JOAN SLOW

I
     Джоан весело шла по одной из центральных улиц весеннего города, радуясь, наконец закончившейся промозглой зиме,  в полувоенной форме капитана элитного спецназа, держа перекинутую через плечо сумку. Она мило улыбнулась компании двадцати, 25-летних парней и девушек, что-то обсуждавших у одного из крайних домов улицы. Те, молча, пропустили её, но вслед раздалось: - Чем больше военных, тем меньше толку!
- Что? - обернувшись, переспросила та.
- А то, - выдвинулся вперёд крепкий парень на полголовы выше её ростом. - Чем больше Вас на улицах города, тем менее спокойно мы живём.
- Ты служил когда-нибудь в армии? - уточнила она.
- Конечно, два года на границе в элитном спецназе.
- И что, пока ты в городе, в нём стало менее опасно?..  Думаю, что нет. Трепло. Мог бы что-нибудь сделать, а не чесать языком попусту.
- Что же мы могли? - присоединились к нему два его товарища. - Вместе служили. А полиция бессильна. К нам присылают всё новых военных. Впустую.
- Ну, если такие герои как Вы, даже не оторвали своих любимых частей тела от лавок пивных баров, конечно, порядка больше не стало. Вам бы помогать полиции в свободное от учёбы время, а не проводить часы со своими девушками в постели, дрожа от ужаса.
- Что? - сказал первый парень.
- Я полагаю, ты всё ясно слышал. Общение с девушками всегда прибавляло больше мужества, нежели патрулирование улиц.
- Мне кажется, Вы переходите границы, - начал он.
     Два товарища стали ближе к нему. Джоан была в полувоенной форме, и чётко различить, в каком она звании, не представлялось возможным.
- Видимо, своей трусостью и малодушием Вы перешли их гораздо раньше, - ответила девушка. Элитный спецназ - это громко сказано. Только можно стоять под пулями, либо развлекать девочек в медсанбате.
     Трое парней бросились на неё. Через минуту они лежали на асфальте, корчась от боли, а Джоан методично приковала их друг к другу сталью наручников.
- Надеюсь, теперь всё в порядке, - сказала она. - Пара лет в колонии исправят положение. Там вы будете королями. Особенно Ваши интимные места.
    И рывком оторвав их от земли, она направилась с ними в ближайшее отделение полиции. Три девушки, их подруги, последовали за ними.
   - В чём дело, офицер? - спросил инспектор полиции.
- Нападение на капитана спецназа, оскорбление при исполнении служебных обязанностей, непосредственная угроза его жизни. Поскольку мальчики тоже служили в элитном спецназе, и напали на офицера, можно говорить о трибунале. Сколько им светит?..
- Лет пять, - не меньше, - ответил инспектор.
- Отведите их в место предварительного содержания, - показания я сейчас напишу, - сказала Джоан. - Это недопустимо, что, когда такая обстановка в городе, трое молодых людей не могут найти применения своим боевым навыкам, - протянув своё удостоверение инспектору.
- Джоан Слоу! - воскликнул он. - Вы не представляете, сколько времени мы Вас здесь ждали, потеряв всякую надежду!..
- Лучше поздно, чем никогда, - улыбнувшись, ответила она.
   Уходившая под конвоем троица, услышав  имя офицера, вздрогнула.
- Ты слышал это? - спросил один из них.
- Конечно!.. - Рассказывали, что встретив её, лучше перейти на другую сторону.  Потому что затем придётся долго сожалеть, что тебе досталась служба именно в элитном спецназе.
- Мы крупно пролетели, - добавил второй. - Капитан не шутит, и доведёт дело до трибунала. Наши слова ничего не будут стоить, а учитывая, кто она такая, свои пять лет мы получим. В колонии общего режима. И всё насмарку. Учёба, университет, карьера!.. Работать будем на автозаправочной станции или в автосервисе. Ещё не худший вариант. Могут отправить в ассенизационный отдел. Тогда совсем станет весело.
