Лизонька

          В моём  советском  детстве  60-х годов довелось мне дружить с одной девочкой Лизой Разумовой. Славная была девочка , необычная и самобытная, многими талантами  одарил  её  господь  и  даже сам дьявол был её  вдохновителем.  Но такого твёрдого характера и смекалки я , пожалуй не наблюдала ни у кого.
    Дружба наша началась с первого класса. Миловидная  и задумчивая с чисто  ангельской  внешностью  и  звонким  голосочком  первоклашка  сидела передо  мной на первой парте  с пышными бантами в  необычайно  белоснежном  фартуке , милыми светлыми  кудряшками вокруг высокого и умного лба - просто  ангелочек спустившийся за школьную парту, как потом оказалось- мой добрый гений.
    Лиза сразу обратила  на  себя  внимание  учителей . Она сразу как то стала эталоном подражания и классным  тотемом.
   - К доске пойдёт...Лиза Разумова,- едва комиссия  из РОНО на порог или другие показательные уроки.
   И  вот Лизонька степенно  встаёт из- за парты , поправляет  учебник и тетрадку, выбившийся непослушный локон , расправляет свой пышный  фартучек и  плывёт  к доске  и  пишет под диктовку учителя незамысловатые, так знакомые нам - "МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ. А У ШУ-РЫ ША-РЫ... Крупно,  размашисто ,  чётко  и ставит  жирную  точку.
   Ах,  как  хотелось  мне тогда  быть  Лизой  Разумовой! И  мне  казалось , что  вся магия  эта  исходила  из  её  фамилии.
   А какой  был у неё  дневник, это  шедевр! Это  мечта  родителей, Это был  образчик  советского  школьника  тех времён.
   Но  это  ещё  не  все   таланты  Лизы. В  нашем задрипаном  захолустье,-  шахтёрском  посёлке, мало кто  посещал  музыкальную  школу,  особенно  по классу фортепиано.  Не  всем  было  по  карману   пианино,   да   и   в   магазине  оно  не  объявлялось. В основном  баян, гармонь и барабан. О, как мне хотелось  сопровождать её  музицирование  на  скрипке! И  я, увидев скрипку  в  хозтоварах !!! умоляла  мать  купить  мне  сей  музыкальный  инструмент.  Однако  учителя  по  классу  скрипки  в  нашем  городе  не  оказалось.
   И на первом  уроке  музыки  Лиза  сыграла  нам  Лунную  аппассионату. Это было  божественно,  словно  ангельские  хоры  вторили  ей. Нимб  кудряшек  отсвечивало осеннее  солнце  и  руки  её взлетали  как птицы  над клавишами-  это было  впечатляюще. А потом она  запела-...Поле...русское  поле, светит луна  или падает снег...
   Нет, лидером конечно она  не  была-   для этого она  была  слишком  эфемерна и  декоративна,  это была  драгоценная  ваза,  на  которую можно только смотреть из-за  стекла.
   То ли из-за  того,  что  мне  хотелось походить  на  неё ,  то  ли из- за  того, что мы  с ней  были  как  белые  вороны  и  витали  совсем  в  других  мирах мы стали не разлей  вода. Я восхищалась ей,  а она  мной. К тому  времени  у  меня  был  уже  солидный  список прочитанной и усвоенной  литературы,  к тому  же  несколько  детских  стихотворений  и даже публикация в юном натуралисте  про  кота. А  потом ,- мы  умели  мечтать  и в  своих  мечтах  уходили   совсем  далеко  от  того , что  нас  окружало.
   Но это ещё  не  все  таланты  Лизоньки. Дело в том,  что раньше  родители не баловали нас  карманными  деньгами, кроме как 15 коп на сок и пирожок в школьной столовой и проплаченные  школьные  завтраки. Родители  сами  покупали нам то, что считали нужным. Однако  у Лизы завсегда  было 40-80  копеек, а  то  и  больше. А  это  уже  целое состояние  для  ребёнка. Нет, не думайте  ничего  дурного.  Я  была  свидетелем  феноменальной  детской  смекалки. Ведь  раньше  помощь родителям  была  священной  обязанностью  : вынести  мусор, помыть  полы,  убрать  за  животными, помыть  посуду ...сходить в магазин... Об  этом  подробней  мой рассказ.
   Лиза  была  хорошей  помощницей   и  особенно  по  части  покупок. Я  активно принимала  участие в этих финансовых махинациях.   Раньше как то  всё  продавалось  вразвес : сахар, макароны, масло,  колбаса  , сыр... Список  всегда  оставляла мать  на  столе и для  Лизы  это  была  особая  миссия. Покупали  мы  всё  в разных магазинах.  А  вот  почему. Сначала Лиза покупала что-нибудь  штучное и разменивала  купюру, а затем  определяла  сумму  меньшую  чем  за  килограмм   сахара,  макарон,  сыра,  колбасы  и  имела  свой  гешефт,  но  делала она  это  очень  виртуозно  и очевидно  не  впервой.
   Что   интересно, к всему  этому  Лиза  не была  жадной ,  однако  дома  бутерброды  с  чаем  не  ела  до  прихода  родителей , а потом  говорила, что сыта и  столько  съела  и  сахара  и  сыра  и  колбасы и ещё  не  прочь  бы.
   Ах,  Лиза , Лиза. Это  ты  научила  меня сдавать  пустые бутылки из под  пива  и лимонада , бегать  на  шахту  и  пить  газировку  из  сатуратора для  шахтёров,  которые  поднимались из  забоя  после  смены ,  делать  мороженое  из  сливок  и молока и замораживать  его  в холодильнике,  устраивать  тайные пиры и  походы  в  кино , воровать  с  клумбы у  шахты  цветы для  нашего  импровизированного  кафе,  где  я была  единственным посетителем, а  она  играла  на  фортепиано  и пела:- " В  парке  Чаир распускаются розы..." " Отвори  потихоньку  калитку..." И я  должна  была  хлопать  и  кричать- "Браво!" "Бис!"
Правда получалось  у  меня  почему то  -"Браво,  БИКС!"  (Бикс- это моя девичья фамилия.)на  что  Лиза  справедливо  возмущалась.
   Так она  научила  меня  иметь свой  капитал  и позволять  себе  маленькие  праздники. Я же  открыла  для  неё  мир  книг  и  поэзии. Во всех 4-х  библиотеках  города  нас  знали  и  считали  вип-посетителями.
  Но  после  мы  обе  прогорели  с  капиталом,- ведь колбасы и  сыра  становилось  всё  меньше  ,  а  сахар  почему  то  быстро  заканчивался  и у  родителей  закралось  подозрение...и  предчувствие  их  не  обмануло...
 И  ведь  никто  не  обратил  внимание  какие  мы  талантливые!
     С Лизой  мы  проучились  до  восьмого  класса. Она  окончила  школу  на  отлично , а  я  на  хорошо  и  отлично. Просто  мне  не  хватало  такой  целеустремлённости  и безмерной  веры  в  справедливость этого мира. А потом мы  с  ней  поступали  в  медицинский   институт,  но  это  уже  совсем  другая  история.

