день Седьмой… [3]
И это – день Субботний,
А то – четвёртая нога престола.

(79)
И если скажешь ты:
Но если так,
То почему же сказано в Писании:
Субботы Мои храните [4]?
[Отвечу]
Есть Суббота –
Канун Субботы
И есть Суббота –
Сам день,
И нет им разлучения.
____________
1 Быт (Берешит) 1:11.
2 Быт (Берешит) 1:12.
3 Быт (Берешит) 2:2.
4 Лев (Ваикра) 19:30.

3.

(80)
Сказал тот караванщик,
Что погонял ослов за ними:
Что означают слова:
И Святыни Моей страшитесь [1]?

Сказал он ему:
Это святость Субботы.

Сказал он ему:
А что это – святость Субботы?

Сказал он ему:
Это святость, что свыше нисходит.

Сказал он ему:
Если так, значит, Он
Сделал так, что Суббота сама по себе –
Не святость?
Святость же выше неё пребывает?

Рабби Абба сказал:
Так и есть: И будешь
Называть Субботу отрадой,
Святость Господа – чтимой [2].

Суббота – отдельно,
И Господа святость –
Отдельно о них говорится.

Сказал он ему:
Если так,
Кто это, Господа святость?

Сказал он ему:
Это святость, что свыше нисходит
И на ней пребывает.

Сказал он ему:
Если святость, что свыше нисходит,
Чтимой зовётся,
Значит, сама по себе
Суббота не чтима.
Однако, написано:
Чтить её будешь [3].
_____________
1 Лев (Ваикра) 19:30.
2 Ис (Йешайя) 58:13.
3 там же.

4.

Рабби Эльазар сказал рабби Аббе:
Оставь его, человека этого,
Ибо
Есть в нём мудрости слово,
Которого мы не знаем.

Сказали ему:
Ты [теперь] говори.

(81)
Открыл он Писания стих, сказав:
Эт [1] Субботы Мои.

Эт добавляет Субботе границу:
Две тысячи локтей
В любую сторону.
Поэтому добавил слово эт.

Субботы Мои –
То высшая Суббота
И нижняя Суббота.
Обе вместе соединены они
И скрыты вместе.

(82)
Осталась другая Суббота.
Не вспоминали о ней,
И в стыде пребывала она.
Сказала пред Ликом Его:

О, мира Властелин!
Со дня, когда Ты меня сотворил,
Субботой меня называют,
Но дня не бывает без ночи!

Сказал Он ей:
Дочь Моя!
Ты – Суббота,
Субботой назвал Я тебя,
Но вот,
Венчаю тебя Я
Наивысшим венцом.

И возгласил Он, сказав:
Святыни Моей страшитесь!
И это –
Суббота кануна Субботы,
____________
1 предлог винительного падежа, состоит из алеф и тав, первой и последней букв алфавита.

5.

И она – это Страх,
И в ней покоится [1] Страх.

И Кто это?
Это Святой, да будет Он благословен,
[С нею] соединился, сказав:
Я – Господь [2].

И слышал я то от отца моего –
Так он сказал, разъясняя,
Что эт добавляет Субботе границу.

Субботы Мои –
Это круг,
В нём – квадрат,
Вместе – два.
И соответствуют этим двум
Два освящения вином,
Которые нам д;лжно совершать в напоминание:
И завершил
И само освященье.

И завершил –
Слов в этом стихе
Тридцать пять,
И в сам;м освящении –
Тридцать пять,
И вместе они восходят,
Соединяясь в семьдесят Имён
Святого, да будет Он благословен,
И Собрание Исраэля
Ими венчаются.

(83)
И поскольку
Эти круг и квадрат
Суть Субботы Мои,
Оба они включены
В хранение,
О котором в Писании сказано:
Субботы Мои храните.

Но высшая Суббота
Не в хранение включается,
Но в помни,
Ибо в помни восполняется
____________
1 вариант прочтения: «растворяется».
2 Лев (Ваикра) 19:30.

