Берегите Ангелов своих

               

           Человек появляется на эту землю, и с самого рождения  вместе с ним его сопровождают  Ангелы, которые любят, защищают, оберегают. Жалко, что , иногда человек понимает, что это был его Ангел- хранитель после  того, как его теряет.
         В моей жизни было много Ангелов: сначала мой отец, потом- мама, потом - сестра. Пока они были живы, я постоянно чувствовала  их присутствие  в своей судьбе. Сначала, это был мой папа, который любил меня больше жизни, он жалел меня, он гладил меня по голове,  и было столько нежности в этом простом поглаживании. Папа умирал долго- семь лет. Он был прикован к постели, я даже не могу вспомнить его диагноз- у него просто отмирал костный мозг, так сказал врач. Было тяжело смотреть на его мучения, особенно, в его  последний год, когда его заболевание  достигло головы, он никого не узнавал, он разговаривал сам с собой, вспоминая детство, маму, которая умерла при его рождении, отца, который  умер, когда моему отцу было всего 7 лет.  У  него не было детства, после смерти отца, мой папа был подпаском, то есть помощником пастуха. У него еще было две сестры, одной было 14 лет, другой- 11 лет.  Как они выжили? У  них, наверное, тоже были свои ангелы, не знаю. Отец мой умер в тяжелый для  нашей страны -1990  год. Почему он так долго умирал, никому в жизни  плохого он не сделал?  Наверное, его Ангелом была  его старшая сестра, которая умерла за год до того, как слег отец. Почему, я не стала его Ангелом?
           В этот же  год мы получили квартиру, вернее две квартиры: трехкомнатную для моей семьи и однокомнатную для моей матери. Я никогда не чувствовала любви своей мамы, пока мы не стали жить вместе. Она окунулась в мою жизнь: в это время муж мой запивался до  такой степени, что хуже уже не может быть.  Я боялась идти домой, сын и дочь моя- тоже.  На автопилоте муж приходил домой, садился есть и засыпал тут же на кухне. И только после этого, домой приходили мы.
          1991 год- заработной платы не давали, выдавали все бартером, что-то достать в магазине было невозможно. Я не смогла вписаться  в эту перестройку, заболела тяжело, потеряла работу. Вот тогда я почувствовала, что моя мама меня очень любит, она каждое утро приходила ко мне, шептала молитвы, чтобы ко мне вернулось здоровье, теперь моим ангелом- хранителем стала она.  Она вытаскивала меня из постели, заставляла есть силой, выводила меня на улицу, как маленькую, водила меня к каким-то бабкам. Не знаю, что, именно тогда  помогло, но  я выздоровела, нашла работу, это было связано с торговлей, дома появились продукты и живые деньги, да, торгаши всегда умели зарабатывать, работа мне эта не нравилась, но она кормила мою семью.
             Потом я стала работать в банке, каждое утро, мама заходила в мою квартиру и провожала меня на  работу, а в дверях, когда я уходила,  крестила меня. Следом  за мужем,   начал пить мой сын. Если муж, хоть и пил, но каким-то образом все-таки работал, то сын пил так, что работать не мог. Запои его длились по полгода, а иногда и больше. Мы с дочкой их боялись, потому, что в это время они устраивали разборки, дрались, мы с дочерью прятались  в квартире  мамы.
               Работая в Банке,  я в кредит купила квартиру, сын женился, квартира предназначалась его семье. Но прожили они с женой всего 1.5 года , и сын опять вернулся жить к нам, снова начал пить.  Моя бедная мама, она  так его  боялась. Мы-то все на  работе, а  сын наш доставал мою мать, требовал деньги на выпивку.  Потом было мое сорока пятилетие и в этот день муж мой и сын вместо поздравления устроили мне кровавую бойню, я взяла свою сумку, зашла к маме и сказала, что я ухожу из дому в ту квартиру, которая предназначалась для сына. Ты помнишь, мама, это было в 1999 году. Каждое утро я приезжала к тебе, привозила продукты, ты уже тогда не выходила одна из дому: у тебя было очень высокое  давление, ты могла упасть в любую минуту. Через неделю, ты попросила, чтобы я забрала тебя с собой, и мы переехали вместе. Ты охраняла меня, мне только с тобой было хорошо, дочка моя к тому времени уже выскочила замуж, родила нам внука. Но долго ты там жить не смогла, тебя тянуло в свою квартиру, и я перевезла тебя обратно. Я прожила там три месяца. Потом приехал муж, как говорится с белым флагом, сказал, что он готов закодироваться, только, чтобы я вернулась домой. Денег у них с сыном, конечно, не было, я поставила условие, чтобы они закодировались оба. Дочь их повезла в Наркомед, муж закодировался , а сын с перепугу сам бросил пить.
             Пить муж перестал, но он стал невыносим, он никогда не был нежным, а  после кодировки, он изводил меня ревностью, следил за каждым моим шагом, всё его хамство изводило меня. После  очередной ссоры  с ним ,  я находила  утешения у тебя, мама. Кодировка кончилась через два года, он считал дни, когда он снова начнет пить. И этот день наступил, он снова запил, теперь уже до галлюцинаций.  Милая моя мама, ты всё это помнишь ?  Но ты была рядом, ты оберегала меня. Целый год он запивался так,  что было невыносимо смотреть на это, но, я любила его и пошла к его начальнику.  Больше всего муж боялся потерять работу, все свои деньги он пропивал.  Начальник поставил ему условие: или он бросает пить, или он его увольняет. Он пришел домой в первый раз трезвый и уже сам поехал кодироваться. Это было 2002 год.
            Потом наступил 2003 год. У нас гостила моя сестра- Мария. Она жила тогда  с тобой почти полгода, я просила её пожить ещё, но она уехала 21 января . Когда она доехала до своего дома и позвонила мне, я зашла к тебе, сказала, повела тебя в туалет и тебя парализовало, я сначала не поняла, пыталась тебя поднять, уронила на себя, повредила себе 3-4 позвонок на шее,  там мы лежали  долго,  кричали, потом зашёл  муж, потеряв меня.  Мы еле-еле уложили тебя на кровать, я ещё не поняла до конца, что тебя парализовало, потом приехала скорая, в больницу не забрали из-за возраста, тебе шёл 80 год, утром пришла участковая, сказала, что у мамы инфаркт мозга. Ты еще говорила, ночевала я с той поры у тебя. После врача, я позвонила тебе, Мария, и сказала, что парализовало нашу  маму, ты сначала вообще никак не отреагировала, я ревела по  телефону, ты же тогда уже не работала, а  мне больничный дали только на три дня. Маму нельзя было оставлять ни на минуту.  Потом, ты, видимо, поняла, что у меня безвыходное положение, мне надо было уходить с работы, чтобы ухаживать за  мамой.


