Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 14

                ПОЛЬ ФРИДМАН


                14


                ИСЛАМ   





Сегодня мы поговорим об Исламе.
 Формирование  Ислама было  медленным процессом, и его нельзя полностью идентифицировать с милитаристским движением с набором правил в 632 г.. в год когда умер Мохаммед.  Оно не мыслилось изначально воинствующей религией, ориентированной на джихад.
Вспомним, что у Римской Империи было трое наследников, или преемников:
1) Церковь, несмотря на то что она на первоначальной стадии своего развития подвергалась гонениям.
2) Византийская Империя, но тут же замечу, что сами граждане этого политического образования никогда себя так не называли, они по прежнему именовали себя Римской Империей.
3) Ислам. И я понимаю ваше удивление: как ислам? При чём тут ислам?
Ислам образовался в седьмом веке, а падение Римской Империи приходится на гораздо более ранний, более чем в два столетия, период.
Однако ислам, развившийся в Аравии, за пределами Римской Империи и укрепившийся в Персии и в западной части Индии, во многих отношениях стал наследником Римской и Византийской империи.
Завоевания на Средиземноморье, на востоке и на юге; её архитектурный и художественный стиль; ее административная структура; и не в последнюю очередь, перевод  греческой письменности и развитие греческой науки, медицины и других интеллектуальных достижений, включая, например,
перевод Аристотеля и влияние Аристотеля будут признаками, доказательствами значение ислама  относительно классического наследия, что  подтверждает, что, хотя Рим в качестве государственного устройства прекратил свое существование на западе,  классический мир по сей день  продолжает  влиять на общество и идеи.
  Сложилось мнение, что ислам  содержит в себе революционный оттенок. 
Некоторые историки, наоборот, склоняются к преобладанию элемента традиционности в формировании ислама.
В любом случае ислам как движение и арабские завоевания больше похожи на непредсказуемые события.  Потом, вероятно, они развивались на Ближнем Востоке в религиозном и культурном смысле, но до седьмого века Аравия являлась лишь периферией, подконтрольной двум великим империям, а именно Персии и Римской Империи, или Византии, как её называли соседи.
  Аравия была засушливой, лишённой водных ресурсов страной.  В ней были огромные нефтяные ресурсы, но в то время ни добывать, ни использовать нефть не умели, она была ни к чему и не играла никакой роли в бюджете страны.
   Поэтому Аравия была настолько бедной, что пророк Исайя  так характеризует её (Исаия 21:01): " Бремя пустыни моря. Как бури на юге проходят через него, так идет он от пустыни, из земли ужасной."
  Исайя вырос тоже не в самых благоприятных условиях, на восточном Средиземноморье.  В современном Израиле, Ливане, Сирии, как вы знаете, климат довольно засушливый и жаркий. 
   На восточном Средиземноморье, однако, имеются плодородные оазисы, речные долины, область Плодородного Полумесяца Тигра и Евфрата, в то время как Аравия представляет собой обширное пространство малопригодной для проживания земли.
С трёх сторон она окружена морем, но имеет очень мало естественных гаваней.
 В Аравии нет озёр, лесов, пастбищ, нет рек, функционирующих круглый год.
 Лишь юго-западный угол, современный Йемен, является более менее благоприятным.
 Древние и Римские географы называли это место "счастливая Аравия."
И в самом деле, два царства появились здесь примерно в 1000 г. до н.
Гавани, оазисы, и эти два  царства контролировали торговлю специями
и ладаном из Индии и из стран Африканского Рога.
Это были очень ценные виды продукции для религиозных, гастрономических и медицинских целей.
  Особенно ценились специи из Индии, а ладан, в основном, поставлялся из областей, в которых располагаются современные Сомали, Эфиопия и местность вдоль Красного моря.
   Ко времени Мохаммеда, однако, лучшие дни южной Аравии миновали. 
 Мохаммед был родом из северной Аравии.  Если вы двинетесь из Йемена  на северо-восток, то вы попадёте в область под милым названием "Пустой квартал."
 Это самая что ни на есть глухая пустыня.  Далее на севере располагаются Мекка и Медина, где есть вода, но недостаточная для широкого культивирования сельского хозяйства.
  Примерно с 1000 г. д.н.э. в Аравии приручили верблюдов.
 Аравия, за исключением Йеменских царств, была страной кочевников, хотя некоторые города, как Мекка и Медина, занимались торговлей.  Эти города были космополитичными.  В них жили арабы и другие народы, например, евреи. 
