Всего лишь шаг... Classic trio

Classic trio, 14 июня 2014 года,
музей ‘Чайковский и Москва’

Всего лишь шаг…

 Ветреный июньский день. Изредка налетающий мелкий дождик, накрапывающий к радости флоры и фауны – и к досаде, а порой и раздражению куда-то спешащих прохожих… Я еду привычным маршрутом ‘Королёв - Москва’, и автобус, плавно покачиваясь, уверенно несёт меня к вечеру, наполненному классической музыкой…

 Выхожу из автобуса… и вижу распростертого на газоне пожилого человека, который лежит без движения – и… и никого поблизости! Даже если бы я выехала без запаса по времени – конечно, подошла бы. А запас у меня есть – и какой! Незамедлительно подхожу… живой, живой, просто, видимо, ‘вышел, чтоб идти к началу начал, но выпил и упал – вот и весь сказ’…
 Тут же от припаркованной у дороги машины ко мне направляется какой-то человек, очень похожий на армянина (в бюро переводов я научилась отличать на глаз и армян в том числе+) – и говорит, что ‘Скорую’ уже вызвал… Камень сваливается с души, но я все равно пытаюсь набрать номер экстренной службы, забыв, как ни странно, как же теперь правильно набирать номер – обычное ‘03’, это я помню точно, уже не срабатывает…
 Спешат, спешат прохожие… Чуть приостановятся, поглядят не то с любопытством, не то с сочувствием – и шествуют дальше… И тут подбегает какой-то юноша, трясёт лежащего на земле – понимает, что тот пьян… и активно выясняет, вызвали ли ‘Скорую’. Узнав, что помощь уже должна быть в пути, решительно теребит злоупотребившего алкоголем – но я уговариваю этого активиста оставить несчастного в покое – на ногах он все равно не держится, а лежа – имеет возможность глубоко дышать, устремив в небо затуманенный взгляд. Благо, дождя на сей момент нет, и земля в этом районе Москвы сухая…
 Армянин уезжает, и я твёрдо решаю дождаться ‘Скорой’… Вот и они – подъехали, вышли… Молодой человек, подбежавший и старавшийся помочь, помогает санитарам установить несчастного вертикально, нашатырный спирт быстро приводит его в чувство… Но забирать его не забирают, только сажают на край клумбы… Молодой человек обещает побыть с нетрезвым джентльменом, пока тому не станет получше… сетует, и от его замечания мне становится нехорошо (матушка-Россия, просыпайся уже!):
 - Уже третий за сегодня! А один умер, когда ‘Скорая’ приехала… Видно, что… - тут он изображает наркомана, вводящего в вену иглу.
 Ещё раз убедившись, что молодой человек не оставит пожилого нетрезвого джентльмена – я направляюсь к метро.

 Буря мыслей! Первое – пришёл на помощь армянин. Русские, глядящие на русского, проходили мимо, оправдывая свое звание прохожих! Всего лишь шаг был до нуждавшегося в помощи – они его не сделали… Всего лишь шаг – а вдруг речь шла бы о спасении жизни?!
 И как близки друг от друга самые, казалось бы, несочетаемые проявления жизни! Шаг из автобуса – и попадаешь в ситуацию, когда кому-то экстренно нужна помощь… А через полчаса оказываешься в атмосфере высоких потолков, хрустальных люстр, возвышенного покоя, рекою льющейся классической музыки, интеллигентности, вежливости…

 Чуть-чуть укладываются в душе мысли и впечатления дорожные – я спокойно жду концерта на втором этаже музея – есть даже возможность испить холодной воды, вежливая девушка на входе предлагает каждому присесть и освежиться. Вот и пригласившая меня исполнительница – грациозная скрипачка… Она подарила мне билет на свой концерт, когда я брала у неё интервью. Могла ли я не прийти?...

 Вот и начало концерта, публику приглашают в зал… Отделанный деревом зал с множеством люстр, где сразу понимаешь: акустика потрясающая! Я устраиваюсь во втором ряду – и ведущая открывает Концерт…

 Classic trio – это две скрипки (Мария и Евгений Прокопьевы) и фортепиано (Татьяна Батырева). Их приглашают за границу, их приглашают в концертные залы Москвы… Их выступление – роскошный подарок Жизни! Что такое скрипка? ‘Звуки скрипки всё живое, скрытое в тебе разбудят – если ты ещё не слишком пьян’… Строка Константина Никольского – словно бы иллюстрация к наполненному приключениями вечеру…
 А если душа жива – и не мыслит жизни без Музыки? Тогда она возносится куда-то в измерения Огромного Счастья… ‘Чтобы и завтра безвестная Сила всё повторяла и всё возносила’… И душа запоминает – навеки, по-эльфийски, каждую ноту, каждый отсвет солнечных лучей в окнах и люстрах… каждое движение смычков и порхающие над клавишами руки…
 А лица Музыкантов! Правду говорят те, кто утверждает, что, каким бы сложным человеком ни был гений, на сцене он проявляет себя с самой лучшей стороны… И не надо обижаться на то, что в жизни музыканты, поэты – порой менее красивы, чем в минуты посвящения себя Искусству!

