Лик

Лик
Действующие лица
Палыч - 50 лет, деревенский житель.
Бусый - 35 лет, художник, постоялец Палыча.
Бабка Матрёна - соседка Палыча, староверка.
Агафья - внучка Бабки Матрёны, 18 лет, красавица.
Участковый.
Лёша - деревенский пьянчужка.
Действие происходит в отдалённой деревне на берегу реки. Русский Север.

Картина первая.
 Дом Палыча, комната Бусого. Бусый собирает вещи. На столе разбросаны эскизы. Входит Палыч, подходит к столу.
Палыч. (Листая эскизы). Ого! Да вы, молодой человек, как я посмотрю, приехали за пейзажами, а увозите портреты?
Бусый.(Хмуро) Пейзажи тоже есть.
Палыч. Но портретов-то на целую галерею! Агаша. И снова Агаша. Так, бабка Матрёна. Колоритно. Опять Агаша! Так ты, Бусый, смотрю, даром времени не терял!
Бусый. Какое там! Бабка её со двора не выпускает. И через забор не поговоришь - караулит.
Палыч. Что, и не поговорил ни разу?
Бусый. Один раз. Два слова. Ни о чём. Когда у бабки был, лик списывал. Бабка вышла, Агаша зашла, что-то только успели друг другу промямлить. Бабка затопала обратно, девчонку как сдуло.
Палыч. Что за лик?
Бусый. (Показывая список старинной иконы). Бабка говорит, святая Агапия, но надписей не разобрать. Я копию под старину делал. Здесь я не могу сделать экспертизу, но не позднее 17-го века. Цены нет! Еле бабку уговорил, старовером прикинулся, всё как положено, двуперстие, туда, сюда. Поверила что я иконописец, только когда я ей списки показал, которые в Деревеньках делал. Но пасла меня всё время. Так что...
Палыч. Ладно, пакуйся скорее, а то я к вечеру вернуться не успею. Лодка ждёт.
Бусый спешно пакует эскизы и вдруг застывает, глядя в окно. За окном, на соседнем участке, участке бабки Матрёны, стоит Агафья. Смотрит в окно. Палыч заметил как застыл Бусый, тоже смотрит в окно.
Палыч. Да, вот с кого лики писать! Глаза! А ты, парень, своё упустил. Ведь понравилась?
Бусый молча суетливо пакуется.
Палыч. Понравилась. И ты ей пришёлся. А как иначе? Что у нас, что в Деревеньках - одни деды, да Лёшка-алкаш. Пока Агафьины родители были живы, её в село в школу возили, а как потопли, так бабка её здесь и заперла. Хочет монашку из неё сделать. Ну, сделает - не сделает, не знаю, но по-моему свихнётся скоро девка у бабки-то.
Бусый. (Шёпотом) Агафья, Агапия, агапэ, любовь...
Палыч. Пропадёт здесь девка-от. Шестнадцать-то ей точно есть, так-то ей паспорт положен, да бабка не позволяет, говорит, антихристовы бумажки. Да тут у нас что в Мокром, что в Деревеньках дедки да бабки все без паспортов, так им-то чего! А девчонку жалко. Сколько раз просила меня её в город свозить, хоть посмотреть…
Бусый. Так и свозили бы.
Палыч. А потом что? Назад везти? И её живьём съедят, и меня. Мне-то ладно, а её бабка вовсе может в погреб заточить – каяться. А в городе её оставить не на кого… Ладно, пойду мотор залью, подходи, не тяни.
Картина вторая.
Забор бабки Матрёны. Внутри стоит Агафья, положив на забор руки. С другой – Палыч. На крыльце бабка Матрёна, не спускает с Агафьи глаз. Палыч что-то говорит Агафье, ласково улыбается. Агафья отвечает, но видно, что напряжена. Палыч утешительным жестом кладет ладонь на её руку. Из дома Палыча выходит Бусый. Задумчив, смотрит под ноги, идёт по улочке. Палыч замечает Бусого, кивает Агафье, быстро и уверенно спускается к реке тропинкой, сокращая путь. Агафья смотрит вслед Бусому. Бусый оглядывается, почувствовав взгляд. Несколько секунд смотрят друг на друга. Агафья опускает глаза, Бусый отворачивается и понуро продолжает путь. Агафья оглядывается на свой дом. Видит, как в дом входит бабка Матрёна. Делает испуганный жест. У берега Палыч спешно заливает мотор топливом и заводит.
Картина третья.
Изба бабки Матрёны.
Бабка Матрёна возится в сенях, опираясь на клюку входит в горницу. Темно, ставни притворены. Бабка идёт к красному углу, зажигает лампаду. При свете лампады видно, что в красном углу раньше стояли три иконы, теперь осталось две. Вместо одной из трёх пустое место, незакопченная побелка. Бабка в ужасе заламывает руки, крестится, ковыляет на двор, зовёт Агафью.
Картина четвёртая.
У избы бабки Матрёны.
Бабка Матрёна у калитки, к ней подбегают Агафья и Лёша. У Лёши блестят глаза. Бабка Матрёна тычет Лёше в руку деньги.
Бабка Матрёна. Беги Лёша, беги до Деревенек, звони антихристам, пусть хочь антихристы его, ирода, поймают! Только сперва уж позвони, потом похмелишься!
Лёша. Я бегом, бабуля, я уж бегом, потом и похмелюсь, это я очень даже благодарствую!
Бабка Матрёна. Ежели поймают ирода, ещё добавлю, беги, беги!
Лёша убегает.
