О прочей
Вот сестра её бывшего мужа,Ирочка,выполняющая всю домашнюю работу,пока Томилина сидит и обдумывает свои повести и нераскрытые убийства(нет,но всё-таки - где я это уже читал?).Вот муж её,её начальник - все,все как один добрые,отзывчивые и понимающие...(чёрт,что-то не то - я где-то уже это писал!)
Вот Томилина читает отзывы о себе:"...книги Томилиной - плохое подражание западным образцам..."Но она никогда не старалась подражать...И все её книги...о сегодняшнем дне,о людях,которые ходят по улицам рядом с нами...А что касается стиля...одни вещи получаются неспешными,задумчивыми и наполненными психологией,другие - динамичными и более крутыми,третьи - таинственными и страшными.(Как много,оказывается,синонимов к слову "скучный"!)
Вот Томилина размышляет."Ей так хочется работать.И так хочется писать книги...поклонников Т.Томилиной - сотни тысяч...Эти люди поймут,как ей плохо,и простят,если книга окажется не очень удачной.(А как же второй том "Мёртвых душ"?)...Потому что творец такой же человек,как и все остальные...Он болеет,страдает,радуется,у него бывают приливы сил и случаются депрессии..."
Вспомнил!Вспомнил,где я это уже читал,это ведь всё та же Варвара Белинская!Сотней страниц ранее её монолог:"...мы не киборги,а живые люди...потому что мы точно такие же,как все,болеем,страдаем,нервничаем...Нужно ли нас за это осуждать?"У этой эмоциональный ступор - у Томилиной ступор творческий,эта бездельница - та бездельница,эта фригидна по своей сути - та фригидна по беременности.
Мда,литературный приём "дубля" или,точнее,"Буриданова осла".Оправдан ли он здесь?Две клушки-подружки,"белые мышки"...
Приём "буриданова осла" - идентичные обстановки,идентичные герои - оправдан лишь в случае третьего,центрального персонажа.Например,князь Мышкин - и Аглая с Настасьей Филипповной.Или другой,более рискованный пример - Вронский и Каренин.Казалось бы,противоположности,но вспомните сцену у постели умирающей Анны и вы поймёте - и Каренин,и Вронский суть один и тот же человек.И Анне всю её жизнь было суждено тянуться к обоим и отталкиваться от них.Правда,после смерти Анны Вронский "забайронствовал",но это неудача Толстого:Вронский должен был со временем превратиться в Каренина.
Приём дубля оправдан лишь в случае постоянного психологического нарастания сюжета и должен заканчиваться трагически,хотя и не обязательно смертью.Здесь же не дубль - здесь два столба новых ворот,на которые только и смотреть "баран бараном".
Но вернёмся к нашим баранам...тьфу! - к Томилиной.Вот ей сообщают,что муж ей изменяет и она на следующее утро,накормив мужа завтраком(не спрашивать же такое натощак?),интересуется,правда ли это.Вот она,37-летняя женщина,собравшаяся рожать первого и единственного ребёнка любимому мужу(как настойчиво нашёптывает Маринина),рискует с согласия и одобрения любимого и любящего мужа этим ещё нерождённым ребёнком...
Я не знаю семейное положение Марининой да и не хочу знать.Говоря о Марининой-писательнице,Маринина-человек не может и не должна меня интересовать.Но ни в одной из её книг нет детей,нет любви,так горячо декларируемой,но полностью отсутствующей.Что - Стасов любит свою жену или она его?Что - Чистяков любит Белинскую или она его?Да помри Белинская,и Чистяков,на что профессор математики,недолго горевал бы,а быстро был бы окручен и расписан с какой-нибудь лихой бабёнкой,щёлкающей мужиков как семечки!
Идём дальше.Вот мнение Томилиной о журналистике."Ну что вы,я к журналистам прекрасно отношусь...Работа такая...Каково население,такова и пресса.Если людей...будоражат исключительно чужие прегрешения,если населению хочется каждый день читать о ком-то,что он сексуальный извращенец,сволочь,вор и взяточник,то нужно всего-лишь пойти навстречу этим пожеланиям,и всё будет в порядке."
Здесь я целиком и полностью согласен с Томилиной:подлецы они все,подлецы и сволочи,4-ая власть,что 5-ая колонна...Но о журналистике ли это сказано,не рецепт ли это самой томилинской кухни?Или марининской - Это,мой Читатель,что споры о сладости хрена и редьки,поверь...
Но идём дальше.Вот злодей,задумавший рабски подчинить себе Томилину,и сама Томилина,блистательно(естественно...) побеждающая злодея силой своего разума.Ничтожны оказались рассуждения злодея о том,что "...женская литература - это всегда литература...в которой дама-автор олицетворяет себя с героиней.Она любуется ею,приписывает все мыслимые и немыслимые добродетели и...наделяет её внешностью,о которой она мечтает.Писательница хотела бы прожить точно такую же
жизнь,совершать такие же поступки,встречать такую же неземную любовь,заниматься таким же восхитительным сексом."Да - с этим злодеем и этими разглагольствованиями Томилина справляется блистательно:тем,что она абсолютно не умеет мечтать.Бескрылое,но и бесплотное,неземное существо."Оно".
К чёрту,надоело.Надоел мир зомби-уродов Марининой,надоела эта комната кубической формы с железными стенами и железными же потолком и полом.Хоть с линеечкой перемерь - у,з-зараза! - везде один и тот же размер.Молодцы,это надо так исхитриться!Но час пройдёт,другой - и уже скучно в этом царстве правильности и соразмерности.
На-до-е-ло.
Послесловие.
Статью эту я написал 11 лет назад и,как обычно,отложил подальше - пусть отлежится да и ,возможно,обычная писательская зависть к чьей-то популярности.Но чувство брезгливости и сейчас такое же сильное,как и 11 лет назад,Возможно,кому-то и не понравятся мои суждения,но меня никогда и не интересовало чьё-то мнение о моих мыслях.
Свидетельство о публикации №214063001132