Мой старый город, ты судьба и память

МОЙ СТАРЫЙ ГОРОД, ТЫ – СУДЬБА И ПАМЯТЬ

Прилечу издалека…
Хоть на час, хоть на минуту.
Чтобы щёки мне ожёг,
Бил крупой оледенелой
Петропавловский снежок,
Самый колкий, самый белый.
Пусть на Пушкинской, в конце,
За панельными домами,
Будет дом. А на крыльце
Снег хрустит под сапогами…

Эти строчки нашего земляка Юрия Гусинского о родном городе звучат очень локально и щемяще. Улица Пушкина (Пушкинская до 1925 года) была когда-то (до Вознесенского проспекта) центральной улицей, самой оживлённой, с лучшими домами и магазинами.
Долгие годы мы жили в старом городе и очень приблизительно знали его историю. Чего стоит одна Петропавловская крепость, об истории которой мы никогда ничего не слышали даже на школьных уроках. А между тем исторический очерк «Город Петропавловск за 200 лет (1752 – 1952 г.г.)» А.И. Семёнова более полувека пролежал в краеведческом музее. Известно, что автор главной книги о прошлом Северного Казахстана составил также и список архитектурных памятников г. Петропавловска. Любопытно было бы уточнить, что же мы потеряли, сравнив список Семёнова со списком № 358 от 20 декабря 2010 года. Зачем? Чтобы знать и помнить! Помним же мы Универсальный магазин на Пушкинской, безвозвратно утраченный, но памятный по открыткам и старинным фотографиям.
Как-то летом в центре города меня остановила стайка ребятишек в возрасте от 6 до 16 лет, стояли они у дома купца Шамсутдинова (старожилы ещё помнят, вероятно, дежурную аптеку и общество «Знание» в этом здании). Старший из детей задал мне кучу вопросов: «Что это за дом? Когда построен? Кто был хозяин? Кто архитектор?»
Как смогла, объяснила, ответила на вопросы. А ведь на этом архитектурном памятнике давным-давно должна быть установлена мемориальная доска с ответами на все вопросы. И традиционной гарантией – «Охраняется государством!» («Где доски, Зин?»). В свою очередь, я спросила деток, откуда они, такие любознательные. Оказалось, что дети приехали с Бензостроя. Уже лет 20 (целое поколение выросло…) на этой городской окраине нет библиотеки, кинотеатра. А что есть? Из очагов культуры, может быть, Интернет. Хорошо, если доступный и умный.
Грамотные, информационно исчерпывающие мемориальные доски – это, кстати, атрибут любого цивилизованного населённого пункта, в том числе и областного центра.
На этот счёт есть одна трогательная и сердечная история в нашем городе. Она такова: ветераны завода ЗИКСТО 10 лет назад, в марте 2004 года, преодолев все организационные препоны, установили на свои средства памятную доску на заводской проходной своему легендарному директору. Заводчане считали Алексея Сергеевича Ворожева одним из лучших представителей истории нашего города. Воспоминаниями о любимом директоре делились десятки заводчан, в чьей памяти он жив и через 30-40 лет после своей кончины. Поистине народная любовь и вечная память, проверенная временем, достойная уважения и запечатлённая в мемориальной доске его коллегами.
А вот другая попытка врачей – ветеранов не преодолела всех преград бюрократизма и бессердечия. Речь идёт ещё об одной странице в истории города.
Илья Васильевич Приказчиков, выпускник МГУ, человек яркой судьбы, участник трёх войн, ещё в 1930 году открывший в Петропавловске первый Казахстанский институт физических методов лечения. Заслуг и достижений у этого врача – подвижника вполне хватает, чтобы увековечить его имя на памятной доске. И.В. Приказчиков 17 лет проработал и в онкодиспансере. «С его именем связаны первые успехи в деле профилактики и лечения онкобольных, само становление онкологической службы в нашей области… Установить мемориальную доску в память о главвраче И.В. Приказчикове сегодня в планах администрации областного онкологического диспансера». Так писала историк – краевед Т.В. Макарова в 2006 (!) году (книга «Петропавловск. Страницы истории», издательство «Северный Казахстан», 2008 г.). Сколько лет минуло?! А между тем, онкология не самая безобидная и побеждённая на сегодня болезнь. Потомкам стоило бы быть более благодарными нашим предкам, бескорыстно служившим Отечеству.
Петропавловск за последние 20 лет пережил немало трудностей. Но жизнь налаживается, вот уже и численность населения возвращается к исходным 200 тысячам, приехало много новосёлов, в городе много строят. Но границы старого города по-прежнему дороги старожилам, а история Петропавловска всё ещё нуждается в своих летописцах – краеведах. Молодёжи, погружённой в современные технологии, было бы интересно и полезно воспроизвести электронную версию старого города. К сожалению, маловато исходных материалов. Ежегодно на День города на главной улице выставляют для обозрения десятка два старых популярных фото. И всё время одних и тех же!