И жизнь  разбросала  нас  по  всей  стране.  Я  в  России , а  ты  в  Украине  ,  в  Донбассе.
   Лиза, Лиза,  Лизавета, что ж  не  шлёшь  ты  мне  привета ...

 Но я рассказала  вам  не  обо  всех  талантах  Лизоньки,- далеко  не обо  всех.


Рецензии
Пронзительная вещь. Аж своё детство вспомнилось.Но перенесемся в наше время. Хочу обратиться к Вам с вопросом как к потенциальной Святой Нелли- покровительнице "Проза.ру". Вопрос такой. Когда публикую новую вещь, о ней как-то сразу узнают читатели. Я новичок на Прозе и в списках избранных не значусь. Есть ещё какой-то способ обнаруживать "свежину"? Удачи и вдохновения!
P.S. А Нелли в переводе на детский - Катя, что ли? Но Вы же понимаете, на этот вопрос отвечать не обязательно...

Виктор Прутский   24.01.2015 13:26     Заявить о нарушении
Понял. Тот, кто дружит с Вами, - дружит, можно сказать, со всей Европой. Горжусь таким знакомством!
Не понял другое. "Какое-то время светится" - где светится, куда смотреть?
"А потом нужно нажимать - приглашать читателей" - куда нажимать?
Извините, Нелли, я с детства был туповат...

Виктор Прутский   24.01.2015 20:40   Заявить о нарушении
Напечатали и оно отображается в рубрике- в какой вы отметили и пока вас не потеснят вы там отображаетесь. .А слева в кабинете есть-"пригласить читателей- туда и нажимайте. А родилась я в Донбассе и там 19 лет прожила, а потом в Москве служила в Армии 32года.

Касабланка 2   24.01.2015 21:05   Заявить о нарушении
Спасибо, товарищ генерал! Я, кстати, тоже родился в Донбассе, в Донецкой области, и прожил там более тридцати лет, так що можу з Вамы побалакаты. Мову розумиетэ?

Виктор Прутский   24.01.2015 21:49   Заявить о нарушении
А вжеж у мэнэ три вирша э на укр. мови. А звидкы з Донбасу?

Касабланка 2   24.01.2015 22:14   Заявить о нарушении
Город Горловка, посёлок Гольма, хутор Сухой Яр - так что много от нас не требуйте, хуторские мы...

Виктор Прутский   25.01.2015 05:51   Заявить о нарушении
Горловку бомбят. Сил нет смотреть эти зверства на Донбассе- там моя родня.

Касабланка 2   25.01.2015 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.