6.

Высший Царь.
И потому называют Его
Царём мiра,
И мiр Его – это помни.
И потому
Нет наверху разделения.

(84)
Два мира есть внизу:
Один – Яаков,
Другой – Йосеф,
И потому Писание гласит:
Мир, мир –
Дальнему и ближнему [1].

Дальнему – это Яаков,
И ближнему – это Йосеф.
Дальнему – как говорится:
Издали явился мне Господь [2],
А также:
А сестра его стала вдали [3].
И ближнему – как говорится:
Новые, которые от ближнего пришли [4].

(85)
Издали – это высшая точка,
Что стоит в чертоге Его,
И об этом в Писании сказано:
Храните –
Она включена в хранение.

И святыни Моей страшитесь – это точка,
Что стоит в середине,
И страшиться её д;лжно больше всего,
Ибо
Её наказание – смерть,
Как сказано в Писании:
Кто оскверняет её –
Смертью умрёт [5].
Кто оскверняет её?
Тот, кто входит
В пространство круга и квадрата
В место, где точка та покоится,
____________
1 Ис 57:19.
2 Иер 31:3.
3 Исх 2:4.
4 Втор 32:17.
5 Исх 31:14.

7.

И её повреждает –
Смертью умрёт.
И об этом Писание гласит:
Страшитесь.

И точка та называется
Я,
И на ней покоится
Тот, Сокрытый, Высший,
Кто не раскрывается,
То есть
Господь [1],
И всё –
Одно.

Спустились рабби Эльазар и рабби Абба [с ослов своих],
Поцеловали его
И сказали:
И как, такую мудрость
Имея под рукой твоей,
Ты погоняешь ослов за нами?
Сказали ему:
Кто ты?

Сказал он им:
Не спрашивайте, кто я,
Но – я и вы – пойдёмте,
Займёмся Торою,
И каждый
Пусть скажет мудрости слова,
Чтоб осветить наш путь.

(86)
Сказали они ему:
Кто направил тебя сюда,
Быть ослов погонщиком?

Сказал он им:
Буква Йуд войну вела
С буквами Каф и Самех,
За то, чтоб те ко мне примкнули.

Каф не пожелала
Покинуть [своё место] и примкнуть,
Поскольку
Ни мгновенья пребывать
вне [Трона Славы] не могла.
___________
1 Четырёхбуквенное Имя.

8.

Самех не пожелала
Покинуть [своё место] потому,
Что д;лжно ей падающих поддерживать,
Ибо
Не могут устоять они без Самех.

(87)
Пришла ко мне Йуд одна,
Поцеловала меня, обняла
И плакала со мною.
Сказала:

Сын мой!
Что могу я сделать для тебя?
Но вот, [теперь]
Я удаляюсь.
Наполнюсь я от многих благ
И Высших Букв –
Сокрытых, драгоценных,
А затем
Вернусь и стану помощницей тебе.

И дам тебе в удел две Буквы,
Превыше тех, что удалились:
Высшую Йуд и Высшую Шин.
Ведь это – всё, что есть [1].
Они твоей сокровищницей будут,
Наполненной всего.
И потому иди, сын мой, и будь
Ослов погонщиком.

И потому иду я так.

(88)
Возрадовались рабби Эльазар и рабби Абба,
Заплакали,
Сказали:
Давай, езжай [верхом]
А мы ослов поведём за тобой.

Сказал он им:
Вот, [ещё одно] не сказал я вам,
Что таково Царя веление –
Покуда Тот ослов Погонщик [2] не придёт.

Сказали они ему:
__________
1 «еш» (йуд-шин).
2 Машиах: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. (Зах 9:9)

9.

Вот, имени своего ты не сказал нам.
И д;ма, в котором ты пребываешь, место –
Каково оно?

