Александрийский маяк

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

И вот мы с вами снова в Египте, в дельте Нила, недалеко от того места,  где находится первое из семи чудес света древности- пирамиды. Но на этот раз  речь пойдет о седьмом  чуде света- маяке, созданном в 300-280 годах до нашей эры в портовом городе Александрия на берегу Средиземного моря.
К сожалению, увидеть маяк (в отличие от пирамид) не удастся. Он давно исчез. Но не бесследно. Свидетельства о нем сохранились у древних и средневековых авторов. Сохранились даже монеты того времени, на оборотной стороне которых  есть схематическое изображение маяка.
Нынешняя Александрия, с двухмиллионным населением, протянулась на 25 километров по песчаной косе, которая когда-то перерезала морской залив, образуя большое соленое озеро. В ней мало сохранилось от облика Александрии античного периода. Названием да и рождением своим город обязан Александру Македонскому. С 525 года до нашей эры Египет находился под персидским владычеством. Избавиться от него египтянам не удавалось, поэтому они заключили союз с греками, у которых были старые счеты с персами. Когда Александр избавил от власти персов малоазийскую Грецию, он пошел в Египет. Ему оказал сопротивление лишь персидский комендант пограничной крепости Газа. После ее взятия Александра повсюду встречали как освободителя. Поэтому персидский наместник в Египте вынужден был отдать в 332 году до нашей эры Александру весь Египет без боя. А жрецы главного храма в Мемфисе, столице Египта, короновали его царем. Так Александр стал преемником фараонов.
В те далекие времена на месте будущей Александрии находилось небольшое рыбацкое поселение Ракотис. Александр прибыл сюда из Мемфиса с небольшой флотилией. В его окружении наряду с военачальниками, зоологами, историками, ботаниками, танцовщицами был и архитектор Дейнократ. Он сопровождал Александра на протяжение всего его похода из Македонии. Александру понравилась в Ракотисе естественная гавань, перед входом в которую находился скалистый остров Фарос. Здесь же может быть прекрасный торговый порт: вокруг плодородные египетские нивы и близок Нил. И Александр повелел Дейнократу возвести тут город. А сам уехал, так как не мог здесь больше задерживаться! Узнав однажды от одного из философов, что во Вселенной существует много миров, Александр воскликнул в отчаянии: «А ведь я еще не успел завоевать этот!» Поэтому он очень торопился. Он мечтал разбить персидского царя, завоевать Вавилон, Индию и вообще стать властелином всего мира. Он и не подозревал, что через 10 лет вернется сюда (в 323 году до нашей эры), но, увы, в золотом саркофаге.
А город начали строить сразу же после его отъезда. Город рос очень быстро. И когда Александр внезапно умер в Вавилоне, македонский полководец Птолемей I, захвативший власть в Египте, сделал Александрию своей резиденцией. Он высоко ценил науки и искусства и понимал, что они могут служить славе больше, чем войны. Поэтому он создал в Александрии (по предложению философа Деметрия Фалерского) великолепный центр культуры и искусства, назвав его храмом муз («Мусейон»). Мусейон стал мировым научным центром. В нем было собрано 700 тысяч рукописей! Здесь работало много ученых, скульпторов, художников, писателей. В городе появились прекрасные дворцы и храмы. Птолемей завершил также строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное море с Красным. А для облегчения навигации около Александрии начал строить огромный маяк на острове Фарос. Маяк тоже называли Фаросом по названию острова. Его построили не только для практических целей. Он был также символом  могущества, богатства и величия империи. О размерах и форме маяка есть разные свидетельства. По одним из них он был высотой 180 метров, по другим- 135 метров. Его огонь был виден на расстоянии 55 километров. На его квадратном основании располагался большой дворец с четырьмя башнями по углам, а из центра дворца поднималась массивная башня высотой 70-80 метров. Она постепенно сужалась и заканчивалась зубцами, как крепость. По углам башни стояли бронзовые статуи, служившие флюгерами. Говорят, что одна из статуй всегда указывала рукой на солнце на всем пути его движения по небосводу и опускала руку, когда оно заходило. Другая статуя отбивала время- каждый час днем и ночью. Была и статуя, которая указывала рукой на море, когда там  появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик.
