К понятию менталитета

    
   
               Хотя  понятие  ментальность, часто встречается в литературе  оно  не имеет  четкого общепризнанного  определения.Так  известный историк   А. Я.  Гуревич  пишет –  Ментальности (mentalit;s) — термин, которым «новая историческая наука», наиболее влиятельное направление современной зарубежной историографии, обозначает главный предмет своего анализа: социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности.

                Таким  образом,  ментальность  здесь некоторое общегрупповое  понятие.
Далее читаем-  «ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании»   «Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания».
 Здесь ментальности уже оторваны от человека и являются частью культуры и общественного  сознания. Если спросить автора, где собственно  локализованы  эти ментальности,  то  ответа не получим, так как  в этой интерпретации  это  некоторые  нематериальные  субстанции.  Но автор чувствует,  что это важные  субстанции  и о них  стоит говорить.

                В учебнике культурологи под ред  Ю.Н. Солонина и  М.С. Кагана  для студентов и аспирантов,  2013г.  Говорится вообще  размыто  и бессодержательно.
«Культурный потенциал - это как бы "смысловой заряд", вокруг которого, как вокруг электрического заряда, образуется некоторое "силовое поле". Поле - будем называть его смысловым, или ментальным….»

                «Ментальные поля, окружающие различные культурные формы, накладываются друг на друга и образуют общее ментальное поле, которое пронизывает пространство культуры в целом. Перенося смыслы от одних ее форм к другим, общее ментальное поле культуры создает единую "смысловую среду", связывающую их. Оно "подгоняет" различные культурные феномены друг к другу, укладывает их в общий контекст, подводит под них общий фундамент. Благодаря образованию ментального поля разнородные, имеющие разное происхождение, заимствованные из различных культур и сначала плохо сочетающиеся друг с другом знания, ценности, регулятивы интегрируются в более или менее целостную систему.»
                «Менталитет есть проекция ментального поля культуры на психику людей.»  «В менталитете общественное и индивидуальное сливаются вместе и становятся неразличимыми.»

                Ну тут и комментировать нечего - полная халтура. Бедные студенты и аспиранты  придется   им попотеть чтобы обнаружить смысл там где его нет.  Надо же уметь так  писать учебники.

                В википедии  избегают давать определение ментальности, а указывают только-  «Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом, ментальность — это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах.

                И далее  «В традиционном значении «ментальность» синонимична «менталитету» (нем. Mentalit;t) и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).»           А зачем приписка в скобках?  Ведь сами указали, что ментальность  это характеристика личности, а не  группы.

                Ввиду  отсутствия в литературе  определения  ментальности  возьму  эту задачу на себя, используя  аналогию между биологической  эволюцией и социальной.

                Информация  транслируемая  в мозг, от наших  органов чувств  записывается в  клетках  мозга  определенным  кодом  в соответствии  с первоначальной  разметкой  мозга.
 Геном  не только  создаёт в  процессе  онтогенеза определённую  морфологию  мозга,  но также записывает туда  некоторую  служебную  информацию(первоначальная разметка),  которая  необходима  для  начала  работы  мозга  вне  организма  матери. Эта  служебная  информация  недоступна  нашему  сознанию,  но имеет  фенотипические  проявления  в виде   врожденных  инстинктов,  стремлений, определённого рода  способностей. Это сфера  бессознательного.    Мы   не осознаём  этой  записанной от генов  информации,  модифицировать её не можем,   морфологических  особенностей не наблюдаем, а фенотипическое  проявление  у  этой  информации  имеется.

                Всякий знает,  что люди по своим  способностям,  инстинктам,  психофизиологическим  свойствам  резко отличаются друг от друга.  Эти  отличия  вызваны  как самой морфологией  мозга, так и  её  первоначальной  разметкой. Эта  разметка  выполнена  генами,  имеет  фенотипическое  проявление  в  виде  инстинктов, энергетики  психики,  записана  некоторым  кодом.  Слова  этого  кода  тоже  можно  назвать  МЕМами,  это  врожденные  МЕМы,  которые  будут  в  дальнейшем  взаимодействовать  с  культурными  МЕМами,  сформированными  в  результате  информации  получаемыми  через  органы  чуств  от  внешней  среды.  Понятно, что  эти  МЕМы  зависят  от  внешней  среды (социальных  институтов)  с  одной  стороны  и  врождённых  МЕМов  с  другой.  Если  у  человека  нет  музыкального  слуха, его  не  следует  учить  музыке.  Учить  то  можно,  но  музыкантом  он  не  станет.