Сказал он им:
Д;ма, где я пребываю, место –
Благое и дорого мне весьма,
И это – некая башня, что в воздухе витает:
Великая, драгоценная.
И те, кто в ней живёт, в той башне, –
Это
Святой, да будет Он благословен,
И какой-то бедняк.

Таково место дома, где я пребываю.
И ушёл я оттуда в изгнание,
И вот – ослов погоняю.

Всмотрелись в него рабби Абба и рабби Эльазар,
И слова его были для них вкусны,
Сладки, как манна [небесная], и как мёд.

Сказали они ему:
Если имя отца своего назовёшь нам,
Мы будем прах у ног твоих целовать.

Сказал он им:
А зачем?
Не мой это путь – Торой гордиться.

(89)
Однако [скажу]:
Местом, где жил мой отец,
Было великое море,
И был он рыбой некой:
По великому морю кружила она
От этого края
До этого края.

И был он –
Великий,
Бесценный,
Исполненный дней [1] –
Настолько [велик],
Что поглотил всех других
Рыб этого моря,
А затем
__________
1 атик йомин.

10.

Их вывел вовне
Живыми,
И ныне они
Всеми благами мiра наполнены.

В мощи своей
Во мгновение ока он море проплыл
И вывел меня,
Как стрелу рукою мужа сильного
И спрятал в том месте,
О котором я вам говорил,
И вернулся в место своё,
И скрылся в море том.

(90)
Всмотрелся рабби Эльазар в слова его,
Сказал ему:

Ты – сын святого светоча,
Ты – рава hАмнуны Старца сын,
Ты – сын Света Торы,
И ты
Ослов погоняешь за нами?

Заплакали вместе,
Поцеловали его
И пошли.

И [снова] сказали ему:
Не будет ли угодно господину нашему
Открыть нам своё имя?

(91)
Открыл он Писания стих, сказав:
И Бенаяhу, сын Йеhояды [1].

Стих этот красив…
Но пришёл этот стих,
Чтоб указать нам
На высшие тайны Торы.

[Словами] Бенаяhу, сын Йеhояды –
На Премудрости тайну,
Сокрытую в имени этом.

Сын мужа живого [2] –
Это Праведник, Живой в мiрах.
___________
1 2 Цар (2 Шмуэль) 23:20.
2  там же.

11.

Великий делами [1] –
Деяний всех Господин
И сил всех высших,
Поскольку
Из Него все они исходят.
Он – воинств Господь.
Зн;ком великим записан Он
Во всех Его воинствах.

(92)
Великий делами Он
Из Кавцеэля [2] –

То – Древо великое,
Драгоценное,
Величайшее.

Из места какого вышло оно?
Со ступени какой пришло?

И снова сказало Писание:
Из Кавцеэля [3] –
То высшая, сокрытая ступень,
Которой глаз не видел4,
Ступень, в которой
Всё,
И собирает в себе она
Всё [что исходит]
От Света Высшего,
И от неё
Исходит всё.

(93)
И это святой и сокрытый чертог,
Где собраны и скрыты все ступени.
И в теле этого чертога пребывают
Все мiры.
И все святые воинства
От него питаются
И стоят в своём бытии.

(94)
И побил он
Двух богатырей Моава [1].
____________
1 там же
2 2 Цар (2 Шмуэль) 23:20.
3 мекабцеэль – досл. «собирающий».
4 Ис 64:4.

12.

Две святыни стояли
Ради него
И от него же питались:
Первый Храм и Второй.
Но, поскольку исшёл он,
Тот поток, что он притягивал свыше,
Иссяк наверху.

Потому говорится,
Что он их побил, иссушил и разрушил.

(95)
И пал Трон Святой,
Как сказано в Писании:
Среди изгнанников я [1].

Ступень под названием я –
В изгнании она. Почему?