Ты позвонила в тот же вечер  и сказала, что выезжаешь. Я зашла к тебе, мама и сказала, что скоро приедет Мария, ты ещё тогда говорила, мама, ты обрадовалась, ты дождалась её.  Вспомни, Мария, мама сказала: « Умру, переезжай к Людмиле, она- самое слабое звено, она такая беззащитная. К тебе приходила медсестра, ставила капельницу, и нам показалось, что всё обойдётся, потом, вдруг в ночь тебе стало хуже.
Я подключила все свои связи, нас с тобой положили в одну палату- мне лечили позвоночник, а тебе с каждым днем становилось всё хуже. Я опять заболела, я не могла найти себе покой ни днем , ни ночью, я не могла спать, мне стали делать снотворное на ночь, теперь, я знаю, почему мне стало плохо, ведь ты умирала на моих глазах, мой второй жизненный Ангел.
20 февраля ко мне подошёл наш лечащий врач и сказал, что мать моя умирает, и он не хотел бы, чтобы она умерла в больнице, мы увезли тебя домой, а я оставалась в больнице, лечилась.
21 февраля мне приснился сон, мама говорила и говорила со мной обо всём, я проснулась и пошла звонить домой, трубку  подняла ты, Мария и на мой вопрос: « Как , мама?» , ты тихо ответила, что она не дышит. Я побежала к врачу, сказала, чтобы выписывал меня срочно.  Когда я пришла домой, ты , Мария, тихо сидела около кровати мамы и плакала, а я не могла заплакать, я просто не верила, что это произошло.
Потом были похороны, я смутно всё помню, умерла мама с улыбкой на лице, так и не успев попрощаться ни с кем, а довольна она была тем, что, мы с тобой, Мария, были тогда вместе.
После смерти мамы, всё померкло, и теперь в это время, вся твоя любовь, Мария, проснулась ко мне.  Я-то любила тебя всегда, с детства, а когда умерла мама, ты , наверное, поняла, что я осталась у тебя одна.
В 2013 году умерла и ты, Мария, все Ангелы мои , меня покинули.
Как жить без Вас, мои , родные?    Я похоронила Вас всех в одном месте, там ещё осталось место для меня. Наверное, я должна жить ради мужа, сына, дочери, внуков, наверное, я им нужна ещё.
Я всем хочу сказать: у Вас есть Ангелы, берегите их, заботьтесь о них, не забывайте о них никогда, звоните своим родным, когда их  не станет- звонить будет некому.
 


Рецензии
Оберегать живых могут только души тех людей, с которыми наблюдалась тесная связь при жизни. Сейчас речь идет не о степени родства, а о том, насколько близкими друг другу эти люди были духовно, хотя желательно, чтобы кровная связь также присутствовала.

Наталья Скорнякова   30.12.2022 23:59     Заявить о нарушении
спасибо за отзыв.

Мила Потапова   31.12.2022 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.