- Если бы нам хотя бы только пришло в голову, с кем мы столкнулись, ничего бы и не было! - согласился третий. - Ведь ясно, офицер спецназа. Знали, что творится в городе. И шла одна. Ну, кого могли прислать? - Только профессионала!.. А кто у нас занимался подобными делами, - помните?.. Часами находилась в засаде, одна в состоянии была справиться с кем угодно, расставляла такие сети, из которых нельзя было выскользнуть!.. Что, забыли, как ловили тех, кто ходил в самоволку? Напрашивалось только одно имя: - капитан Джоан Слоу!.. Она словно знала, куда и кто пойдёт, оказавшись вне пределов части. И ей никто не был нужен, чтобы поймать его!.. Она просто выходила из-за ближайшего дерева. Всё сразу становилось ясным. Пощады не будет.
      Разговор они закончили в камере предварительного содержания.
- А, золотые мальчики! - тепло их встретила местная компания. - А мы-то думали, чем заняться этой ночью!.. На ловца, как говорится, и зверь бежит.
       Те поёжились.
- Ну что, - давайте знакомиться! - А то право, как-то неудобно. Такие гости, а мы не в курсе! - Заодно сойдёмся поближе.
     Молодые люди заняли круговую оборону и сгруппировались. Сейчас - главное выстоять. А там будет легче.
II
     Появление Джоан вне мест несения ею постоянной службы было связано с чрезвычайными  обстоятельствами.  Словно невидимая злая сила кружила  в  вечерние часы над городом. Десятки влюблённых пар стали её жертвой. Никакие прочёсывания и патрули не приносили результата. Улик и свидетелей не было. Тогда полиция обратилась в элитный спецназ, хорошо зная, что уйти из него в самоволку практически невозможно. Капитан  Джоан  Слоу  в гордом одиночестве ловила всех, причём те проводили на свободе считанные часы. Поэтому она появилась столь неожиданно для молодых людей, хотя те и не встречались с ней в своё время, когда служили.
      Она ознакомилась с делом серийного маньяка. Инспектор, непосредственно занимавшийся его деятельностью, подробно ввёл Джоан в курс того, чему он посвящал своё время.
- А вы не заметили странной закономерности его действий? - спросила та, указав на числа и дни месяца. Потом обратите внимание на схему. - Карта города. Он сознательно что-то пытается, пусть неумело, но нарисовать. А? - Ничего не напоминает?..
- Ну, конечно! - тот хлопнул себя по лбу. - Значит, следующие три удара - здесь, здесь и здесь!..
- Верно!.. А числа?..
      Инспектор что-то прикинул в уме, и побледнел.
- Сегодня, через три дня и во вторник!..
- Именно. Ведите сюда из камеры тех, кого я задержала.
- Сейчас, - отрапортовал инспектор и через пять минут привёл их.
      Вид у бывших спецназовцев, откровенно сказать, был жалкий. Но им обещали основную часть программы ночью. Капитан  взглянула на них и не смогла сдержать улыбки.
- Что же, родители не попытались внести залог? - спросила она.
- На бывших военнослужащих за подобные преступления не распространяется, - ответил инспектор, ведущий дело серийного маньяка.
- Ну, и как, - поинтересовалась Джоан, - весело?.. Мне кажется, я была ещё слишком великодушной. Но думаю, Вам обещали продолжение программы.
 Те с некоторым удивлением посмотрели на неё. Знать об этом она не могла.
- Вот, что, - сказала капитан. - Мне потребуется Ваша помощь. Инспектор, под мою ответственность отправьте их домой и пусть приведут себя в человеческий вид. Вечером с подругами мы оставим  всех  в  трёх  наших точках. Получат "маяки". Но полиции рядом не будет. Это не так далеко друг от друга и я смогу контролировать каждую пару. Пусть нападает. Одна из них должна сегодня вечером стать его жертвой. Но двоих снайперов напротив каждой мы поставим. Даже трёх. Не дай Бог, вычислит!.. Придётся лично за ними присматривать. Ну, ничего, это я возьму на себя. Нужно только хорошо их замаскировать.