На реке, называемой Квар,
Реке, что тянулась с небес и входила,
Но…

Завершилось течение вод её,
И не протягивается, как прежде,
И сказано о том в Писании:
И иссякнет река
И высохнет [2].

В Первом Храме иссякнет
И высохнет во Втором.

Потому и побил он
Двух Моава богатырей.

Моава –
Поскольку
Были они от Отца, сущего в небесах.
Высохли и иссякли они
Ради Него,
И все свет;, что Исраэлю светили,
Затемнились.

(96)
И ещё, как сказано в Писании,
Сошёл он и льва убил [3].
___________
1 Иез 1:1.
2 Иов 14:11.
3 2 Цар (2 Шмуэль) 23:20.

13.

В былые времена,
Когда река протягивала свои воды
Вниз,
Сыны Исраэля в совершенстве пребывали
Потому что
Приношения и жертвы приносили
Во искупление душ своих.

И тогда
Свыше спускалось
Какого-то льва подобие.
И видели его на жертвеннике:
Над добычей своей нависал он,
И пожирал эти жертвы,
Как воин могучий.
И прятались все псы от лика его,
Не выходили наружу.

(97)
А так как грешили [сыны Исраэля],
Он в нижнюю ступень спустился
И льва того убил:

Не хотел он, как прежде,
Добычу ему отдавать –
Вот и считается, что убил.

И, конечно,
Льва убил он во рву [1] –
На глазах у другой стороны [2],
Злой.
И увидела это она,
И укрепилась,
И послала какого-то пса –
Чтобы жертвы он пожирал.

Как имя льва того? –
Ориэль,
Ибо
Лик его – львиный [3].
А пса того имя как?

Баладан [«не человек»] – имя его,
Ибо
Не человек он совсем, а пёс,
И лик его – пёсий.
___________
1 2 Цар (2 Шмуэль) 23:20.
2 ситра ахра.
3 арье.

14.

(98)
В снежный день [1].
Снежный –
Из-за грехов [Исраэля].
В день, когда в высях свершился
Суд
В Высшем Доме Суда.

И потому говорится в Писании:
Не убоится она за дом свой при снеге [1].

Что значит – высшего суда?
И почему?
Потому,
Что весь её дом в двойные одежды одет [1].
И может стерпеть
Сильный огонь.

Досюда [раскрою]
Сего речения тайну.

(99)
Как далее Писание гласит? –
Он же убил Египтянина,
Человека видного [2].

Здесь приходит стих,
Чтобы поведать тайну,
Что всякий раз,
Когда сыны Исраэля грешили,
Он удалялся
И отстранял их
От всех благ и светов, что светили им.

Убил Египтянина –
Свет того света,
Что Исраэлю светил.

И кто это?
Это Моше, о котором
В Писании сказано:
Какой-то Египтянин защитил нас [3] –
Ведь он родился там, возрос
И к свету высшему поднялся.
__________
1 Притч (Мишлей) 31:21.
2 2 Цар (2 Шмуэль) 23:21.
3 Исх (Шмот) 2:19.

15.

(100)
Человека видного [1] –
Как говорят:
И явно [2], не загадками [3].

Человек –
Как говорят о нём:
Божий Человек [4],
Словно явил он
Величие славы Всевышнего,
Ибо он удостоился
Управлять той ступенью
Всяким желаньем своим –
Ни один другой человек на земле
Не был того удостоен.

(101)
И копьё в руке Египтянина [5] –
Это посох Божий,
Что был ему вручён,
Как сказано:
И посох Божий в руке моей [6].

И это посох, что был сотворён
В канун Субботы,
В сумерки,
И начертано на нём
Святое Имя
Начертанием святым.

И со скалою согрешил он [этим посохом],
Как о том говорится:
И ударил в скалу своим посохом
Дважды [7].

