Ариф Сапаров-Блокада-Гамлет в мундире
Ариф САПАРОВ- ГАМЛЕТ В МУНДИРЕ... ОБЕР-ЛЙТЕНАНТА.
Страницы из блокадного дневника ленинградского военного журналиста и писателя
А.В.САПАРОВА, автора героической хроники "Дорога жизни".
Впервые напечатано в юбилейной публикации "Блокадный дневник военкора Сапарова"газетой "Культура" 31 января - 6 февраля 2014 года (№4), с.4.
Примечания и послесловие Т.В.Алексеевой
25 октября 1941 г., суббота
Вот и подходит к концу октябрь. Недолгая вспышка солнечного бабьего лета сменилась затяжными дождями. Заметно похолодало.
Теперь уже всем ясно, что штурм Ленинграда провалился. Точнее сказать, он был отбит. И отбит с успехом. Немыслимо близко подошли гитлеровские полчища к городу, чудовищно близко. Но в город ворваться так и не смогли.
Был сегодня близ Средней Рогатки, в самом конце Международного проспекта[1]. В зоне армейских тылов – второго эшелона обороны.
Широкий проспект прегражден баррикадами. Что только не использовалось для того, чтобы перекрыть путь вражеским танкам, и старые заводские котлы, и ржавые искореженные рельсы, и останки каких-то громоздких металлических конструкций. Бригада рабочих с «Электросилы» устанавливает железобетонные надолбы. Врытые в землю, они ощерились, как зубы дракона. Все угловые окна на высоте первых и вторых этажей наглухо заложены кирпичём, замурованы бетоном. Видны лишь пулеметные амбразуры. На самом Международном проспекте пустынно. Изредка ахнет тяжелый разрыв. Это вражеская артиллерия ведет беспокоящий огонь. Наши батареи не спешат на него ответить. Патрули останавливают всех прохожих, проверяют документы.
Мне становится понятным, почему фашисты не решились ввязаться в уличные бои, отбивая дом за домом, завод за заводом. Танкового парада здесь не получилось бы. На крыше так и недостроенного Дворца Советов установлена деревянная вышка, тщательно замаскированная под цвет здания.
На вышке – наблюдательный пункт командования. В окуляр стереотрубы можно разглядеть, как немцы деловито укрепляют свои позиции. По всему видно, что готовятся зимовать прямо под стенами Ленинграда на полевых квартирах.
Прямо на Благодатном переулке, рядом с трамвайным кольцом разместился штаб 42-й армии. Серый дом пуст и кажется абсолютно необитаемым. Маскировка строжайшая. Машинам останавливаться поблизости не разрешено.
В политотделе армии неожиданно встретил старого знакомого – Сергея Ивановича Тюльпанова. Профессор университета неожиданно стал батальонным комиссаром – подтянутым и молодцеватым. Так что никому теперь и в голову не придет, что этот человек всего несколько месяцев назад гонял студентов по политэкономии.
- А у меня занятные и поучительные новости, - сказал мне Сергей Иванович. И достал из сейфа папочку. Вот вчера у пленного немецкого обер-лейтенанта был изъят приказ по 489-му пехотному полку. Документ недавний, от 25 сентября. Приказ немецкого полковника меня действительно удивил. «Нами установлено, - писал командир полка, - что в обороне наши стрелки и пулеметчики старались не стрелять по врагу, что бы тем самым не обнаружить себя. Такое поведение недостойно немецкого воина. Оно свидетельствует о недостатке мужества и позорном малодушии».
Далее, конечно, следовали угрозы военно-полевым судом, а концовка эффектная : «Мы находимся в условиях беспощадной и решительной борьбы c нашим главным врагом, когда решается вопрос: быть или не быть?»
- Надо же, - рассмеялся Сергей Иванович, - Гамлеты, да и только…
Примечания
1. Международный проспект – ныне Московский.
2 ноября 1941 г., воскресенье
Воздушная тревога длится вот уже седьмой час и конца ей пока не видно. Блокада по замыслу напоминает удушение. Пытаешься глотнуть воздуха широко раскрытым ртом - и не
Свидетельство о публикации №214070101610