В уже упомянутой книге Т. Макаровой «Петропавловск. Страницы истории» есть любопытная статья «Фотографии из семейного альбома» о нашем земляке Николае Дмитриевиче Барашкове (1926 – 2003 г.г.), фронтовике, человеке с художественным чутьём. Вернувшись в 1950 году в родной город, он сумел по достоинству оценить красоту Петропавловска. К тому времени у нас ещё не начался тотальный снос и перестройка старого города. Поэтому лейтенант Барашков, увлёкшись фотографией, успел запечатлеть множество старинных уголков. Его главным увлечением до последних дней оставалась фотография. «Всё наследие Петропавловского фотолюбителя составляет 20 увесистых альбомов, не считая слайдов» («Петропавловск. Страницы истории»).
После смерти Николая Дмитриевича его вдова передала все работы в краеведческий музей, а это около 300 фото и негативов. Очень хорошего качества и художественного уровня. Где эти фото из нашей истории? Ни выставок, ни упоминаний о фото нынешние горожане что-то не припомнят. Жаль…
«Здание являет собой образец исторической планировки провинциального купеческого города, характерной для конца 19 – начала 20 века, выразившейся в плановой комплексной застройке жилых зданий, и является архитектурным наследием города». Этот вердикт помещён под фотографиями в фотоальбоме «История Петропавловска в фотографиях архитектурных памятников» Северо-Казахстанского областного госархива (Петропавловск, 2008 г.).
К сожалению, эти фото не вносят особой ясности в историю архитектурных памятников, вероятно, и потому, что и качество, и количество их оставляет желать лучшего. Что вполне объяснимо: революция, Гражданская война, пожар 1919 года не способствовали полному сохранению архивных фондов. Краеведы говорят, что наиболее ярко материалы о прошлом Петропавловска представлены в архивах городов Омска, Санкт-Петербурга, Оренбурга. Значит, есть ещё возможности для поисков и пополнения фотоматериалов.
Кроме уже упомянутого списка памятников архитектуры А.И. Семёнова, существовали ещё и советские списки 70-80-х годов. Пробный список этих объектов в новейшей истории появился и в 2005 году, числом более 70 наименований. Но уже в окончательном списке № 358 от 2010 года исчезли некоторые объекты – одни бесследно, другие, со следами увечья, безжалостного уродства на потребу собственников, стоят неопознанными в черте старого города. По большей части, это ныне объекты общепита, косметические салоны, магазины, и нет даже мало-мальского напоминания об их истории. Почему бы не поместить рядом на билбордах старинные фото этих вековых памятников? Ведь дома, как и люди, имеют свою историю. Так, здание, где располагались Сиротский банк и Городская управа, имеет несколько фотооткрыток 1905-1906 годов. Вот и напомнили бы горожанам у нынешнего общепита, обшитого жёлтым алюкобондом, о вкусах и служении городу наших предков.
А если не заглядывать в позапрошлый век, а только в 30-ые года века двадцатого, то можно отметить ДК железнодорожников (ныне – городской Дом Культуры). Здание является ярким образцом архитектуры советского конструктивизма 1920-х годов. Этот стиль до сих пор высоко ценится в мире. Здание сохранили, и спасибо, что не обшили и его алюкобондом, сохранив экстерьер памятника. А конструктивисты, между тем, невольно бы вздохнули от нынешнего соседства во дворе с позолоченной эклектикой. Как там поживает архнадзор? Не очень сладко задремал ли..?
А вот ещё одна история из жизни памятников архитектуры. В 1946 году в городе Петропавловске пленными немцами были построены общественные здания и жилые дома, некоторые из них вошли в списки памятников архитектуры. Интересна история одного из них. Речь идёт о ДК завода им. В.В. Куйбышева. С конца 1940-х годов этот очаг культуры был ещё и кинотеатром, и заводской библиотекой (адрес – ул. Каманина, 61). Типично немецкая архитектура (прежде – невиданная в наших краях) использовалась на полную катушку до строительства нового Дворца культуры завода. Интересно, что даже в архивах заводоуправления ЗИКСТО фото этого здания для нас не смогли обнаружить.
Теперь на этом месте сооружён очередной супермаркет, коих уже десятки есть в нашем городе. Самое замечательное, что в этом строймаркете в минувшем году была выставлена коллекция дореволюционных открыток с видами Петропавловска. Заметьте, не в краеведческом музее, не в выставочном зале, а в обычном магазине – самом демократичном и доступном заведении. Сделал это наш земляк Александр Гончар, известный в городе филокартист и очень скромный человек. Когда видишь эту коллекцию, то невольно дух захватывает: качество открыток отменное, а удивление, восхищение и ностальгия по старине охватывали многих посетителей магазина. Рискованно-то как: такое сокровище, и – в народ! Невольно вспомнился древний латинский девиз, который любили использовать гуманитарии, завершая свой труд, в числе их и гениальный Л.Н. Толстой: «Quod potui – feci, - faciant meliora potentes!» – «Что мог, я сделал. Пусть, кто может, сделает лучше!»