Сказал ему Святой, да будет Он благословен:
Моше!
Не для того Мой посох дал тебе Я.
Клянусь!
Отныне впредь
Его не будет в руке твоей.
__________
1 мар’э.
2 мар’э.
3 Числ (Бемидбар) 12:8.
4 иш hа-Элоhим – Втор (Дварим) 33:1.
5 2 Цар (2 Шмуэль) 23:21.
6 Исх (Шмот) 17:9.
7 Числ (Бемидбар) 20:11.

16.

(102)
Тотчас
С палкой к нему подошёл [1] –
С суровым судом,
И отнял копье из руки Египтянина,

Ибо с часа того
Был от него удержан [тот посох],
И не был уже
В руке его никогда.

И его же копьём убил он его [2] –
За грех тот, что посохом тем ударил,
Он умер
И не вошёл в землю Святую,
И удержан был этот свет
От Исраэля.

(103)
Из тридцати [3] – самый знатный
Из тех тридцати высших лет,
От которых он брал и передавал
Вниз –
От них он брал
И [сам] приближался.

Но с тремя не равнялся [3] –
Они приходили к нему и давали
В желании сердца,
Но [сам] он к ним не приходил.

(104)
И хотя не входил он в их счёт и число
Поставил его Давид
Исполнителем своих приказаний [3],
Чтобы он не отлучался никогда
От сердца его скрижалей,
И нет между ними разлуки вовек.

Давид обратил своё сердце к нему,
А не он – к Давиду.
Как восхвалениями, песнопениями и любовью,
Что к солнцу луна возносит,
Она привлекает его к себе,
______________
1 2 Цар (2 Шмуэль) 23:21.
2 там же.
3 там же, 23:23: Он был знатнее тридцати, но с теми тремя не равнялся. И поставил его Давид ближайшим исполнителем своих приказаний.

17.

Чтобы в ней его было жилище,
Так поставил его Давид
Исполнителем своих приказаний.

(105)
Пали рабби Эльазар и рабби Абба
На лица свои перед ним
И не могли его видеть
[Пока он говорил].
Встав, посмотрели по сторонам,
Но [и встав] его не увидели.

Сели они и заплакали,
И слова друг другу сказать не могли.

Через час
Сказал рабби Абба:
Верно то, что учили мы:

Каким бы путём
Праведники ни шли,
Если Торы слова между ними –
Те, кто мiра того удостоился,
С ними идут.

То конечно, был [сам] старец hАмнуна.
Пришёл он из мiра того,
Чтобы эти слова нам раскрыть.
И прежде, чем мы узнать его успели,
Ушёл он и скрылся от нас.

Встали они и пытались ослов своих повести –
Те не шли,
[Снова] пытались –
Не шли.
Устрашились они
И оставили
Ослов.

С той поры и доныне
Называют то место
Местом Ослов.

(106)
Открыл рабби Эльазар Писания стих,
Сказал:
Как велико благо Твоё,
Которое Ты сокрыл

18.

Для Тебя боящихся… [1]
Сколь велико высшее благо
И драгоценно,
Которое уготовал
Святой, да будет Он благословен,
Для сынов человеческих,
Удостоенных,
Высших,
Тех, что боятся греха
И усердствуют в Торе,
Когда приходят они
К мiру тому.

Не благо Твоё написано,
Но велико благо Твоё,
И кто это? –

Память о благе великом Твоём
Они возгласят [2],
И это – жизни блаженство,
Которое привлекают они
Из мiра грядущего
К живущему в мiрах.

И это –
Память о благе великом Твоём
И, конечно,
Великое благо для дома Исраэля [3].

(107)
И ещё [о словах]:
Как велико благо Твоё? –

Здесь запечатлена
Премудрости тайна,
И здесь все тайны содержатся.

Как [4] – об этом уже мы сказали [5],

Велико – это Древо
Великое, сильное,
Потому что
Есть Древо другое, меньше него,
_____________
1 Пс 30:20 (Теhилим 31:20).
2 Пс 144:7 (Теhилим 145:7).
3 Ис (Йешайя) 63:7.
4 МА.
5 см. «Мать одалживает свои одежды дочери», п. 19.