                Можно полагать, что информация от органов  чувств структурируется,  и записывается в соответствии  с  этой первоначальной разметкой. Мозг  родившегося  человека  нельзя  рассматривать  как  чистый  лист.   Буквы  этого  кода    смысла  не имеют,  смысл  имеют только слова (МЕМы) и блоки из них. Ввести  представление  о  МЕМах  имеет  смысл  потому,  что  фенотипическое  проявление  их  в  виде  ментальности  мы  наблюдаем,  а  значит  должен  быть  и  источник. Вот  источник  мы  и  называем  МЕМномом.
 
                В  биологической  эволюции  ген  является  словом.   Ген представляет собой записанную  триплетным кодом  на ДНК   программу  построения  одного  белка.     Гены  из за их способности  реплицироваться  являются  необходимым  элементом  биологической  эволюции.  Вся  совокупность генов  расположенных на хромосомах  называется  Геномом. Геном  одинаков  во всех  клетках организма, кроме половых.

                Но  человек  участвует в культурной (социальной)  эволюции,  значительно более быстрой,  и  роль генов в ней выполняют структуры мозга.   Слово  ментального кода по предложению Р. Докинза  можно назвать МЕМом,  чтобы оно  походило на слово ген,  ибо в социальной эволюции  МЕМ  играет  ту  же роль,  что ген  в биологической.  Тогда  комплект всех Мэмов  мозга логично назвать Мэмномом.  В отличие от генома   МЕМном один у человека.    Ментальность - это фенотипическое проявление  ментального кода.  Ментальность это система мирровозрения, способ мышления и познания окружающего мира, включает в себя представления о приоритетах, нормы и модели поведения. Мораль является частью ментальности, той частью, которая выработана в результате социального опыта.
 
                МЕМ  и  МЕМном  это  модельные  понятия,  позволяющие  рассуждать  в  стиле  генетики.  Если  Гены,  реальные  объекты  в  ядре  клетки,  то  МЕМов  в  мозгу  нет,  как объектов.  Но  рассуждать  с  их помощью  удобно,  ввиду  чрезвычайной  сложности  самого  мозга.  И  главное,  что  эти  рассуждения приводят  к  выводам,  которые  уже можно  наблюдать  экспериментально.      

                Впрочем,  в  науке  такое  наблюдается  повсеместно.  МЕМном  морфологически  не  обозначен, его  нельзя  увидеть  в  микроскоп,  это  функциональное  состояние  группы  нервных  клеток  - нейронов,  но  его  фенотипическое  проявление  в  виде  ментальности  обнаруживается в поведении  человека,  способах  его  мышления и  т.д.  Можете  называть  его  душой,  но  тогда  это  привносит  запах  творца,  чего  надо  по  возможности  избегать в  науке.  При  этом  появляются  фантастические  предположения  о  бессмертности  души.  Это  вредная  мистика.  Функциональное  состояние  может  быть  только  у  живых  клеток.

            ИТАК: Ментальность  составляют как  врожденные  генетически обусловленные  признаки,  которые находятся в бессознательном  так и  приобретенные  свойства  в  результате воспитания,  образования,  под действием формальных и неформальных институтов общества, в котором  живет  человек.
 Подробнее о значении  ментальности в социальной эволюции.

                Человек  живет  в социуме,  поэтому  его можно считать  клеткой  социума.  Тогда  социум  имеет  много  МЕМномов,  расположенных в каждой социальной клетке (голове индивидуального человека).  Социальное  общество  можно рассматривать  как  единый  социальный организм  со  своим коллективным  сознанием.   
         Для  согласованной работы органов у живого  существа   важно,  что геном во всех клетках  одинаков. В  этом случае нет конфликта интересов между органами. МЕМном  же  неодинаков у  людей  и  согласование  интересов  индивидуумов  в  любом  социуме,   как в биологическом организме,  оказывается  или затруднительным или даже   невозможным. Для  согласования  применяется  насилие  или  манипуляции  сознанием.  Чаще  оба  эти  "лекарства"  применяются  совместно.
 