    Молодых людей передёрнуло от ужаса.
- Вы спокойно пожертвуете нашими жизнями, ради того, чтобы поймать этого убийцу?..
- А вам понравилось в камере?.. Будет хуже. А если дойдёт до колонии, то - совсем весело!.. Так что окажите помощь своему городу в ликвидации этого маньяка, и я забуду о Ваших художествах. Выйдете на свободу и впредь станете более осторожными с посторонними людьми. А то, пройдя армию, Вы полагали себя неуязвимыми. Вам показали, что это не так. И любого за несколько неосторожных слов можно отправить куда следует. У вас нет выбора. Соглашайтесь. Мне нужна приманка, а Вам - свобода. Так что придётся Вам рискнуть жизнью своих подруг, если они испытывают к Вам хотя бы какие-то чувства. А если нет - хорошо знаете, чем это закончится.
- Вы - палач, капитан Джоан Слоу, - высказалась троица.
- В некотором смысле да, но спасти десятки жизней я обязана. Не столь важно, каким образом.  Если бы Вы были осторожнее со мной, этого не произошло. Но армия не научила Вас инстинкту самосохранения. Она прибавила Вам вседозволенности. Придётся доказать, что это не так. Инспектор, свяжитесь с их девушками, и если нужно - родителями. Пусть дадут своё письменное согласие. Поясните им альтернативу, а в остальном, - выбирают сами. Силой заставлять их выполнять свой гражданский долг я не буду. На этом - всё.
    Инспектор полиции вышел из помещения, чтобы связаться с родными молодых людей.
          После некоторых колебаний  те согласились. Прибыв в полицейское управление, они написали своё письменное согласие. Молодым людям пришлось сделать то же самое.  Оставалось ждать вечера. Джоан дала инструкции отобранным снайперам и, переодевшись, наметила  места расположения молодых людей  и группы прикрытия. Связь она предполагала держать на радиоволне, которой пользовались на границе. Она прекрасно понимала, что сильно рискует, но иного выбора серийный убийца, к сожалению, ей не оставил. Всё зависело от быстроты и слаженности действий, а привлекать лишних людей не стоило. Можно было потерять и жертвы, дав преступнику возможность уйти.
III
      Наступил вечер. Группа Джоан Слоу заняла исходные позиции. Та, в спортивном костюме, и бронежилете, надев вязаную шапочку, чтобы прикрыть голову, и шарф, от возможного удара в шею, держа в руках мобильник и устройство слежения, перемещалась по парку, изображая молодую спортсменку, на очередной тренировке бегом. Она держала связь со всеми тремя парами и следящими за ними снайперами. Первые полчаса прошли спокойно. В парке не было ни души, а капитан, уже пошла на второй круг, изображая болтовню с подругами, и, временами поглядывая на секундомер, в действительности являвшийся устройством слежения за объектом. Пока всё было тихо, пока у второй пары не появился бедно одетый пожилой мужчина, собиравший пустые бутылки.
- Тревога! - объявила капитан, - но это может быть и отвлекающий манёвр. - Следите за остальными, не упуская этого из виду. Стрелять только в случае крайней необходимости  по рукам и в ноги, если попытается бежать.
