Тридцать первый вопрос. На что похожа жизнь?

Поздновато в этом году мы вернулись после летних каникул в наш любимый Санкт-Петербург, по которому все трое так соскучились! На начало учебы Сережа немного припоздал, теперь надо нагонять. А значит, заниматься больше, чем обычно!
Ну ничего, Сереже это только в радость! Правда, к вечеру он уже совсем устает.
Вот выходит Сережа из своей комнаты, в изнеможении падает на диван, берет в руки пульт от телевизора и начинает одну за другой менять программы. А там выстрелы, взрывы, боевики, криминальная хроника… Почти по всем каналам! Наконец он видит: на детском канале «Карусель» идет наш любимый фильм «Точка, точка, запятая». И Сережа откладывает пульт.
Он какое-то время смотрит на экран и постепенно начинает улыбаться. А потом и говорит:
– А вот интересно: кто сценарии пишет для разных фильмов и передач? И, главное, для чего?
– Что значит – для чего? – спрашиваю я.
– Ну, кто хочет, чтобы я все время смотрел разные ужасы на ночь и потом во сне только о них и думал? Вместо того чтобы думать ночью о чем-то хорошем и для разных полезных задач ответы находить?
– Ты же этот ответ нашел, Сережа. Чтобы люди жили «снаружи внутрь» и ими можно было легко управлять.
– Значит, это Рынок заказывает сценаристам разные триллеры и ужастики? И в новостях тоже показывают что пострашнее? Но ведь люди могут начать бояться, и от этого хуже деньги зарабатывать! А значит, меньше потреблять. Рынку же это будет невыгодно!
– А это тоже часть плана. Есть такое понятие: психология обывателя. Она означает: «у меня все еще не так плохо, как у других. Пусть где-то стреляют, лишь бы меня не трогали!».
– Так это и есть: «снаружи внутрь»!
– Конечно. Но при этом такие телепередачи не только автоматически переключают людям тумблер в «венозный круг», чтобы их реакции были реакциями мира нищеты. Эти передачи еще и мотивацию поступков людей провоцируют на мотивацию нищеты.
– А что такое «мотивация»? То, что заставляет человека поступать так или иначе?
– Лучше сказать: не «заставляет», а «побуждает». Помнишь, мы с тобой еще семь лет назад говорили о том, как какое-то неизвестное событие порождает целую цепочку событий?
– Я помню! Из неизвестного события получается тревога или беспокойство. А потом одно за другим появляются беспокойство – желание – цель – план – действие – результат – признание.
– Все верно, Сережа. Цепочку ты вспомнил правильно. Только ее звенья не сами собой появляются, а каждое из предыдущих провоцирует появление каждого из последующих. Например, желание провоцирует тебя поставить цель, а достигнутый результат провоцирует искать признания этого результата другими.
– А-а, я понял! Вот эти провокации, наверное, и называются мотивацией! Они меня мотивируют перейти к следующему звену цепочки!
– Молодец, хорошее определение! Причем, ты помнишь: мы с тобой разобрались, когда занимались Законом Намерения и Желания. как в мире нищеты возникает самое начальное звено, беспокойство или тревога,
– Помню очень хорошо! Она возникает от сравнения! У кого-то есть, а у меня нет.
– А дальше все просто. Когда тебя все время провоцируют (или мотивируют) сравнивать себя с другими, с этой начальной точки и запускается привычная людям цепочка мотиваций.
– Потому что из сравнения обязательно получится унижение!
– В мире нищеты – обязательно. И вот как раз такая цепочка мотиваций – и есть сценарий успеха, как этот успех понимает мир нищеты.
– Папа, а разве успеха нельзя достичь с такими мотивациями? Или надо обязательно написать другой сценарий успеха?
– Раз успешные люди в мире есть, значит, и сценарии успеха тоже есть! Но прежде нам надо убедиться, что цепочка мотивации беспокойство – желание – цель – план – действие – результат – признание от начала до конца – это цепочка мира нищеты.
– Значит, нам это надо доказать!
– Приступаем к доказательству! Итак, будем считать, что про беспокойство нам ничего доказывать не надо, мы с ним недавно уже разобрались.
– Конечно! Беспокойство – это обязательно унижение. А унижение может быть только в мире нищеты, а в мире изобилия нет таких препятствий, которые мешали бы человеку быть в потоке!
– Отлично! Теперь поговорим о желании. Что такое желание?
– Желание – это мое намерение, пока я еще нарушаю Закон Непривязанности!
– Верно. Желание возникает только по отношению к тому, что мы сравниваем, к объекту сравнения. А кто занимается сравнением?
– Мой «грецкий орешек»! Не видел бы я никогда и ни у кого велосипеда – и не знал бы, что его можно желать!
– А когда ты чувствуешь, что ты чего-то не имеешь, и боишься, что никогда не получишь?
– Это состояние страха!
– Конечно же, страх – категория мира нищеты.
– Значит, желание – тоже мотивация из мира нищеты!
– Со вторым звеном разобрались. Теперь о цели. А что это такое – цель?
– Это то, что я хочу, но сразу получить не могу! Потому что она пока не в моей власти!
– Да, такой ответ мы с тобой давали, когда ты был помладше. Сегодня можно сказать более точно: цель – это точка за пределами круга моего влияния. Но о целях в мире изобилия нам еще предстоит большой разговор!
