Колизей

КОЛИЗЕЙ

Дорогие друзья! Те из вас, кто регулярно читает нашу газету, помнят рассказы под рубрикой «Семь чудес света»: о Египетских пирамидах (№ 7-8, 1994), Висячих садах Семирамиды (№ 9, 1994), храме Артемиды в Эфесе (№ 10, 1994), статуе Зевса в Олимпии (№ 11-12, 1994), Мавзолее в Галикарнасе (№ 1, 1995), Колоссе Родосском (№ 2, 1995), Александрийском маяке (№ 3-4, 1995).
Помните вы, наверное, и о решении продолжить эту рубрику (кстати, по вашей просьбе), назвав ее «Семь чудес плюс…» (о Вавилонских стенах- в № 11-12, 1995 и о Вавилонской башне- в № 3-4, 1997).
Мы продолжаем знакомить вас с уникальными памятниками человеческой культуры, которые достойны оказаться среди семи избранных.

Замечательный архитектурный памятник Древнего Рима был построен в 75-80-х годах нашей эры по указанию римского императора Тита Флавия Веспасиана, прозванного Божественным Веспасианом (9-79 гг. н.э.), на месте дома Нерона.

Для чего построили Колизей

Римляне очень любили массовые зрелища: театрализованные представления, бои гладиаторов, травлю диких зверей… Вот им и понадобилось то, что, по-нашему, можно назвать соединением театра и стадиона. Это грандиозное сооружение вмещало в себя 56 тысяч зрителей и называлось «Амфитеатр Флавиев». А Колизеем его назвали уже потом, в период раннего средневековья, очевидно, за огромные размеры (от латинского слова «колоссей», означающего «громадный",«колоссальный»). И по заслугам: представьте себе эллипс длиной в 190 метров и шириной в 156 метров (длина по периметру- 520 метров). Высотой этот «стадион» был с современный 16-этажный дом- 48,5 метров.

А что означает слово «амфитеатр»?

Теперь мы так называем места в театре, которые расположены за партером. А в те времена так называли монументальные сооружения для различных представлений. Амфитеатры были построены во многих городах Древнего Рима. Ведь римляне требовали: «Хлеба и зрелищ!» Знаете этот знаменитый лозунг? Он известен миру именно с тех пор.
Но римляне не сами придумали подобные сооружения. Вы, наверное, помните из истории, что Рим победил Грецию. Но, победив, он впитал в себя греческую культуру и в том числе архитектуру. Так и амфитеатры стали дальнейшим развитием греческих театров, только греческий театр по форме напоминал одну подкову, а римский амфитеатр две, соединенные вместе. Колизей был самым большим амфитеатром Древнего Рима и являлся его украшением.

Как он был устроен?

В центре его находилась эллипсовидная арена, вокруг которой ярусами размещались места для зрителей. Причем зрители рассаживались в соответствии с социальным положением: в нижнем ярусе- император со своим окружением, сенаторы и другая знать, на следующих двух ярусах- всадники и римские граждане, а на самом верхнем- четвертом- вольноотпущенники. Кстати, такое размещение по социальному признаку появилось только в Риме, в Греции этого еще не было.
Арена была столь велика (длина- 86 метров, ширина- 54 метра), что на ней одновременно размещалось до трех тысяч пар гладиаторов. Фундамент арены был создан так, чтобы под нею разместились помещения для гладиаторов, для убитых и раненых участников игр, клетки для зверей, различные машины и приспособления, необходимые для представлений.
В более ранний период амфитеатры строились только деревянные. Во времена Юлия Цезаря, например, деревянный амфитеатр разбирался сразу после окончания зрелищ.
А Колизей построен уже из камня, бетона и кирпича. Зрительские трибуны были облицованы мрамором.
Итак, Колизей- это четырехэтажное здание. На первых трех этажах находилось по 80 арочных проемов. В них- на втором и третьем этажах- располагались скульптуры, но они не сохранились. Между арками размещались сводчатые галереи и лестницы. Галереи использовались как фойе. Большое количество проемов и лестниц позволяло зрителям быстро занимать и покидать свои места.
Этот грандиозный амфитеатр не имел крыши, хотя укрыться от дождя можно было в галереях. А от солнца защищал тент (веларий), который натягивали над всем амфитеатром на высоких мачтах. Они крепились к стенам верхнего яруса здания. Основным и самым популярным зрелищем как в Колизее, так и в других амфитеатрах стали бои гладиаторов. Они были официально узаконены- жестокость зрелищ соответствовала жестокости того времени. Гладиаторов обучали в специальных школах. Чаще всего набирали рабов, военнопленных, осужденных преступников. Их специально готовили убивать друг друга или бороться с дикими зверями. Самый известный из гладиаторов- Спартак. За 150 лет до строительства Колизея он возглавил восстание рабов (74-71 годы до н.э.).          Прекратились гладиаторские бои лишь в V веке нашей эры.
До наших дней от Колизея уцелело немногое: часть конструкций амфитеатра и наружной стены. Многое в устройстве этого уникального сооружения до сих пор неясно, например, водоснабжение и осушение (дренаж).
Для проведения реставрационных работ Колизей закрыт до 2000 года. Ведутся археологические исследования. Запланировано строительство деревянной арены, будет снята окалина с его стен, возродятся прилегавшие постройки.
Время пролетит быстро, и помолодевший Колизей вновь предстанет перед нами во всем своем  великолепии.
                Юрий Жданов        1997 г.

P.S.: Новые семь чудес света

Мы знаем о существовании Семи чудес света Древнего мира, о которых мы рассказали ранее в нашей газете: Египетские пирамиды («Радость» № 7-8, 1994), Висячие сады Семирамиды (Вавилона) («Радость» № 9-10, 2005), Храм Артемиды в Эфесе («Радость»  № 10, 1994), Статуя Зевса в Олимпии («Радость» № 11-12, 1994), Галикарнасский мавзолей   («Радость» № 1, 1995), Колосс Родосский («Радость» № 2, 1995), Александрийский маяк («Радость» № 3-4, 1995). Так как из этих семи чудес света Древнего мира до наших дней сохранились лишь Египетские пирамиды, возникла идея определить Семь новых чудес света. Эту идею выдвинул в 1999 году швейцарец Бернард Вебер. Он же и осуществил акцию по всемирному голосованию, о которой мы рассказали в нашей газете («Радость» № 1-2, 2007). Авторитетной комиссией были выбраны сначала  200 самых значительных рукотворных памятников культуры человечества. Из них были затем отобраны 77, а из них- 21 претендент для проведения всемирного голосования на право войти в число Семи новых чудес света.  Голосование состоялось и объявлены Семь новых чудес света.                В число Семи новых чудес света вошли:                Великая китайская стена («Радость» № 1-2, 1998),                Петра- город в скалах в Иордании («Радость» № 1-2, 2007),                Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия) («Радость» № 11-12,2008),                Мачу-Пикчу- древний город инков в Перу («Радость» № 11-12, 2007) ,                Чичен-Ица- древний город индейцев майя в Мексике  («Радость» № 11-12, 2008),                Колизей в Риме («Радость» № 11-12, 1997),                Мавзолей Тадж-Махал в Индии («Радость» № 1-2, 1999).
А единственному сохранившемуся до наших дней памятнику, входящему в число Семи чудес света Древнего мира- Египетским пирамидам, присвоен статус «Почетного чуда света».   

Рассказ Юрия Жданова «Колизей» опубликован:
Юрий Жданов. Колизей. Газета «Радость» № 11-12, 1997. Стр. 8.

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).


Рецензии