 Они контролировали сухопутную торговлю, осуществлявшуюся караванами верблюдов, из Индии.
Время от времени они  будут сформировываться в Арабские царства на севере, но в целом это враждебные общества, организованные по племенному признаку.
 С точки зрения Рима или Персии, Аравия была дикой враждебной местностью, населённой тупыми и злобными варварами.
 Это соответствует точке зрения Библии, которая рассматривает жителей Аравии как примитивных людей, с которыми не за чем иметь дело и населяющих никому не нужную землю.
 Одним из первых упоминаний об арабах является надпись, сделанная в 854 г. д.н.э., сообщавшая о том, что некий араб по имени Гиндибу пожертвовал тысячу верблюдов повстанцам, выступившим против ассирийцев.
  С тех пор арабы стали часто упоминаться в вавилонских и персидских текстах.
 Арабы обитали в приграничной области, многие из них были кочевниками, бедуинами.  У них были очень крепкие родовые связи, и они заботились  о своих дальних родственниках, как о ближайших. Родовые связи сформировали племенную структуру.
Внутри групп родственных или племенных или между племенами часто вспыхивали войны по причине  недостатка  водных ресурсов. Бедуины враждовали друг с другом более ожесточённо и часто чем, скажем, более воинственные германские племена. 
В Бургундском Кодексе, например, за убийство человека устанавливалась вира, размер и количество которой соответствовало статусу и положению и ценности пострадавшей личности.  У бедуинов нет такого понятия.  У бедуинов, как и у германских племён, власть правителя была несколько ограничена, потому что он опирался на  группу лояльных могущественных представителей элиты, которые были настолько сильны и влиятельны, что могли свергнуть его.   
 Это не  в полном смысле демократия, но и не абсолютная монархия.
 Шейхи у бедуинов несколько отличаются от германских королей, с большей или меньшей достоверностью описанных Тацитом. 
   В германской традиции король является военным лидером, а в бедуинской традиции  шейх скорее напоминает верховного арбитра, улаживающего  споры и конфликты.
 Как те, так и другие чтили обычаи, а предметом гордости и почитания являлась мужественность и воинственность.  Германцы разводили скот и занимались сельским хозяйством. Бедуины не имели сельского хозяйства и пополняли запасы продовольствия и скота  посредством набегов на более успешных и богатых соседей.
Сначала это были просто набеги, но в ходе быстрых и коротких атак бедуины  заметили, что армии Византии и Персии были сильно истощены военными действиями между собой, и бедуины смекнули, что эти две некогда мощные империи в результате своих непомерных имперских  амбиций столь ослабили себя, что превратились в колоссов на глиняных ногах, которые им следует обломать.
 Пришло время завоеваний и Мохаммеда.
На первый взгляд может показаться, что Мохаммед является религиозным лидером, чья карьера начинается в то время (620 г.н.э.), которое известный французский ученый  называет "полный свет истории."
   Биография Мохаммеда является чудесным сплетением реальности и легенды.
 Его биографы старались представить его в более возвышенном, мистическом и героическом виде.
Несколько источников рассказывает нам о жизни Мохаммеда и о раннем исламе. 
 Существуют формальные биографии, называемые Sira, Сира. Проблема заключается в том что  они были написаны лет сто спустя после смерти Мохаммеда.
Имеются коллекции устной традиции, называемые хадис, в которой есть поговорки и пословицы. Хотя они были собраны в период пятьдесят лет после смерти Мохаммеда, достоверность их также подлежит сомнению поскольку она подверглась влиянию первой гражданской войны 650х гг.
 И ещё мы обладаем Кораном, который содержит речи Мохаммеда, высказанные им в минуты божественного вдохновения.
 Сам  текст Корана ученые за пределами исламской традиции ставят под сомнение относительно времени составления, относительно количества текста,  авторство которого принадлежит непосредственно Мохаммеду, и сколько было добавлено после Мохаммеда.
Все эти источники нельзя принимать безусловно и нельзя отвергать.
 Точно также как и Библия они являются сложными историческими документами.
  Например, все вы знаете, что в 622 г. Мохаммед неожиданно перебирается из Мекки в Медину.  Это обозначается как хегира, или хиджра, которая является знаменательным и ключевым событием, открывающим эпоху ислама.
 В Мекке его хотели убить, но он чудом спасся. Однако ещё какие-либо источники, подтверждающие такую враждебность жителей Мекки, которая побудила их пытаться убить Мохаммеда, отсутствуют. 
 Есть подозрения, что попытка убийства является вымышленным эпизодом для внесения элемента драматизма в повествование о великом пророке.