19.

А это – великое,
И возводит оно
В выси небесные.

(108)
Благо Твоё – это свет,
Что сотворён был в Первый день.

Которое Ты сокрыл для Тебя боящихся –
Утаил его ради праведников
Мiра того.

Ты соделал –
Высший Ган Эден,
Как сказано в Писании:
На месте, которое Ты
Соделал жилищем Себе, Господи [6],
И это соделал Ты уповающим на Тебя» [7].

(109)
Пред сынами человеческими [8] –
То нижний Ган Эден,
Где праведники все стоят
В духе, облачённом в драгоценные одежды,
Такие же по виду и по образу,
Как в этом мiре были.

И пред сынами человеческими потому,
Что в том же образе,
Что в этом мiре,
Там человеки пребывают
И в воздухе парят,
И в Дом учения небесный поднимаются –
В Ган Эден тот, что в высях.
Парят они и омываются росою
Потоков чистого афарсемона,
И опускаются и пребывают
Внизу
[В Ган Эдене нижнем].

(110)
А временами
Пред сынами человеческими
Они являются,
Чтоб чудеса им сотворить,
Подобно высшим ангелам –
____________
6 Исх (Шмот) 15:17.
7 Пс 30:20 (Теhилим 31:20).
8 там же.

20.

Как мы сейчас узрели
Свет высшего светила,
Но не были достойны разглядеть
И глубже тайны Мудрости познать.

(111)
Рабби Абба открыл Писания стих,
Сказал:

И сказал Маноах жене своей:
Мы непременно умрём,
Ибо Бога видели мы [9].
И хотя Маноах не знал
[Смысла] деяний Его,
Как сказано: Маноах же не знал,
Что это Ангел Господень,
Но, поскольку в Писании сказано:
Не может человек увидеть Меня
И остаться в живых [10],
А мы, несомненно, видели,
То мы непременно умрём.

А мы –
Видели и удостоились света того,
Что шёл между нами,
И –
Пребываем в мiре,
Ибо Святой, да будет Он благословен,
Послал его к нам,
Чтобы поведать нам
Мудрости тайны –
Те, что он нам открыл.
Блажен наш удел.

(112)
Отправились они.
Добрались до некой горы,
Когда склонялось солнце.

И ветви дерева, что на горе,
Застучали одна о другую,
Песнопение вознося.

Так они шли и услышали голос могучий.
Сказал он:
____________
9 Суд (Шофтим) 13:22.
10 Исх (Шмот) 33:20.

21.

Святые Божии сыны!
Вы, те, что рассеяны
Среди живущих в этом мiре,
Вы, светочи сынов ешивы,
Да соберитесь в месте вашем,
Чтобы возрадоваться с господином вашим
В Торе!

Устрашились они,
На местах своих остановились,
Сели.

(113)
Между тем,
Тот же голос, что прежде, раздался,
Сказал:
Скалы могучие,
Молоты вознесённые!
Вот Властелин красок,
Создающий картины,
Стоит на балконе.
Сойдитесь же в Собрание!

В тот же час
Услышали ветвей деревьев шум,
Мощный и великий.
Сказали:
Голос Господа сокрушает кедры [11].

Пали на лица свои
Рабби Эльазар и рабби Абба,
И великий напал на них страх.

Встали поспешно они,
Пошли.
И не слышали больше ни слова.
Вышли с горы,
И [дальше] пошли.

(114)
Когда же дошли
До дома рабби Йосе, сынаШимона бен-Лаконья,
Увидели там раббиШимона бен-Йохаи
И возрадовались.
___________
11 Пс 28:5 (Теhилим 29:5).

22.

Возрадовался рабби Шимон и сказал им:
Несомненно –
Дорогой зн;мений и высших знаков
Прошли вы,
Ибо
Теперь я спал и видел
Вас и Бенаяhу, сына Йеhояды:
Через старца одного
Он шлёт вам два венца,
Чтоб ими увенчать вас.

