Не жаль пути пройденного Со слезами на глазах

СО  СЛЕЗАМИ   НА  ГЛАЗАХ

Рано утром слушали радио - круглую картонную черную тарелку, висящую на стене. Сводки СОВИНФОРМБЮРО интересовали всех. К обеду ждали почтальонку. Эвакуированная с семьей из Белоруссии Васса Николаевна Зарецких отлично справлялась с ролью письмоносца. Мудрая женщина одной из первых  в Зайково получила похоронку на своего старшего сына. На людях никто не видел её слез. Заходила в дом, где её с нетерпением ждали, помогала старикам прочитать, а то и написать ответ. Потрепав по головке ребятишек, понятными им словами передавала содержание письма. « Казенные»  письма - похоронки старалась подольше подержать у себя, заносила в дом на обратном пути, отодвигая людское  горе.

Вернулся  после тяжелого ранения Петр Лавелин. В Архангельском госпитале хирурги извлекли из его бедра осколки мин, полученные на Ленинградском фронте. Для работающих в МТС подростков и женщин  он стал  вскоре незаменимым механиком, помощником и советчиком.

 Стала вдовой его старшая сестра Елизавета в Речкаловой с тремя дочерьми и сыном, рожденным за два года до войны.

 Села семнадцатилетней за рычаги гусеничного трактора, а после стала комбайнером Варвара.

 Тринадцатилетняя Виктория работала в колхозе наравне со старшими. По разнарядке её нередко отправляли коновозчиком на строительство межколхозной электростанции, которая строилась в Речкаловой. Приходилось в любую погоду возить гравий, глину или вытаскивать на берег из воды сплавленные бревна. Не видать конца каторжной этой работы.

 После тяжелой болезни в 1944 году скончалась их мать, Лавелина Надежда Григорьевна.

Ульяна работала на тракторе по разным колхозам района, куда направят. Строгая военная дисциплина была в МТС. За опоздание на работу или потерю гаечного ключа следовало суровое наказание. Рабочий день длился долгих 16 часов. Трактор на железных колесах с шипами не имел кабины. Работать приходилось одной в поле, надеяться только на свои силы…

Однажды заглушила трактор, чтобы добавить горючего в бак. Бочки с топливом стояли у кромки леса. В сумерках заметила на поле две светлых тени больших птиц, как ей сперва показалось. А когда они приблизились, разглядела, что это были волки. Испугалась, укрыться негде, и трактор – не помощник. Натерпелась страху, стучала по железу, сколько хватало сил. Испугались звери, показали оскал, но скрылись в кустах.

Письма с фронта приходили нечасто. Бывало больше месяца никаких вестей, то придет сразу два, но трехмесячной давности. Где воюет муж определить невозможно. Как-то раз в письме справился  про корову с кривым рогом, жива ли. Чем озадачил всю семью. Александр Герасимович быстро помог разгадать секрет, который не заметила военная цензура. Бои, в которых принимал участие Андрей, шли в районе города Кривой Рог  на Украине.

Работа в МТС оплачивалась редко деньгами, вместо денег выдавали облигации Государственного займа. По итогам года выдавали натуроплату- картошку или зерно. Этим же выплачивались премии за перевыполнение плановых заданий.

 В морозный день Ульяна поехала на мельницу в дальнюю деревню смолоть зерно. Очередь образовалась большая, не разрешалось колхозную мельницу использовать для частных помолов. Чтоб быстрее сработать помогала всем, кто был впереди её в очереди. Устала, пропотела, но сумела привезти домой муку. Простудилась так, что несколько дней не могла подняться. Определили воспаление легких, вылечиться до конца не удалось, необходимо выходить на работу. Переживал и беспокоился дед Абрам. Пытался вылечить сноху редькой с квасом. Для него самого редька с квасом являлась универсальным лекарством от всех хворей.  Через десятки лет вспоминала Ульяна эту поездку на мельницу. Здоровье было подорвано именно в военные годы.

В Зайково на месте разрушенной церкви по воскресным дням собирался базар. Кто-то что-нибудь мог сменять, купить или продать. Ульяна приготовила из картошки, обваляла в муке, поджарила, получились красивые лепешки. Взяла с собой девочек, пойдемте, сменяем или продадим.

Але этот поход на базар тем запомнился, что увидела близко молодого мужчину, у которого не было обеих ног. Он сидел почти на земле. Громко пел «Раскинулось море широко», рядом стояли  и подходили еще женщины. Все плакали, клали в лежащую рядом шапку кто красную тридцатку денег, кто краюху хлеба. Мать направила Алю положить пару лепешек.

(Через шестьдесят лет, в сборнике о Зайково, она поместит о Владимире Ивановиче Мурзине(а это был он) несколько строчек: «18-и лет был призван в армию. В 1942 году при наступлении у города Калач в тяжелом бою подорвался на мине. Участник Сталинградской битвы, имеет награды, получает пенсию 53 рубля 13 коп» В 1967году с его слов эти сведения записал ученик 7 класса)

Все ждали окончания этой тяжелой войны. В начале мая Ульяна работала на полях своего зайковского колхоза, километрах в шести от деревни. В прицепщиках у неё работала  девушка из соседнего дома, молодая проворная Васса Егорова. Проехали два-три прогона. Пошел дождь. Работу остановили. Зашли в избушку.  Спасаясь от дождя, к ним подошел путник, который направлялся с железнодорожной станции в Кочевку.

- Че, бабы, сеете? И не знаете, что война кончилась!?-  сообщил им радостную весть.

 «Война кончилась!» Верилось и не верилось!

 Женщины продолжили работу, пока не приехал нарочный верхом на лошади и велел всем идти в деревню на митинг.

 Наступило мирное время 1945 года


Последующее повествование буду вести от первого лица. Так как отчетливо помню все последующие события.


Рецензии
Во всём, что прочитала у Вас, столько тепла, сочувствия к тем людям,
о которых рассказываете.
Спасибо Вам, Альбина,за Ваши такие простые и необыкновенные истории.
Удачи, сил и вдохновения.
С уважением

Галина Преториус   26.10.2016 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо,Галина, за добрые слова.Они и вдохновляют.
Вам-благодарных читателей и успехов.

Альбина Билык   27.10.2016 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.