  Можно предположить, что в Мекке Мохаммед не имел большого успеха и когда его пригласили в Медину, то он охотно приехал.
 Так или иначе, Мохаммед родился между 570 и 580 годами в родовитой, но не слишком богатой семье.   
  Многие предполагают, что он был торговцем, потому что в Коране имеется множество коммерческих сравнений для объяснения некоторых положений. Но это только гипотеза, т.к. конкретных сведений на этот счёт не имеется. 
Остаётся неизвестным, каким образом он зарабатывал себе на жизнь, но мы знаем, что он удачно женился.  Его первая жена Хадиджа была из богатой элитной семьи, классом превышающим ту, из которой происходил Мохаммед.
  Мохаммед встал на стезю религиозного мыслителя и пророка в возрасте сорока лет, и вся его великая карьера произошла в очень короткий период времени. 
 Он умер через десять лет после Хиджры, но за это время он коренным образом изменил мир.   
Каково было откровение, которое снизошло на него и которое он  проповедовал жителям Мекки, начиная с 615 по 620 гг.?
  Определённо это было послание монотеизма, направленное против преобладающего язычества или политеизма торговцев и племён Аравии.
  Однако, как я уже говорил, в Аравии было много христиан и евреев.
И мы точно не можем сказать, насколько хорошо Мохаммед был знаком с христианством и иудаизмом. Но вероятно, что всё таки был. 
 Во всяком случае, его проповеди похожи на разновидность библейского монотеизма для арабов.
 Это послание арабам, схожее с посланием иудаизма и христианства, утверждающим уникальность и единство Бога, монотеизм, через великого пророка Мохаммеда.
Трудно сказать, насколько эта религия принципиально отлична от других.
  Первыми обращёнными Мохаммеда были его семья и ближайшие друзья.
Все они были значительными с исторической точки зрения личностями.
Его жена, его двоюродный брат Али, который женится на его дочери Фатиме, купец Абу Бакр, могущественный член одного из ведущих семейных кланов Мекки, Усман, член семьи Омейядов, Омар.  Это был элитный круг самых первых посвящённых.  Понятное дело, правящие круги Мекки забеспокоились, что какие-то люди уходят их под их влияния, и они боялись, что из под их контроля начнут уходить и низшие слои населения, с которого они получали доходы.
 Ведущим кланом Мекки были Курайшиты, и они невзлюбили Мохаммеда, который, как им казалось, подрывает их авторитет и власть.
  В 622 г. Медина, другой крупный торговый город, погряз в коммерческих распрях и конфликтах, и пригласил Мохаммеда быть объективным судьёй, не выражающим интересы какого-либо семейного  клана Медины.
  Это часто встречаемое явление. Подеста в итальянских городах, является пришельцем, уполномоченным не предвзято разрешать конфликты. Вспомним,
 что в "Ромео и Джульетте" упоминается подеста, не сумевший умиротворить  и разрешить давнишнюю вражду двух кланов.   
    Именно в Медине мы наблюдаем зарождение исламской идентичности.
Здесь ислам начинает чётко дифференцировать себя от христианства и иудаизма.  Кульминационным периодом Медины является изгнание евреев, отказавшихся признать Мохаммеда, который проповедовал, что религиозная общность и лояльность гораздо важнее племенной общности и лояльности.
 Поэтому религиозная лояльность является не просто дополнением к уже существующей идентичности,  а представляет собой самый важный аспект идентичности.  Именно в Медине Мохаммед отменил празднование Йом Кипур и установил Рамадан.
  В Медине суббота перестала являться праздником.   
Именно здесь закаляется воля Мохаммеда, который подвергается насмешкам евреев и христиан, именующих его самым никудышным пророком.
  Евреи и христиане ошиблись, думая, что Илия а затем Иисус  завершили историю пророчеств.
Не следует забывать, однако,  что ислам уважал  иудаизм и христианство не просто как предшественников, но как часть той же самой традиции.
"Книжные Люди" - так часто обозначали в исламе иудаизм и христианство.
 У них была общая историческая религиозная ориентация.
  Основной претензией ислама к христианству было то что он имеет тенденцию к политеизму.
 Поэтому в исламе не допускаются сакральные изображения святых, пророков, священников, мучеников и т.п.  Когда различные люди одной веры молятся на различные иконы, изображающие различных святых, то это  исламом считалось идолопоклонством и многобожием(политеизмом). Даже изображение животных не приветствуется.