Несомненно –
Сам Святой, да будет Он благословен,
В пути том [с вами] был.

И ещё я видел:
Преобразились ваши лики.

Рабби Йосе сказал:
Верно говорят:
Мудрец лучше пророка.

Рабби Эльазар подошёл,
Голову положил
Меж коленей отца своего
И рассказал (ему),
Как было.

(115)
Устрашился рабби Шимон,
Заплакал.
Сказал он:
Господи!
Услышал я Твой слух
И устрашился [12].

Хавакук сказал этот стих
В час, когда смерть свою увидел
И восстановление через Элишу.

Почему он назван Хавакуком?
Потому что в Писании сказано:
Через год, в это самое время,
Ты будешь сына обнимать [13, 14]
___________
12 Авв (Хавакук) 3:2.
13 ховекет.
14 4 Цар (2 Млахим) 4:16.

23.

И был то сын Шунамитянки.
И два объятья [15] было:
Матери его – одно,
И Элиши – одно,
Как сказано в Писании:
И приложил свои уста к его устам [16].

(116)
Нашёл я в книге царя Шломо:
Что Имя,
Семьюдесятью двумя
Буквами начертанное [17],
Словами начертал на нём [Элиша],
Ибо,
Когда он умер,
Отлетели буквы алфавита,
Что изначально начертал его отец.
Но теперь, когда его Элиша ;бнял,
Начертал он в нём все буквы
Семидесяти двух тех имён.
И букв в Семидесяти двух тех именах начертанных –
Двести шестнадцать
[Ибо в каждом – три буквы].

(117)
И буквы эти все Элиша Духом [18] начертал,
Чтоб буквами семидесяти двух имён
Его восставить.
И Хавакуком его назвал,
Ибо имя это восполняет
Все стороны
И те объятья, о которых говорилось, восполняет –
Восполняет тайной
Двухсот шестнадцати букв
Имени святого.

Словами этими восставил и вернул
Он дух его,
А буквами восставил
Всё тело
К восстановлению его.
И потому он назван Хавакуком.
____________
15 хибук.
16 4 Цар (2 Млахим) 4:34.
17 хакук.
18 берухея. В некоторых рукописях бедибура – «словом».

24.

(118)
И сказал он:
Господи!
Услышал я Твой слух
И устрашился.

Услышал то, что было мне –
Вкусил я от мира того
И устрашился.

Милосердия стал просить
Для души моей
И сказал:
Господи,
Соверши деяние Твое [19] –
Что Ты сделал мне.

Среди лет – будет жизнью его [20],
Ибо
Яви его – оживи его.
И с каждым, кто соединяется
С летами прежними этими,
С тем жизнь соединяется.
Среди лет извести; ту ступень,
В которой нет жизни
Совсем.

(119)
Заплакал раббиШимон и сказал:
И я устрашился
Святого, да будет Он благословен,
От того, что услышал.

Воздел он руки над головой и сказал:
Вот,
Удостоились вы лицезреть
Рава hАмнуну Старца,
Светоча Торы,
Лицом к лицу,
Я же не был того удостоен…

Пал на лицо своё и увидел, как тот
[Рав hАмнуна Старец]
Горы передвигает
И зажигает свечи
В чертоге Царя Машиаха.
___________
19 Авв (Хавакук) 3:2.
20 Хавакука.

25.

Сказал он ему:
Рабби!
В том мире,
Перед Святым, да будет Он благословен,
Будете вы наравне с главами школ
[Великими учителями].

С этого дня стал называть он
Рабби Эльазара, сына своего
И рабби Аббу –
Пниэль,
Как сказано:
Ибо видел я Бога
Лицом к лицу [1].
__________
1 Быт 32:31 (Берешит 32:31).


Рецензии