Полицейские заметки 1 Страницы биографии 5

           Эта статья не о том, какая хорошая Америка или нет. Я постараюсь проанализировать на простых примерах обычные взаимоотношения между людьми и представителями власти. Почему они такие в России и в Америке, судить – вам. Все отношения внутри любой страны – это отношение власти к народу.  Каждый народ сам выбирает себе власть по своему  усреднённому мышлению. 
           В трёх рассказах из цикла “Эта такая разная  Америка” я привёл три аспекта, явно отличающиеся  от таких же ситуаций в бывшем Советском Союзе.
           Какова ситуация в сегодняшней России, не знаю. Но могу предположить, из новостных известий, Думских репортажей, многочисленных рецензий по различным сайтам как  ОК, ВК,  Стихира, ЭМ и т.д., что можно сделать вывод о катастрофическом падении культуры страны. Я имею много связей с бывшими (Сам я математик) преподавателями вузов, студентами да и просто друзьями, чтобы сделать этот неутешительный вывод. Все поют в одну дуду. Плюс сегодняшнее образование, которое отбросило Россию далеко назад, поближе к “Нигерии”.
           В Америке я уже 22 года. И постоянно интересуюсь жизнью России. У меня там много друзей. И 48 лет жизни. Мне, как ни странно, Россия всё ещё не безразлична.

           Попробую рассмотреть, если позволите, отличия наших стран сквозь призму взаимоотношений полиции и собственно народа.
           Родом я из Узбекистана. Из тех краёв (СССР), где значительно больше угрюмых и, что немаловажно, совсем малоулыбчивых людей. Особенно это начинаешь понимать чуток поживя в Америке.
           Как пример. Свой медовый месяц мы решили провести в Сибири. Это был 1973 год. В один из дней в Иркутске в гастроном “выбросили” тушёнку.  Для нас, туристов из Узбекистана, было дикостью видеть, как женщины дрались в очереди. Настоящее скетч-шоу! Когда женщины дерутся, мужская драка – это просто игра. Смесь кик-боксинга с уличной дракой. Нам, мужчинам, такая вот злость не присуща. Как говорил добряк Партос: “Дерусь, потому что  дерусь”. А милиция стояла, не вмешиваясь, и спокойно наблюдала за этими игрищами. Так называемые стражи порядка. Уже потом стало понятно... В этом периферийном краю (Иркутск, Ангарск, Братск, да и везде вокруг Байкала) мясо не продавалось. Только в ресторане. И то, мы имели хороший кусок мяса, потому что в мою молодую красавицу-жену, наверное, влюбился официант. Спасибо Господу Богу! Мы были сыты.
           Я вспомнил этот случай только из-за того, что  вознамерился рассказать о поведении полиции и её ответственности. Причина очень простая – довольно странные рецензии к рассказу “Эта такая разная  Америка ...   II. Полиция...” 

          Валерий, а вы обратили внимание, что на три ваши статьи о США, кстати прекрасно написанных, нет ни одной рецензии. На фоне антиамериканской истерии в России ваши статьи как-то не вписываются... Вот если бы вы нашли "родимые пятна" на теле США, вот тогда другое дело...

          Рецензия явно подчёркивает определённое отношение россиян к Америке, как таковой – недружелюбное. Америка имеет много различных  “родимых  пятен”. Но вопрос стоял о полиции. И только. Есть на что обратить внимание. Любая коррупция начинается с “крыши”. Не мне вам это объяснять. 
          Вторая рецензия просто говорит о культуре человека и его боли за страну.

          Работники милиции (полиции), как и все люди, в разных странах, разные. Полицейский в Америке отличается от полицейского в России. Описанный портрет американского полицейского предпочтителен российскому, своей культурой обращения с водителем. Но о разных отношениях приведу пример из собственной практики. В 60-ые годы прошлого века, совершал турне на своих "Жигулях" по среднеазиатским республикам СССР. Перед выездом из Казахстана, где в то время проживал, меня пугали узбекскими гаишниками: будешь платить штраф на каждом углу. Получилось другое, проехал весь Узбекистан не заплатив ни рубля. Более того, возвращаясь из Бухары в Самарканд, где-то на полпути, остановили гаишники: офицер и сержант. Офицер расспросил о впечатлениях  о  поездке,  поинтересовался  здоровьем  (эффект ошеломляющий: впервые в моем долголетнем общении со стражами порядка!), пожелал счастливого пути...
           Не успел я пересечь границу родного Казахстана, как был оштрафован. Вот такие пироги! Думаю, что наши полицейские в перспективе наберутся культуры... 