      Сама она продолжала кружить у остальных двух пар. Опасность, как она и полагала, оказалась ложной, - поговорив с молодыми людьми пару минут, мужчина ушёл. Опять наступило затишье. В парке темнело, стрелка часов клонилась к половине девятого. Конечно, маньяк, мог заподозрить подставу, и не выйти на охоту, но выбора  не оставалось. Неожиданно Джоан краем глаза заметила качнувшиеся недалеко от неё ветки кустарника. Но никого не увидела. Ей пришла в голову парадоксальная мысль: - убийца обошёл парк и нашёл три потенциальных жертвы. Но какую выбрать?.. В планах значилась одна, а здесь сразу три. Она вспомнила философскую притчу об осле, который должен умереть от голода между двумя одинаковыми стогами сена, не в состоянии выбрать один из них, потому что тот, другой, был ничем не хуже первого. Но ведь и маньяк мог рассуждать точно так же!.. Не в состоянии выбрать ни одной  пары влюблённых, он сменит объект - спортсменку, которая уже делает третий с лишним круг по парку. Она уже два раза болтала с подругой и посматривала на секундомер. Какая разница!.. План всё равно будет выполнен. А влюблёнными он займётся через три дня, когда выбор будет более очевиден. Она напряглась, когда увидела сломанную ветвь дерева слева от себя. Довольно низко, на уровне человеческого роста. Надлом совсем свежий. Словно только что. Остановившись, чтобы проверить, будто скорость бега, она услышала тихие, едва слышимые шаги за собой. Поправив шапочку, она спокойно побежала дальше. Но чётко не в такт  за ней следовали негромкие шаги преследователя. Она точно знала, на каком он расстоянии - пятнадцать, десять, пять шагов. Она была готова к выстрелу из усыпляющего оружия или неожиданной струи газа в лицо. Но за три шага она повернулась лицом к убийце. Взмахнув мачете, он бросился на неё. Девушка уклонилась и выбила у него оружие из рук.
- Что дальше? - спросила она  у преследователя.
     Тот сделал неуловимое движение и попытался сбить её с ног. Но капитан спецназа была готова к такой тактике. И на земле оказался мужчина. Она бросилась на него, но тот выхватил нож. Джоан вывернула его кисть, и нож отлетел далеко в сторону. Убийца схватил её за горло, но капитан ударом в шею заставила его потерять сознание. Перевернув,  нападавшего, она намертво защёлкнула наручники на его запястьях, а вторые, наученная горьким опытом, и на ногах. На её памяти были случаи, как легко освобождали себе руки те, которые, казалось, не могли этого сделать. Толкнув его ногой, она снова перевела его на спину. Она проверила пульс, тот был жив. И даже, насколько могла судить, дышал. Девушка сразу вызвала полицию, которая по радиомаяку могла сразу определить её местонахождение. Дав снайперам отбой  на своей волне, она сказала   спускаться и выходить на центральную аллею. Пары влюблённых были предупреждены, но капитан  велела  соблюдать осторожность, допуская возможность и появления второго маньяка, сообщив, что полиция уже едет. К ней подошли снайперы.
    - Ошибка в объекте? - спросили двое из них.
    - Нет, чистая психология. Из трёх пар он не знал, кого выбрать. Но это философия. Всё ещё придётся доказывать. Что именно он, и не существует второго. Вечер прошёл удачно, но и кого поймали, может сбежать. Поэтому охранять его придётся, как зеницу ока.
   Появилась полиция, а вместе с ней - и влюблённые.
- Можете забирать, - сказала Джоан. - Но доказывать, что именно он серийный убийца, придётся долго. И нет гарантии, что мы не имеем второго.
- Так он напал на Вас? - спросил инспектор.
- Не знал, кого из наших пар выбрать. А я оказалась под боком.
        Следственная бригада упаковала мачете и нож. Преступника поместили в особо охраняемую машину. Она медленно двинулась по аллее в сторону выхода из парка. Снайперов забрал подошедший автофургон. Ещё одна пустая полицейская машина взяла на борт молодых людей.
- Что с ними делать? - спросил инспектор.
- Я снимаю своё обвинение, и можете уничтожить мои показания. Пусть едут домой. Опасаюсь, их ждёт такая ночь, что к утру, они будут еле живы. Это было бы слишком. Всё-таки,  помогли следствию и рисковали собой. Что косвенно оправдывает их.
  Машина резко взяла с места, и скоро исчезла из парка. Оставались инспектор, ведущий дело, и Джоан. Она грустно оглядела парк и невольно засмеялась.
- Чему Вы смеётесь? - спросил тот.
- Над собой. Что ещё ничего не доказано и впереди столько работы. Ведь обвинить его можно пока лишь в нападении на девушку-спортсменку с покушением на убийство. И всё. Где серийный маньяк?.. Возможно, он ещё существует. Так что ищите улики, и доказывайте. Этот будет молчать, дома можете ничего не найти. А тогда?  - Что Вы ему предъявите?..
