Американский шпион под ёлкой новогодней из цикла ч

Может ли морской контрразведчик пить спиртной с иностранным шпионом? Особенно, если часы на Спасской башне в далёкой Москве скоро начнут отсчёт нового, одна тысяча девятьсот семьдесят девятого года.


Мощный грузовик «Урал» легко перекрыл лесную дорогу неподалёку от немецкого города Магдебург. Сзади машину миссии связи со звёздно-полосатым флагом «подпёр» автомобиль Ульяновского автозавода с военными номерами. Офицер со знаками различия VS представился из своего автомобиля на правильном русском.


Эта встреча произошла во время учений. Тогда ветеран Военно-Морского флота, капитан третьего ранга Михаил Алексашин был переведён в морскую контрразведку. А о встрече вспомнил по случаю прошедшего на прошлой неделе праздника этой редкой профессии.

 
Выслуги на Северном флоте у Михаила Алексашина хватало. Но в тридцать с небольшим сидеть дома не было желания. Подучился на курсах и стал беречь секреты флота от глаз и ушей «вероятного противника».


Военные миссии связи стран-участниц антигитлеровской коалиции наблюдали за всеми учениями. Для этого их и допускали. Наши наблюдатели на их манёврах тоже присутствовали.


Но по ошибке или случайности, попадали иностранные сотрудники миссий связи в районы, для них закрытые. Потому и присматривали за ними.


О нарушителе морским чекистам сообщил регулировщик. Бойцам, что стояли на перекрестках для помощи колоннам группы советских войск в Германии и Национальной армии германской Демократической республики, выдавали специальные памятки. От воды их защищала плёнка. А под плёнкой - образцы номеров автотранспорта. Того, за которым нужен пригляд особый.


Вот сержант - регулировщик и доложил «кому следует».


- Автомашина с американским номером поехала по лесной дороге, параллельно колонне советской техники.


Решение пришло мгновенно. Американского шпиона обогнали. Дорогу перекрыли. Акт о задержании иностранной военной миссии составили. В акте есть такие пункты: время и место задержания, членами какой миссии являются задержанные, воинские звания, фамилии. Имена задержанных и номера удостоверений личности. Номер автомашины, в которой следовали задержанные и номер паспорта на неё.
В акте указывали, кто задержал, их воинские звания, фамилии, инициалы (почему-то), место службы, причины и обстоятельства. Какие нарушения и недозволенные действия совершены задержанными.


Седьмой пункт требовал описать «поведение задержанных и как они объяснили причину задержания».


В следующем пункте перечислялись вещественные и иные доказательства недозволенных действий задержанных.


В заключительном, девятом пункте, требовалось указать, какие меры приняты.
Завершался акт подписями задержавших и задержанных. Но последние, как правило, от подписи отказывались. Об этом свидетельствует образец.


Речь задержанного была очень правильная, но слегка непривычна, почти без акцента, но с устаревшими оборотами.


Американец представился Энсайн Тихомиров. Ну, со званием всё ясно. Значит, второй лейтенант. Первое звание в американских Военно-морских силах присваивает не лично президент Соединённых штатов, как все остальные.

Офицером может стать выпускник специальных офицерских школ, военной академии (училище по-нашему) или пройдя курс внеармейской подготовки в гражданском высшем учебном заведении.


Удивила фамилия. Потому и спросил наивно контрразведчик, не родня ли американец начальнику вооружения части полковнику Тихомирову.


- Ну, как можно,- удивился «шпион», - вашего полковника не послали бы в оккупационные войска, будь у него родственники за границей. Тем более, что мой дед служил ещё государю императору Николаю Второму. Потом генерал Тихомиров участвовал в гражданской войне. И не в рядах Красной армии.


Энсайн Тихомиров держался спокойно. То ли успел выполнить сбор необходимой информации, то ли не особо рвался отличиться. А может, просто отвлекал на себя чекистов, пока другой агент делал свою работу.


Протокол заполнен. От подписи внук бывшего русского генерала отказался. Да она и не нужна особо. Так и указывали в актах – «от подписи отказался».


- Давайте выпьем за наступающий Новый Год – предложил Тихомиров.  У меня есть виски и «Смирновская».  Садитесь в машину.


Лицо его излучало гостеприимство.


- Но сесть в машину – значит перейти на американскую территорию, - возразил Алексашин.


- Ну, конечно! – улыбнулся офицер миссии связи. – С наступающим Новым Годом!


Рецензии