  Запрет на изображения распространяется даже на Мохаммеда.  Мусульманам претит  непомерно возвеличенная личность Христа, и они считают, что их пророку более приличествует  скромность. Он всего лишь посланник Аллаха и не должен становиться вровень с ним.  Поэтому мы не видим изображений Мохаммеда.
 Их нет в домах верующих, как нет статуй и бюстов великого пророка.
 Главной проблемой для Мохаммеда являлось преодоление  укоренившейся в людях племенной лояльности и приучение к лояльности религиозной, лояльности к общине верующих.
  Он разрешил, чтобы вопросы собственности и брака продолжали решаться в соответствии с племенной традицией, но запрещал внутреннюю вражду и требовал, чтобы споры решались в религиозных судах. 
 Мохаммед, как и раввины в диаспоре в иудаизме, являлся как  религиозным лидером, так и  судьёй.  Он являлся главой общины и духовным лидером. 
Мы знаем, что в христианстве духовным лидером является Церковь, а правителем - король и его приближённые.
  Бывает, и особенно в средние века, что Церковь обладает в некоторой степени секулярной властью.
  Например, мы видим это в описаниях Григория Турского. Несколько позднее папство будет претендовать на политическую власть.
 Но в концептуальном отношении Церковь в христианстве отделена от власти, одной из вероятных причин чего является тот факт, что Церковь почти два столетия была гонимой  в Римской Империи.
  В исламе религиозный лидер может иметь политический авторитет, но этот авторитет религиозного лидера и судьи.
Политический порядок и религиозная община являются по сути одним и тем же.
 Было бы не совсем точным обозначать это как теократия, скорее это образование, в котором государство и Церковь не отделены.
   Победа 624г. придаёт Мохаммеду решимость изгнать евреев и христиан из Медины и принять титул Печать Пророка и вернуться с триумфом  в Мекку, которую он в своё время был вынужден покинуть.
И к 627 г. Мекка и окружающие её области были полностью подчинены Мохаммеду.  Мекка признала его как политическим, так и религиозным лидером.
 В 632 г. Мохаммед умер, но импульс, заданный им, продолжал разрастаться.
Период после смерти Мохаммеда характеризуется чрезвычайно энергичной экспансией.   
После смерти Мохаммеда, Дамаск, великий город в восточной части Средиземноморья падёт под натиском арабов, первым из многих последующих
завоеваний.
 Однако вопрос религиозной лояльности будет обострён расколом внутри ислама.
Основной догмат ислама основан на понятии "подчинение."  Подчиниться власти Аллаха означает начало мудрости и начало веры.
 Признание всемогущества Аллаха и признание Мохаммеда пророком Аллаха, последним пророком, означает признание и утверждение монотеизма.
Так называемые "пять столпов ислама" - это обязанности, возложенные на верующего: абсолютная лояльность вере, ежедневные молитвы по пять раз в день, воздаяние милостыни, соблюдение Рамадана, паломничество в Мекку.
  Исламу не присуще  сильное ощущение греховности.  Арабы не очень жалуют Признания Святого Августина и не заинтересованы в духовных самокопаниях.
 Верующему следует не углубляться в размышления, а искренне молиться и делать это без посредников, напрямую аллаху. Верующим не нужен священник, они  собираются в мечети и молятся. В мечети отсутствуют священные реликвии и евхаристические предметы.
Ислам является религией определённого поведения и закона, а не смирения и очищения.  Ислам предписывает избегать пьянства, азартных игр, обжорства и устанавливает диетические ограничения.
  Ислам не призывает к отвержению мира, он не призывает, как христианство, "продать всё своё имущество, отдать деньги бедным и идти за Христом."  Ислам говорит :  "Воздавай милостыню."
Фактически, это весьма умеренная религия.  "Делай то, что в твоих силах."
 Конечно, эти обязанности могут казаться  порой затруднительными, например Рамадан, но это всё таки не предписания Нового Завета, которые большинство людей просто не в состоянии выполнить.  Или возьмём, к примеру, иудаизм, предписания которого весьма обременительны и многочисленны.
Возможно это является одной из причин, почему ислам, в отличие от иудаизма, быстро стал очень распространённой религией.  Люди с большей охотой принимали ислам, чем иудаизм.
  Ошибочным мнением является то, что арабские завоевания, начавшиеся после смерти Мохаммеда, имели целью обращение всех покорённых в ислам. Цели  и причины этих завоеваний были более сложные, и о них мы поговорим подробнее на следующей лекции. Спасибо за внимание.

End of Transcript


Рецензии