 Как нелепо звучал бы здесь термин ‘трек-лист’! Это Программа – программа Концерта:

 1. Бах. Третья часть двойного скрипичного концерта.
 2. Вивальди. Ларго.
 3. Вивальди .Третья часть двойного скрипичного концерта. Ля минор.
 4. Моцарт. Вторая часть Концерта номер 3 для скрипки и фортепиано.
 5. Гайдн. Вторая часть фортепианной Сонаты фа мажор.
 6. Бетховен. Романс для скрипки и фортепиано.
 7. Штраус. Полька-пиццикато.
 8. С.Рахманинов. Вокализ.
 9. Сарассате. Цыганские напевы.
 10. Крейслер. Маленький Венский марш.
 11. Шостакович. Лирический вальс.
 12. Пьяццолла. Забвение.
 14. И. Брамс. Венгерский танец.

 Замечаю, что Рахманинову и Сарассате аплодируют дольше всего! Вот она, русская душа – так симпатизирующая цыганским напевам!
 Лично мне более всего запоминается Бетховен (ещё со времён учёбы в музыкальной школе я выделила для себя именно этого Композитора – это на все жизни, как и Наутилус+)

 Номера Концерта перемежаются подробным комментарием ведущей – краткими экскурсами в историю жизни Композиторов, классической музыки в целом, конкретных произведений… Это нужно – так лучше понимаешь произведение… Об этом же, кстати, сказала одна совсем юная пианистка, у которой я недавно брала интервью+)) Проникаясь мыслями и ощущениями композитора, и понимаешь лучше, и играешь лучше!

 Очень запоминается рассказ об Антонио Вивальди… Он был священником – и однажды покинул церковную службу, не доведя её до конца – чтобы записать прилетевшее музыкальное произведение… Средние века, такое поведение не могло остаться без внимания суровой Инквизиции! И несдобровать бы Вивальди, но его спасло то, что к музыкантам относились весьма снисходительно, считая их сумасшедшими…

 А легкий и космически Великий Моцарт! Однажды бедняк попросил у него подаяния… У композитора на тот момент не было при себе денег, но он предложил бедняку пройти в кафе, где за несколько минут написал менуэт… Отдал листочек с произведением нуждавшемуся и порекомендовал отнести написанное издателю… Бедняк не слишком верил в то, что это поможет, однако издатель, увидев менуэт, оделил ‘автора’ пятью золотыми монетами – и сказал, что тот может публиковать свои произведения и дальше!

 Полька-пиццикато исполняется на скрипках… без участия смычков!
 И очень живо откликается душа на Маленький Венский марш – это не ‘марш, марш левой!’ – марши классические пользуются моим давним уважением – не просто потому, что я бесконечно Радуюсь, слушая их, они – источник Оптимизма, Жизнелюбия и стремления Бороться! Давно уже вывела для себя рецепт: если атакует грустинка-печалька (с нами, самыми Счастливыми, такое тоже бывает+)) – эльф, послушай марш и посмотри на небо – и попробуй только не улыбнуться!

 Звучит ‘крайнее’, небезызвестное произведение… звучат аплодисменты – я демонстративно аплодирую стоя – чтобы выразить Музыкантам свою Признательность… И спустя минут десять зал постепенно пустеет… А я договариваюсь с Марией и Евгением об их совместном интервью.

 По дороге домой размышляю… Сколь велик потенциал человека! Каким просвещенным, каким поистине Прекрасным душой он может стать, посвящая себя Искусству и труду над собой! Но стоит сделать шаг в пагубные привычки, стоит пробуксовать (если не идешь вперед, значит, идешь назад!) – и… в таком случае дитя Божье может едва ли не потерять человеческий облик…
 Всего лишь шаг отделяет одухотворённого Музыканта – от забывшегося нетрезвым сном человека, лежащего на газоне у метро…
 И человек сам делает этот шаг.
 В мусульманских проповедях прочитала: ‘Глупо быть бутылочной стекляшкой, когда есть возможность стать бриллиантом!’

 Решай, куда ты направишь свои шаги, человек. Свободы воли у тебя никто не отнимал – да и не вправе! Шагай – Музыка тебе в помощь… и будь, Пожалуйста, Человеком!


Рецензии