Картина пятая.
По речной протоке идёт моторка с Бусым и Палычем. Палыч правит, Бусый сидит понуро. Навстречу им идёт другая лодка. Приближается. В лодке участковый. Приподнимается, делает жест разворачиваться. Палыч отвечает недоумённым жестом, но участковый делает ещё более настойчивый жест, и Палыч разворачивает лодку.
Картина шестая.
На берегу.
Лодки причаливают. Из одной выходит участковый, из другой Палыч. Подходит к участковому, здороваются за руку. Бусый сидит понуро в лодке.
Участковый. (Бусому). Молодой человек, прошу вас выйти из лодки. Да-да, вы, молодой человек.
Бусый подходит к участковому.
Участковый. (Козыряет). Капитан Смолин. Предъявите, пожалуйста, ваши документы. Так, Бусый Игорь Петрович. Очень хорошо. Игорь Петрович, мне необходимо произвести досмотр ваших вещей. (Палычу). Пал Палыч, будь добр, извлеки вещички молодого человека.
Бусый. А что случилось?
Участковый. А вот посмотрим. Пал Палыч, ты у меня за понятого, учти. А вы, Игорь Петрович, будьте добры, откройте ваш рюкзачок.
Из открытого рюкзака участковый извлекает свёрток.
Участковый. Пал Палыч, ты видел, вот это было в рюкзаке гражданина Бусого.
Палыч кивает. Участковый разворачивает свёрток и извлекает икону.
Участковый. Этим нечто оказалась икона. Так, Пал Палыч?
Палыч кивает.
Участковый. Вот теперь пойдём в избу к Матрёне Авдеевне, там и протокольчик составим. Пойдёмте, пойдёмте, молодой человек!
Картина седьмая.
В избе у бабки Матрёны.
За столом участковый, напротив Бусый. Сбоку Палыч, бабка Матрёна у печки. На столе икона и протокол.
Участковый. Игорь Петрович, вы взрослый уже мальчик, простите. Матрёна Авдеевна опознала принадлежащую ей икону. Икона была обнаружена в вашем рюкзаке. Я всего лишь констатирую факты и записываю их в протокол.
Бусый смотрит на Палыча в надежде на поддержку. Палыч мрачен.
Бусый. Пал Палыч, это ведь копия, ведь я вам показывал! И Ба... Матрёна Авдеевна подтвердит, что я делал копию. И Агаша подтвердит, она же видела!
Участковый. Матрёна Авдеевна, правда ли, что гражданин Бусый делал копию с принадлежащей вам иконы?
Бабка Матрёна. Писал, писал, ирод, и ту унёс, и другу унёс, обе две унёс!
Участковый косится на вещи Бусого.
Участковый. Хм. Пал Палыч, ещё раз попрошу тебя...
Палыч неохотно встаёт, смотрит как участковый роется в вещах Бусого, но ещё одной иконы не обнаруживается.
Участковый. (держит в руках и рассматривает икону). И что это у нас? Копия? Подлинник? Матрёна Авдеевна, очень вас прошу, посмотрите хорошенько, это точно ваша икона?
Бабка Матрёна. Моя, моя.
Участковый. Пал Палыч, а ты что скажешь? Ты подлинник видел?
Палыч. Мельком. Не могу сказать.
Участковый. Придётся на экспертизу отсылать.
Участковый разглядывает икону, Палыч мрачен, Бусый в поисках поддержки озирается. Смотрит в окно. За окном Агафья. Приложив руки к груди, смотрит на Бусого. Он на неё. Вдруг она исчезает.
Участковый. Пал Палыч, подпиши.
Палыч подписывает.
Палыч. Я пойду.
Участковый. Будь здоров, Палыч!
Палыч уходит. Участковый дописывает протокол, протягивает Бусому. Бусый читает протокол.
Участковый. И вы подпишите. Если с чем не согласны...
Бусый, не особо вчитываясь, подписывает.
Участковый. Поедемте, Игорь Петрович, в городе разберёмся.
Картина восьмая.
Катер участкового с участковым и Бусым отчаливает. Палыч провожает их угрюмым взглядом. Бабка Матрёна во дворе.
Бабка Матрёна. (Озираясь). Агафья! Агафья!
Катер идёт по протоке, затем по плёсу, наконец, подходит к причалу у небольшого городка.
Картина девятая.
Участковый причаливает катер. Бусый сидит мрачный. Вдруг в носовой части катера раздаётся стук.
Участковый. Что за ёлки палки!
Лезет на палубу, ощупывает люк багажного отсека. Люк заперт снаружи. Из отсека снова стук. Участковый с трудом отвинчивает гайки люка, открывает. Из темноты отсека, словно лик на иконе лицо Агафьи.
Участковый. Агафья! Кто тебя запер?
Агафья. Дядя Палыч. Сергей Александрович, бабка врала, мне уже восемнадцать, вот метрика, мне паспорт получать нужно.
Участковый. И ради этого ты...
Агафья. Бабка не отпускала.
Бусый вскакивает как ужаленный, махом перепрыгивает через ветровое стекло, склоняется к люку, протягивает Агафье руки, вытаскивает её из отсека. Стоят на палубе, держась за руки, смотрят друг на друга.
Картина десятая.
В избе бабки Матрёны.
Бабка спит, привалившись к печи, лицо заплакано. Дверь тихо открывается, крадучись входит Палыч, подходит к красному углу, достаёт из-за пазухи икону, ставит на место. Смотрит на лик. Лик - на него. Палыч улыбается.


Рецензии