На первой башне стояла еще одна, восьмигранная, более узкая, но тоже высокая. Она заканчивалась каменной площадкой, окруженной колоннами, а в центре была чаша, в которой зажигали огонь. Колонны поддерживали третью- конусообразную башню, увенчанную бронзовой статуей бога морей Посейдона. Все сооружение было из белого мрамора. Свет от огня усиливался отражением от металлических зеркал. Топливо доставлялось наверх по винтообразной лестнице. Она была такой удобной и пологой, что навьюченные ослы, дойдя до вершины, почти не уставали. Так пишут.
Маяк был одновременно и крепостью, в которой размещался большой гарнизон.              А в подземной части башни была врыта огромная цистерна с питьевой водой, на случай осады. Маяк служил и хорошим наблюдательным пунктом.
Строитель маяка, инженер-архитектор Сострат, желая сохранить свое имя в веках, высек на мраморной стене надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Сделав эту надпись, он закрыл свое имя тонким слоем штукатурки, которая по цвету не отличалась от мрамора, и сверху написал имя Птолемея. Но в глубине души Сострат надеялся, что пройдет время, разрушится слой штукатурки, и всему миру станет известно имя настоящего создателя. Так и случилось.
Столь величав был маяк, что его причислили к чудесам света. Во время александрийской войны римские завоеватели во главе с Юлием Цезарем (I век до нашей эры) наполовину разрушили маяк. Его самая высокая часть рухнула.                Во времена императоров Клавдия (10 год до нашей эры- 54 год нашей эры) и Нерона (37- 68 годы нашей эры) маяк восстановили. На закате римской империи в IV веке нашей эры он стал жертвой землетрясения, и его огонь потух навсегда. Во времена арабского господства в VII  веке нашей эры он был лишь дневным маяком. В конце X века новое землетрясение оставило от него едва четверть. При султанах-мамлюках в XIII веке он уже был не нужен и как дневной маяк: материк настолько приблизился к острову, что птолемеевские пристани занесло песком.  В начале XIV века его начали разбирать на камни, а землетрясение 1326 года разрушило маяк окончательно. Когда археологи в конце XIX века начали искать следы маяка, они столкнулись с трудной задачей. Остров Фарос, находившийся ранее на расстоянии 1300 метров от берега, постепенно соединился с материком, изменились и его очертания. Археологи предполагали, что маяк стоял на скалистом выступе нынешнего полуострова, в том месте, где в конце XV века была построена прибрежная султанская крепость. Она и сегодня отчасти служит как крепость, а отчасти музеем. Предположения археологов подтвердились в 1962 году, когда неизвестный итальянский ныряльщик нашел на дне моря недалеко от крепости султана мраморные колонны. Дополнительные исследования показали, что маяк действительно стоял на месте нынешней крепости или вблизи нее. При строительстве крепости были даже частично использованы камни маяка.                Хотя маяка и не стало, но его название до сих пор живет в слове «фара» (от «Фарос»), связанном с источником света.
Вот мы и завершили встречи с семью классическими древними чудесами света (Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк).
Но, как мы и писали в первой статье о семи чудесах света (1994,  № 7-8), на этом рубрика «Семь чудес света» не заканчивается. Мы продолжим рассказы о наиболее выдающихся памятниках, достойных продолжить список чудес и быть названными «восьмым чудом света». И рубрика будет называться: «Семь чудес света (восьмое чудо света)».
А восьмых чудес света в мире много. И не столь важно, сколько их окажется: семь десятков, семь сотен или… Все равно каждое из них будет восьмым чудом света.
Итак, до встречи с ними…
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)    1995 г.
Рассказ Юрия Жданова «Александрийский маяк» опубликован:
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Александрийский маяк. Газета «Радость» № 3-4, 1995. Стр. 18-19.
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии