Интервью о войне

Детство – удивительная пора, когда формируется личность, когда человек созревает для долгого пути под названием жизнь. В это время мы можем позволить себе быть беззащитными, не думать о будущем. Но детей, переживших войну лишили права на детство. Когда вокруг столько человеческих трагедий, приходится взрослеть до поры.
Воспоминания о Великой Отечественной войне не дают покоя жительнице села Нижняя Тавда Наталье Петровне Бизиной (в девичестве Хридиной). В памяти снова и снова всплывают картины обездоленной юности…  В доверительной беседе я попросил её рассказать о том, как это было.
 - Наталья Петровна, вы местная?
 - Нет, я родилась в селе Текино Сампурского района Тамбовской области. Папа, Пётр Кузьмич Хридин, служил в царской гвардии, а после революции остался верным прежним идеалам, которые и отстаивал во время гражданской войны.
 - Детство было тяжёлым?
 - Моё детство пришлось на голодные времена. В колхозах за работу рассчитывались зерном. Хлеб же превратился в настоящую ценность. Сейчас хлебные остатки выбрасывают в мусорное ведро,  а в те годы от недостатка хлеба умирали люди.
Сколько раз мы садились обедать за пустой стол. В один из таких дней мне сильно захотелось молока. Вдруг отворилась дверь и вошла знакомая женщина с кувшином, полным парного молока. Видимо, Бог услышал мои мысли и совершил чудо.
Одежды, как вы понимаете, тоже не хватало, в школу приходилось ходить в изношенных и наполовину обрезанных сапогах. Как-то я пришла в класс, промокшая насквозь. Наша учительница заметила это, сняла с себя валенки и одела их на мои посиневшие от холода ноги.
 - Как вы узнали, что началась война?
 - Мама послала меня купить мыло. В магазине заговорило радио. Люди окружили чёрную тарелку приёмника и внимательно слушали. Недоумение на лицах сменилось страхом. Я тогда не особенно испугалась, поскольку не до конца поняла, что произошло. Позже по радио сообщили, что немцы окружили Киев. На всём пути продвижения фашисты создавали концентрационные лагеря, куда сгоняли не только взрослых, но и детей. Людей расстреливали и сжигали целыми деревнями.
 - Наталья Петровна, расскажите, чем вы занимались во время войны?
 - После окончания седьмого класса я поступила в Тамбовское  педагогическое училище. Помню постоянный холод и голод.
Однажды вечером я сидела возле общежития. Ко мне подошёл милиционер и спросил: «Что вы здесь делаете?» Я ответила, что слежу, чтобы бомба не попала в здание.
Через некоторое время на рынке, недалеко от железнодорожного вокзала, я попала под обстрел с воздуха. Началась паника. Мимо бежала полная женщина, переваливаясь с боку на бок. Со стороны это выглядело смешно, и ребята, отправлявшиеся на фронт, язвительно заметили: «Смотрите, бомба идёт!»
После бомбёжки Тамбова самолёты врага полетели на Катовск, где располагался пороховой завод. Рядом были бараки рабочих. Завод стёрли с лица земли. Сколько людей пострадало в этой мясорубке, одному Богу известно.
 - Возможно, есть трагические эпизоды, которые навсегда врезались в память?
 - Один случай не даёт мне покоя. Я приехала к маме из Тамбова и шла от станции Сатинка в село Текино. По дороге увидела взорванный поезд. На земле лежала убитая женщина, а рядом ребёнок лет трёх. Малыш надрывно плакал, кричал, казалось, вот-вот он сорвёт голос. Мимо бежали люди, и никто не обращал на него внимания. Я на время остановилась, но потом ускорила шаг… Не знаю, почему я так поступила… очень хотелось взять ребёнка с собой, но я этого не сделала, поскольку его нечем было кормить. Часто вспоминаю тот день и не могу себя простить за то, что оказалась малодушной.
Другой эпизод связан с моим старшим братом. В Тамбове мне сообщили, что Сеня вернулся с фронта в тяжёлом состоянии . Я с трепещущим сердцем села в поезд , и всю дорогу вспоминала наши разговоры. Он часто спрашивал: «Наташа, а Бог существует?» Я отвечала, что не знаю, а нужно было сказать: «Да».
Семен воевал на Кавказе. Его ранили, незнакомый солдат помог выбраться с поля боя. Помню, как на негнущихся ногах я подошла к постели брата. Сеня открыл глаза и заплакал. На следующее утро одним близким человеком стало меньше.
 - Вспомните Победу. Что происходило с вами и вокруг вас?
 - Я была в общежитии. Заговорило радио, и диктор сообщил, что Германия подписала акт о капитуляции. Мы побежали на центральную площадь. Каждый переживал эту радость по-своему. Одни смеялись, а другие плакали, и почти все обнимались. Люди были охвачены счастьем и ужасом.  Ужасом – потому, что их близкие не дожили до этого дня. Через какое-то время мне довелось понаблюдать за пленными немцами. Они шли с опущенными плечами и из подлобья глядели на нас.
 - Представьте, что страницы газеты – это трибуна, с которой можно обратиться к читателям. Что бы вы пожелали молодому поколению?
 - От нас уходит целая эпоха. Многие из фронтовиков тяжело больны и нуждаются в вашей помощи. Участие в их судьбах станет доказательством того,  что эти люди не зря защищали мир на земле. Новая война начинается, когда забывают о прошлой. Поэтому никогда не предавайте забвению ни живых, ни мёртвых.


Рецензии
очень верно сказано!
"Новая война начинается, когда забывают о прошлой. Поэтому никогда не предавайте забвению ни живых, ни мёртвых".
С уважением Галина

Галина Дейнега   09.06.2015 22:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.