           Во всём мире любые аспекты жизни влияют на связь народа со стражами порядка.
           Как-то не верится, что за двадцать два года отсутствия в Союзе, неважно как он сейчас называется, что-то  кардинально изменилось в отношениях между людьми. Раньше в магазинах мало что можно было приобрести. Особых разносолов достать только по блату. А потому, надо было везде наводить мосты. “Tы мне, я тебе” – самая распространённая форма общения. И как не странно, это было такой обыденностью, что даже не было противно от этого невежественного состояния. Исключая Узбекистан и, может быть, Прибалтику и Москву с Ленинградом, во всех больших городах все сидели с полными холодильниками за счёт знакомств или зубы держали в стакане. Кстати, в Иркутске мой знакомый старлей, милиционер, всегда ел мясо. 
           Теперь везде всё есть, но расклад тот же. Просто, другая причинность. 
           И, конечно, наша доблесная милиция или полиция – хрен редьки не слаще – жила  и продолжает  жить той же жизнью: “или деньги, или ещё больше потеряешь”.
           У нас в Узбекистане как было? Всё очень просто и доходчиво:
           – Ваши права, пожалуйста, дорогой.
           – Я что-нибудь нарушил?
           – Нет, дорогой. Выйди из машины, пожалуйста. Вот так (нараспев) – Я выхожу  из... –  Вот ты что  делаешь? – Ещё не дав мне полностью выбраться из машины, продолжает милиционер. – Берёшь зелёненькую, кладёшь вот так на лядошку и протягиваешь рука к моей рука. Салям алейкум, дорогой. Как твоя семья, жена, дети? Соседи? Как сам? Всё хорошо? А я тебе говорю – теперь хорошо. И ты счастлив, что у меня теперь всё хорошо. И я никакой штраф тебе не пишу. Так как у нас вместе теперь всё  хорошо. Теперь мы друзья. Всё!
           Как-то вот так. За трёшку все дела. Но три  рубля это пятнадцать буханок хлеба или три процента зарплаты. В основном. Правда бывает вдруг сол-нышко пригреет, настроение у милиционера хорошее и вам повезёт, однако радушие со стороны правопорядка редкий случай.
           Ну а в Америке, в Кливленде по крайней  мере, так всегда. Иначе, полицейский может лишиться работы. Но здесь и стреляют в полицию относительно часто.  Потому быть полицейским гораздо опасней, чем представителям других профессий. Но лицо они никогда не теряют. Или почти никогда. Все люди человеки ...
           Был со мной такой случай.
           Шесть утра. Меня срочно вызвали  на  работу. Даже не умывшись, бегом в машину. Улица – 2 км. Прямая стрела, но в середине знаки принадлежности к  разным  городам  Большого  Кливленда. В одном  скорость – 60км/час, а во втором – 40км/час. И три знака 40км/час на длину в один километр. Еду в полудрёме. Улица пустая, еду со скоростью 70км/час. На красный свет поворачиваю направо без остановки. Вдруг сзади замигала полицейская машина. Оказывается, он уже проехал полтора километра прямо за моей машиной, а я его не видел.
           – Что делать будем? Три знака ограничения – ноль внимания. Перед поворотом на красный не остановились. Не пристёгнуты ремнём. Что ещё? Ва-
ши права и страховка ... Почему страховка не продлена? Без неё не имеете права сесть за руль.
           – Офицер. Добрый вечер. Тьфу, доброй ночи. О! Мой бог! Доброе утро! Сегодня мой выходной. 10 минут назад хозяин магазина, где я работаю, срочно вызывает на работу. Трак с мебелью уходит в Лас-Вегас, нужно срочно что-то там починить. Я ещё не проснулся. Извините. Вас бы вот так ... А по по-воду страховки, так это машина магазина. Я уже три недели требую страховки и знака на номер. Всё как по барабану. Что я могу сделать?
           Он пошёл, сел к себе в машину. Что-то там стучал по компьютеру. Потом возвращается и протягивает мне права и лист старой страховки:
           – Езжайте осторожно и протрите глаза. Скажите своему хозяину, что я завтра проверю все машины. Всего хорошего и хороших выходных.
           Ни штрафа, ничего. Вот так. Хотите верьте, хотите  нет. 
           Обычно на скоростных дорогах стоят полицейские машины и часто с зажжёнными мигалками  только лишь для того, чтобы водители проверяли свою скорость сами. Как предупреждение.
           Через год после моего приезда  я, наконец, устроился на постоянную работу. Доставка мебели покупателям домой и её установка.  Ещё через полгода начал каждый понедельник ездить за мебелью в Пенсильванию. Где-то два часа двадцать минут в один конец. Опыта вождения по скоростным дорогам ещё не имел, а потому заехал на первый попавшийся пост узнать почему все машины меня обгоняют. Оказывается, можно ездить максимум плюс десять миль в час. Только потом тебя могут остановить. Скажу честно – я не поверил. Снова остановился у первой встречной полицейской машины, стоящей на разделительной полоссе фривея. Тот же ответ и рекомендация лучше иметь скорость плюс семь-восемь километров в час. Спокойней будет. Так у меня и сохранилась привычка держать скорость где бы то не было плюс семь километров в час.
           Однажды по этой же скоростной, я с женой направлялись в Нью Йорк. Впереди замаячила огнями  полиция. На всей земле люди одинаковые. Все машины сбавили скорость. Я всегда пользуюсь круиз-контролем и потому никогда не меняю скорость. Уже проехал эту полицейскую машину, как вдруг мили через две она мне замигала.
           Естественно, полились упрёки жены! 
           – Дорогая, главное сиди молча. Ты не знаешь  английский. Договорились?
           Останавливаю машину, не глуша мотор. Руки на руле – знак уважения к полицейскому. Подходит молодой полицейский. Рука под козырёк и дословный диалог :
           – Здравствуйте! Ваши права и страховка.
           – Офицер, я что-то нарушил?
           – С какой скоростью вы двигаетесь?
           – 73 км/час.
           – А здесь какая скорость?
           – 65-ть.
           – Ваши документы.
           – В пяти милях отсюда полицейский пост дороги. Мы можем туда с вами вместе доехать? В 1993  году я дважды специально заезжал на пост, чтобы 
знать с какой максимальной скоростью можно ездить по американским дорогам? Я тогда только приехал в Америку и не знал всех негласных правил. Как Вы думаете, что капитан мне ответил?
           – Так что?
           – Не более десяти.
           – Быть не может ...
           – Так поехали, но спрашивать буду я.
           Он замялся и буквально промямлил:
           – Ладно, езжайте, но не более чем на  5 км/час.
           – Офицер, вы мне предлагаете нарушать правила? Не могу поверить.      
           Мы улыбнулись друг другу и, установив обычную скорость, рванул машину с места. Полицей ский, проехав пару миль за мной остановился посреди фривея. Жена только и проговорила – ну ты и наглец. 