                В литературе  зачастую  понятие  менталитет  применяют к некоторой социальной группе,   используя  понятие  усреднённого  менталитета.
   Допустимость  такого  подхода  должна  быть  в  каждом  случае  обоснована  ибо  ложка  дёгтя  портит  целую бочку  мёда.   Математик  бы  сказал,  что  аддитивность  здесь  отсутствует.


Рецензии
Мысли интересные, но производят впечатление ещё неотстоявшихся, невыкристаллизованных.

Как я понял, МЕМ нужен как аналог материального носителя элементарного поведенческого (любого) акта... нейронального уровня организации? Акта как врождённого ("безусловные рефлексы-инстинкты"), так и приобретённого ("условные рефлексы-мышление-поведение/сознание").
Но это понятие уже существует в физиологии (нейрофизиологии) и известно как "функциональная система" (по П.К.Анохину). МЕМ, конечно, звучит проще ("благозвучно"), но смысловая нагрузка... оставляет желать лучшего, мягко говоря.

Далее, совокупность всех МЕМов - МЕМНОН... - Совокупность всех врождённых и приобретённых программ поведения... ...Я бы тогда расширил понятие МЕМа до ЛЮБОГО материального носителя активности/поведения, от клеточного уровня и выше: известно, поведение имеется у ВСЕХ живых систем, за исключением внутриклеточных паразитов - вирусов (квазиживых систем).
То есть, тогда МЕМ - обозначение любого носителя программы/информации поведения (активности), включая сюда, кстати, и эндогенные - внутрисистемные (внутрисредовые) - процессы метаболизма.

...Но вы, я понимаю, хотите ещё более расширить это понятие, включив в него ВСЕ уровни активности - от клеточной до организменно-индивидной, протекающей уже в социальной среде.
...И МЕМ тогда равен просто "программе": любая элементарная единица поведенческой активности (а что является МЕРОЙ - критерием поведенческого акта?..), представленная внутрисистемной программой-информацией, есть МЕМ...

- Надеюсь, я вас правильно понял?
Элементарная единица поведения (как целенаправленной активности - "цель-программа-действие-результат"), независимо от уровня материального носителя, есть МЕМ.

На каждом уровне организации живой системы МЕМ будет представлен своей уникальной организацией при единстве-общности выражения универсальной функции - активности/поведения.

Тогда можно говорить о "биологических, психологических (личностных), социальных" (культурных, идеологических, политических и т.п.), ...и даже "технических" (имея в виду системы ИИ) МЕМах, в этом плане эвристическая ценность этого понятия бесспорна.

Олег Алексеевич Шарышев   10.04.2017 18:53     Заявить о нарушении
Термин МЭМ введет Докинзом, как репликатор культурной эволюции, как структура мозга живых существ. Я рассматриваю его применительно к человеку, не давая никакого расширительного применения. Это некоторый аналог гена. МЭМном эволюционная надстройка над геномом, управляющая поведением и мышлением всего организма. Гены же не несут информации обо всём организме. Более подробно http://www.proza.ru/2016/08/04/1153

Виктор Ефременко   11.04.2017 01:16   Заявить о нарушении
Я в курсе вопроса,полистал вашу страницу...
Мне Докинз по барабану, слава богу, своя соображалка есть, а ваш подход не вдохновляет, узковат как-то... как севшее после стирки бельецо

Олег Алексеевич Шарышев   11.04.2017 02:39   Заявить о нарушении
"Мне Докинз по барабану,"
А мне по барабану, что "вам Докинз по Барабану.
Продолжайте мыслить своей соображалкой, чего ей томиться без дела.

Виктор Ефременко   11.04.2017 21:02   Заявить о нарушении
Что вы из породы ДЯТЛОВ, я уже убедился, можете угомониться...

Олег Алексеевич Шарышев   11.04.2017 21:19   Заявить о нарушении
Спасибо, формальдегидыч, за внимание.

Виктор Ефременко   12.04.2017 12:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.