– Папа, а почему цель – это точка?
– Коротко: цель – это сфокусированное желание. Вот представь: парусный корабль в открытом океане. На мачте – впередсмотрящий. Он видит на горизонте смутные очертания берега и кричит «Земля!». Желанный берег – это образ желания.
– Может, это и не земля вовсе, а мираж…
– Но вот впередсмотрящий берет подзорную трубу, наводит ее на берег и видит пальмы, горы водопады, диких зверей – и, возможно, людей. И он кричит: «Обитаемый остров!».
– А это уже цель?
– Ну да. Желание сфокусировалось, приобрело конкретные черты. Куда теперь пойдет корабль?
– К этому острову! Но ведь тогда изобилие остальных берегов останется за бортом?
– И пока корабль будет идти к своей цели, это изобилие прекратит для него свое существование.
– Получается, что цель, когда я к ней привязан, – категория мира нищеты!
– Вот тебе и доказательство для третьего звена цепочки мотивации! А что такое план? 
– Это что-то вроде лестницы, которая ведет к цели, и по которой надо обязательно пройти  по каждой из ее ступенек.
– Но, во-первых, лестниц, как и планов, может быть много. А во-вторых, идя по лестнице (часто в темноте) надо концентрироваться на двух-трех ступеньках, которые у тебя под ногами. Так что план – это не только лестница с множеством ступеней, но еще и фонарик в руке, который освещает очередную ступеньку. Причем луч фонарика обязательно должен быть сфокусирован, направлен только на эту ступеньку (это называется фокус) и не скакать по сторонам.
– А когда видно только две ступеньки и не видно следующих, а уж тем более других лестниц, то какое же это изобилие? Конечно, план – категория мира нищеты!
– Теперь мы добрались до мотивации действия. Как ты думаешь, с мотивацией действия  доказательство будет попроще или посложнее?
– Конечно, проще! Раз передо мной есть только одна-две ступеньки, действие может быть только одно: сделать шаг на очередную из этих ступенек. И никаких других действий быть не может, они все будут вести в сторону. Уж не говоря об изобилии этих действий.
– Ну что же! Не согласиться с тобой трудно! А как насчет результата?
– С результатом еще проще. Что такое результат? Он достигается тогда, когда достигается цель. Не раньше и не позже.
– Может в процессе движения к цели быть изобилие результатов?
– Конечно же, нет! Пока я иду к своей цели, результатов не просто мало – он вообще один. Либо есть, либо нет.
– А значит?
– А значит – результат тоже категория мира нищеты!
– И, наконец, признание. Зачем оно в мире изобилия? Цель достигнута, результат получен, но чего-то не хватает?
– Ну конечно! Мне же нужны аплодисменты, надо, чтобы мой результат заметили!
– А почему?
– Потому что все началось с того, что я почувствовал сравнение и унижение. Значит, мне надо было возвыситься над тем, с кем я сравнивал себя в самом начале, уйти от унижения.
– Получается, что тогда вы поменяетесь ролями? Получается, что стремление к признанию – это стремление к тому, чтобы возвыситься над другими и (сознательно или бессознательно) заставить их, тех, кто оказывает тебе признание, испытать унижение?
– Ну, такое точно возможно только в мире нищеты…
– Что же получается? Цепочка мотивации, к которой так привыкли люди, вся, целиком и полностью, принадлежит миру нищеты?!
– Получается так! И, главное, когда я получу в мире нищеты признание, я буду бояться, что кто-то меня перегонит, и я опять не буду первым! А значит – снова страх и тревога! И пошло-поехало все с начала!
– А в мире изобилия совсем другие мотивации. Другие категории и другие ценности.
– Интересно, папа, а что же там может быть вместо желания? Или вместо целей? Как обойтись без плана? И уж тем более – чем можно заменить результат?
– Сережа, тебе не кажется, что на сегодня достаточно? Когда мы будем искать ответ на вопрос о том, что тебя вообще может тревожить в мире изобилия, тогда и построим вместе всю цепочку мотивации в этом мире. А пока пора нам подвести итоги. Ты помнишь свой вопрос, с которого все началось?
– Помню! Кто и зачем пишет сценарии разных ужастиков?
– И какой же у тебя получился ответ?
– Очень простой! В мире нищеты сценарии для меня пишет Рынок и те, кто на него работают!
– А зачем?
– Чтобы я смотрел их фильмы и передачи и всегда был в состоянии «снаружи внутрь»! И чтобы мной было легко управлять!
– А в мире изобилия?
– В мире изобилия я все сценарии своей жизни пишу сам! И сам выбираю, что мне смотреть!
– А зачем?
– Чтобы сравнивать себя только с самим собой и не испытывать никогда унижения!
– Да, Сережа, ты прав! Вся жизнь у каждого из нас делится на две части: в одной части мы либо пишем, либо выбираем сценарий, а в другой –  играем роль в этом (своем или чужом) фильме. И на что же тогда похожа твоя жизнь?
– На фильм, который либо снят для всех, либо по моему сценарию снят только для меня!
– А зачем тебе смотреть фильм по своему сценарию?
– Чтобы у меня была мотивация изобилия, а не нищеты!

И вот что мы записали в ответную тетрадь:


Тридцать первый вопрос:

НА ЧТО ПОХОЖА ЖИЗНЬ?

Ответ:

НА ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ ЛИБО СНЯТ ДЛЯ ВСЕХ, ЛИБО ПО МОЕМУ СЦЕНАРИЮ СНЯТ ДЛЯ МЕНЯ!

А зачем  мне смотреть фильм по моему сценарию?

ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛА МОТИВАЦИЯ ИЗОБИЛИЯ,
А НЕ НИЩЕТЫ!

 
Новая игра       На что похожа жизнь?
На фильм, который либо снят для всех, либо по моему сценарию снят для меня!

Ответ на тридцать первый вопрос, который мы записали, очень напоминает ответ семилетней давности. И в то же время он другой. Мало выбрать тот или иной фильм своей жизни для того, чтобы смотреть его в свое удовольствие. Этот фильм надо еще и создать по собственному сценарию!

– Сережа, хочешь послушать поучительную историю о том, кто какие фильмы смотрит?
– Хочу!
– Историю эту любит рассказывать Джон Годзич, тренер успеха, очень известный в мире. Вот она в прямом изложении автора:
«Однажды ко мне приехали мои друзья, которые знают, что я люблю баскетбол. Когда моя любимая команда "Санс" побеждает, я счастлив. Это слабость, но она есть у всех.
И я предложил им посмотреть игру "Санс". К несчастью, в этот день моя команда проигрывала - уже на 20 очков. Мои гости смотрят на меня и понимают, что сейчас будет плохая реакция. Но они знали, что я всегда позитивен. Они говорят: "Давай не будем досматривать, все ясно". Остается 3 минуты до конца игры. Я говорю: ""Санс" выиграет". И вдруг они начинают играть все лучше и лучше. Остается 20 секунд. "Санс" отстает все еще на 10 очков. Мои гости снова говорят: "Ну все ясно, здесь выиграть невозможно". А я говорю: "Они все равно выиграют". Друзья говорят: "Это просто глупо, хорошо быть позитивным, но надо и голову на плечах иметь". А я отвечаю: ""Санс" победит!". И тут "Санс" делает один за другим три трехочковых заброса и выигрывает еще два очка. И выигрывает игру! Мои гости говорят: "Как это произошло?" Они решили, что мой супероптимизм повлиял на результат. Почему? Потому что люди скорее поверят в волшебство, чем в то, что кто-то прав. "Как ты узнал?" Я им ничего не сказал. Я просто подошел к телевизору, нажал кнопку и вынул из него видеокассету».

Вопрос не в том, Сережа, как окончится твоя история. А в том, чью запись ты собираешься смотреть.
Ведь твой сценарий – в твоих руках!


Рецензии