- Эх, Джоан, - вздохнул инспектор. - Вам у нас в криминалистике работать, а не ловить элитных спецназовцев в самоволках!..
- Ну, положим, это не основная часть моей работы, - сказала она. - Но отвлекает от служебной рутины. Когда ты прекрасно стреляешь, знаешь рукопашный бой, владеешь ножом, от метания до боевого столкновения с несколькими противниками, это становится скучным. Строевая подготовка. Как же она надоела!.. Стычки на границе. Хоть какое-то разнообразие!.. Разведка. - Единственно, чем можно развлечься. Напряжение и адреналин. А так - век бы не видеть, и не встречаться!..
- Нет, правда, Джоан, я серьёзно, - продолжал инспектор. - Переходите к нам в криминалистику. Вы капитан, станете майором, будете начальником отдела. Вашей профессиональной подготовке можно только позавидовать. Кто снимет из снайперской винтовки террориста, захватившего заложников?..
- Но у Вас есть свои снайперы, - возразила она.
- Ни чета Вам, - ответил тот. - Кто ещё сможет стрелять из двух рук, при столкновении с вооружённой до зубов бандой головорезов?..
- У вас есть свой спецназ, - защищалась капитан.
- Не спорю. Но скольких мы потеряем при боевой операции без Вас?.. Хорошо, только ранеными и тяжелоранеными. Эти не остановятся и перед бронебойными и, чтобы их взять, надо думать головой, а не только хорошо стрелять из автоматического оружия. Вы же всё это знаете в совершенстве.
- У вас есть группы мгновенного реагирования, - ответила она.
- Согласен. А вы можете мне сказать, при боевом столкновении, кто окажется сильнее, Вы или они?.. Нам не придётся собирать погибших и сколько останется в живых, а Вы не получите ни царапины?.. Вы же капитан элитного спецназа. Чья подготовка выше? - Группы немедленного реагирования, или Ваша?.. Я бы не поставил против Вас на вечер сегодняшнего дня. Вы,  девушка, голыми руками, справились  с внезапно напавшим на Вас крепким мужчиной,  вооружённого ножом и коротким мечом. Вы ожидали нападения? - Нет. Готовились защищать влюблённые пары.
- Это не совсем так, - возразила Джоан. - Я знала, что он идёт за мной. Потому и встретила его лицом к лицу.
- А вы могли допустить, что их двое?..
- Да, могла. Поэтому, вызвав полицию, предупредила девушек соблюдать осторожность. Хотя и сняла снайперов.
- Правильно!.. - Вы допускали возможность, что это ещё не всё. А мы бы и не думали. Взяли, и ладно. Это вас, элитного спецназовца, беспокоит то, что касается криминалистов и полицейских, а не их самих!.. Поверьте, Джоан, вы работаете не на своём месте.   Элитный спецназ без Вас как-нибудь обойдётся, а мы - нет.
- Не знаю, - сказала Джоан,  - я не думала об этом.
- Так кто Вам мешает подумать сейчас? - Где вы принесёте больше пользы и спасёте людей?.. У себя в элитном спецназе, или у нас?.. Мы не могли поймать серийного убийцу. Хорошо, пусть это ещё надо обосновать. Но вы одна взяли его в первый же вечер!.. Какие Вам ещё нужны доказательства?..
- Хорошо, - сдалась Джоан. - Криминалистика, так криминалистика. Только договоритесь со своим руководством. На границе меня отпустят. Там много способных офицеров. Ну, может, и, не таких, как я, - но всё относительно.
- Да мы уже говорили об этом, - признался тот. - Сожалели, что Вы не служите у нас.
- Только помните, - сказала Джоан, - в картах я не знаю себе равных. А ваши тузы в рукавах Вам не помогут.
- Я и не сомневаюсь, - ответил инспектор.   
                (24.04.14)


Рецензии