Потрясающая коллекция! Уникальные фотооткрытки!
А история с поисками фото ДК Куйбышева («Кубышки», как звали его в среде молодёжи этой заводской слободки) закончилась успешно. Фотография нашлась у нашего земляка – заводчанина, фотографа с юных лет, инженера – конструктора Г.Н. Краснова. Спасибо за неравнодушие и любовь к истории города, Герман Николаевич! Техническая интеллигенция – это особое достояние Петропавловска: умные, хорошо образованные (троечников-то на заводы «оборонки» не направляли, наверное).
- Любите ли вы Петропавловск так, как любят его те, кто вырос здесь, прожил долгую жизнь в городе?
Такой вопрос хочется задать всем молодым новосёлам и чиновникам, от которых подчас зависит судьба многих исторических объектов города. Очень обнадёжило обещание Акима о том, что «на костях строить Торговый Дом не будем». Но это речь шла о бывшем кладбище возле Всехсвятской церкви. И вот уже который год местные власти нацеливаются на «точку» застройки возле Драматического театра: то фонтан, то детский парк затевали. Напротив же, почти 20 лет стоит остов бывшего Торгового Дома купца Р. Яушева (1915 г.) – ул. Брусиловского, 20. И «точечная» застройка Дома Молодёжи, которую планируют в 2014 году на мемориальном кладбище возле Вечного Огня, где были захоронены около 300 человек, наверное, уместнее через дорогу: там и стены мощные уже есть, и коммуникации рядом.
Если же мемориальное кладбище за Вечным Огнём приведут в порядок – по назначению, то благодарная память горожан, думается, надолго сохранит в сердце доброе дело в защиту истории и здравого смысла.
А с Домом Молодёжи петропавловцам, конечно, не везёт: первоначальный замысел этого здания в центре на огороженной площади не сложился. И, как пишут в городских СМИ, «огромная территория бывшей площади Достык, проданная частным лицам, до сих пор уродует облик города заброшенным домостроем» (газета «Добрый вечер» от 16 мая 2014 года). Так куда же смотрит архнадзор и вся армия архитекторов-чиновников?
Да, центральной улице по нечётной стороне как-то очень не везёт: смели множество домов напрочь, и всё кануло без памяти. Недавно на городском сайте в Интернете я увидела фото, которое было обозначено, как «Старая больница» (ул. Первомайская, ранее – ул. Почтамтская). Этот дом принадлежал семье врача А.И. Мухина до 1930 года, а сам врач А.И. Мухин – это, как известно, история города.
Первая Городская больница в парковой зоне долгие годы была гордостью и целительным очагом для всего города. Давно уже нет этой больнички за парком, а её № 1 теперь носит бывшая железнодорожная больница. Не сохранился и дом Мухина, уничтожено кладбище, где он покоился. Пытаясь сохранить память о докторе Мухине, врачи – ветераны, краеведы и депутаты установили мемориальную доску в 2002 году на входе в поликлинику № 1, что рядом с улицей, которую когда-то называли Больничной, а теперь это – Парковая улица. Горожане просили тогда, чтобы улицу Первомайскую, где жил врач, переименовали в честь доктора Мухина. Но – отказали…
И почему чиновники Петропавловска так не любят и не чтят наших выдающихся врачей 20 века? Вот малые детки боятся уколов, а взрослые дяди почему? Наверное, и лечатся они где-то не здесь, а за пределами Петропавловска или вовсе не болеют…
Как же мы храним память о старом Петропавловске? Есть архивы, музеи, а ещё личная память горожан и семейные альбомы со старыми фотографиями. Вот и у коллекционера Виктора Фёдоровича Никонова есть до сотни фото старого города второй половины 20 века. Спасибо ему за любовь к родному городу! И сколько же ещё фотографий и документов хранится в семейных архивах у многих…
А пока мы предлагаем всем, кто интересуется и помнит раритеты Петропавловска, новый альбом издательства «Северный Казахстан». Очень небольшой тираж альбома «Старый город Петра и Павла» порадует и тех, кого судьба унесла в далёкие края. Малая родина – это часть жизни, а иногда и вся жизнь в родных Пенатах.
Закончить хочется стихами поэта северного Приишимья Владимира Георгиевича Шестерикова:
Манит нас с ногтей младенческих
Эпох таинственная связь,
Причуды теремов купеческих
И деревянных кружев вязь.
Белеет церковь, словно парус,
Виднеясь нам издалека,
Живи и здравствуй, Петропавловск,
И славен будь во все века!

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии