Две капельки надежды

     Казалось бы, ещё совсем недавно наша страна считалась самой читающей в мире. Достаточно вспомнить подписные кампании на различные печатные СМИ и библиотечку «Огонька». Или макулатурные бумы, посредством которых население приобретало популярные издания. Сегодня подобная книгомания в России ушла в глубокий «откат». По свидетельствам неумолимой статистики, лишь 26% россиян интересуются сейчас книгами, журналами или газетами, при этом чаще увлекаясь иллюстрациями, нежели текстами…
     О причинах прогрессирующего отвращения к чтению можно говорить достаточно долго, а вот о некоторых следствиях, вытекающих из такого неприятия, следует упомянуть прямо сейчас.
     По роду профессиональной деятельности автору этих строк нередко приходится посещать образовательные учреждения страны. И с каждым разом впечатления от подобных визитов становятся всё более мрачными. Возьмём хотя бы познавательные экскурсы в недавнее прошлое, и в частности – рассуждения о небезызвестной фигуре вождя мирового пролетариата. Сразу хочется заметить, что какие бы политические инсинуации ни возникали вокруг этого неординарного имени, но историю родного Отечества, согласитесь, необходимо знать. Хотя бы на четыре с минусом. Вот здесь и начинается уже не гордость за отдельных земляков, а, извините, стыдливое покашливание. Особенно при комментариях, звучащих от сегодняшних школьников. По мнению некоторых из них, господин Ульянов, более известный под псевдонимом Ленин, является не кем иным, как первым президентом СССР, которого сверг Ельцин. Вообще ответы на эту тему поражают своей чудовищной дремучестью. Тинейджеры 10-12-ти лет на полном серьёзе вещают, что: «Ленин – герой Великой Отечественной войны, закрывший своей грудью амбразуру с пулемётом», «Это один из наших космонавтов», «Ленин – известный учёный-физик, придумавший атомную бомбу», «Точно не знаю, но, кажется, это был друг Карла Маркса. Они вместе написали «Капитал» и сделали в Петрограде революцию», «Может, это знаменитый папа какой-нибудь девочки по имени Лена?», «По-моему, Ленин был одним из главных строителей канала имени Москвы». И т.д. и т.п. Точнее – и смех и грех…
     Не менее «впечатляющими» выглядят познания молодёжи в области географии. С их уст нередко срываются такие пенки, как «США расположены где-то под городом Парижем, потому что там находится известный Дисней-парк для детей». Или: «Швейцария находится где-то в Скандинавии, потому что это бывшая колония Швеции». И ещё: «Тунгусский метеорит упал на территорию непроходимых джунглей Индии. Местные жители впоследствии отыскали его и отлили из этих металлических глыб знаменитую колонну из чистого железа, не имеющую аналогов в мире». Или: «Цунами накрыло не только побережье Мальдивских островов, но и докатилось по воде до Сочи, где в это время отдыхал мой папа». К огромному стыду, многие школьники не могут назвать ни одного из находящихся в Центральной России водоёмов, кроме Волги. А на вопрос: «Куда она впадает?» уверенно отвечают: «В Рыбинское водохранилище». Или: «В Москву-реку».
     Но, пожалуй, самые «феноменальные знания» демонстрируют современные подростки в родном языке, то есть в русском. Точнее – в его письменном применении. Стоит открыть тетрадь в линеечку и заглянуть в какое-нибудь упражнение или сочинение по литературе, как волосы начинают шевелиться на голове от их «шедевров». Сразу же ловишь себя на мысли: «Кто и как обучает родному слогу этих недорослей? Откуда у них такая стойкая «аллергия» к умению правильно и грамотно излагать на бумаге свои размышлизмы?» Или отечественная грамматика не приживается там, где в головах царит лишь прагматичный язык современной электроники? Мало того, что редкий учащийся может похвастаться сносным почерком, так ещё эти их, с позволения сказать, рукописи буквально пестрят от «изысканных» ляпов типа «каркулятор, ветир, калисо, чесло, карабыль, рикорт, вирблют, жерав, тиатор, полуклиника, калеблицца, Гари Потов, саченение, исчо, пинал, раскас» и прочих ну о-очень «трудных» слов. Какой завидной «эрудицией» надо обладать, чтобы так напЕсать! Что уж говорить про смысловые обороты, логические связки, образы и знаки препинания на фоне потрясающего косноязычия в общении? Вы бы только посмотрели и послушали, до чего докатились наши «Иваны», не помнящие языка своего. Это ж непередаваемый ужЫс!