           Я, конечно, могу представить отношение русских людей, живущих сейчас в России и прочитавших мои наблюдения в виде рассказов, ко мне, так азываемому “бывшему”. В них не хвала Америке. В них то, что обычно встречается в жизни. И мало кто на это обращает внимание. Это имеет своё  азвание – повседневность. 

           Я уверен, что и в России есть вполне добропорядочные полицейские. Если их хорошо поискать. Разница в том, что полиция в Америке служит зако- ну. Это вовсе не означает, что всё, что она делает в рамках морали. Здесь тоже море идиотских законов в разных штатах. Да что там в штатах – в городах.
           Скажу лишь, что когда я только приехал в Америку в 1988 году к брату на два месяца в отпуск, остаться здесь жить мне не захотелось. Я был вполне удовлетворён своей жизнью в СССР. Вы не поверите, что меня больше всего удивило в поездке. Я был горд за Советскую прессу! Всё, что я знал об этой стране из газет и журналов, а прочитал их великое множество не специально перед поездкой, а по необходимости в силу моей профессии, оказалось правдой. Здесь же американцы любого вероисповедания толком об СССР ничего не знали. Только то, что мы были враги, что там много медведей, а русский мужик пьёт  водку как воду. Всё!
           Теперь Российские СМИ то же самое строчат об Америке. Но что было очень интересно – в первый мой приезд народы этих стран очень мало чем отли- чались друг от друга. Сейчас, судя лишь по рецензиям интернета, путинская политика своё возымела. Народ стал более злым и зомбированным. Такими людьми легче управлять.

           Прискорбно... В СССР на весь печатный материал была цензура. И как обязательный ценз – культура обращения к читателям. “Народ” не должен тер- петь косноязычия. Всё было выдержано в рамках уважительности государства к читателям. Больше того, на экранах появлялись иностранные фильмы только отвечающие стандартам Советской культуры. После девяностых их сняли, стандарты. Да-да её, культуру, отменили. Всё, чем славилась Советская культура, опошлилось сиюмоментно. Очень жаль.  Культуру не загнали в угол. Нет. О ней как-будто за- были. Розовые очки веры в светлое Будущее всего  человечества разбились вдребезги. А вместе с ними понятия восприятия мира многогранного, не похожего на повседневную действительность убогого мышления. В Думе матерятся и дерутся!!! О какой культуре общества может быть речь!?
           Очень уж коробит... Разрушен не Советский Союз. Разрушена русская цивилизация. Язык Пушкина, Достоевского. Обидно ... 
           Ну вот. Так всегда. Начал за здравие, а кончил  за  упокой ...

06.30.2014.


Рецензии
Дорогой Валера!

Мне пришлись по душе Ваши путевые зарисовки.

Понравился и стиль.

Понравилась и Ваша философия.

С уважением

Борис Гольдин   22.09.2015 02:54     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимание. Сегодня Новый Год.
ХАГ САМЕАХ! СЛАДКОГО И СПОКОЙНОГО ГОДА! ЗДОРОВЬЯ И ОПТИМИЗМА ВСЕМ!

Валерий Шурик   13.09.2015 14:22   Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Борис Гольдин   22.09.2015 02:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.