     При подобном отношении учеников к принятым нормам правописания сердце холодеет от мысли, что лет через 15-20 в России не сможет выйти ни одного печатного издания на родном языке. Филологи, журналисты, лингвисты, писатели, редакторы и корректоры просто исчезнут за ненадобностью. Население станет изъясняться в лучшем случае на корявом английском или на суррогате тюремно-дворового сленга с примесью компьютерно-интернетовских словообразований. Но только не посредством «великого и могучего». Что тогда останется потомкам от реликтового языка предков? А ничего. Полный финал! Причём через букву «е». То есть – позорный фЕнал.
  …Хотел поставить заключительную точку и… призадумался. Результаты ЕГЭ-2014 показали, что после жёстких мер контроля, принятых при проведении подобных экзаменов, вскрылась более-менее реальная картина знаний, которыми обладают сегодняшние школьники. И «картина» эта повергла в шок не только видавших виды педагогов, но и сотрудников Министерства образования. Пришлось в срочном порядке понижать шкалу минимальных баллов, чтобы уменьшить в стране количество выпускников, которые из-за «неудов» могут и вовсе не получить аттестаты об окончании школы.
     Вместе с этим один из высокопоставленных чиновников сообщил, что пришло время обратить самое пристальное внимание на вузы, «штампующих» якобы дипломированных специалистов, на поверку не обладающих необходимым уровнем знаний для эффективной работы во многих отраслях народного хозяйства. По сути это – «кадры-пустышки». К тому же государству в первую очередь нужны сейчас не менеджеры, экономисты или юристы, а высококлассные инженеры. Тем более, что известные геополитические инсинуации, происходящие сегодня вокруг событий на Украине, лишь доказывают, что России следует развивать не только добычу полезных ископаемых, но и собственные высокотехнологичные производственные мощности.
     На фоне подобных выводов становится понятным, что общий уровень IQ в стране должен, безусловно, повышаться. Стало быть, хватит плодить умственно отсталых (УО) представителей общества. А для сокращения количества таковых необходимо поднять уровень образования (начиная с детских садов) до надлежащих высот. И здесь, как в «принципе домино», неизбежно сработает «ударная волна», которая подстегнёт рост культурно-нравственного состояния населения страны. А вот тогда, образно выражаясь,  должны произойти качественные изменения и в составе «меню», где здравомыслящим гражданам предлагается разнообразная «пища для ума». Прежде всего я имею в виду литературные «блюда».
     Если таковые изменения сработают (на что давно уже уповают прогрессивные писатели), то с пыльных полок книжных развалов исчезнет наконец дебильная «развлекуха» и «шизуха», от прочтения которой неустойчивые мозги читателей лишь деградируют. Причём со страшной скоростью. На смену инфантильной «клюкве» придут достойные образцы современных литературных произведений, способных заставить читателя думать, сопереживать, анализировать, укреплять свою духовно-нравственную базу, и главное – научат его созидать, а не просто потреблять. Научат создавать именно те ценности, в которых так нуждается сегодня молодое и перспективное государство, именуемое Россией.
     Так что… Может, пока рановато толковать о пресловутом «финале»? Если мы выберем правильный путь развития, о котором упоминалось выше, то, возможно, доживём ещё до ожидаемых перемен? Как в индустриально-экономическом, так и в интеллектуальном аспекте. Во всяком случае, как полагает автор этих строк, в нашем неспокойном мире всегда найдётся местечко хотя бы для двух капелек спасительной надежды.
     На том и стоим, на том и держимся…

                июнь 2014 г.          

               


Рецензии