Санкт-Петербург 2010г. Эрмитаж и Русский музей

Весной 2010 меня пригласили в Санкт-Петербург, я не стала отказываться от этой поездки, мечтая побывать в Эрмитаже и Русском музее. Приехав, на другой же день чуть не бегом отправилась в знаменитый на весь мир Эрмитаж. Давненько я здесь не была: пришлось обойти его со всех сторон, чтобы, наконец, найти вход во двор Зимнего Дворца, где и оказался настоящий вход во всемирно-известный музей. Это, несомненно,  по-русски: сначала создавать, чтобы потом преодолевать искусно созданные трудности.  Двадцать два года назад, во время моего последнего приезда в Ленинград, вход был со стороны Невы. Сегодня оттуда пропускают лишь группы иностранных туристов. Не любит страна свой народ, и ничего уж тут не поделаешь. Бей своих и покрепче – они все выдержат. А чужим – нате Вам с кисточкой.
В первый четверг каждого месяца директор Эрмитажа господин Пиотровский милостиво разрешает пускать в музей бесплатно всех без разбору. Ну, хоть что-то: народ улыбается – значит, доволен. А мне сегодня не совсем повезло: пришлось стоять лишних сорок минут, в другие дни народу меньше. Но в кассах билеты все-таки продавались на выставки золотых изделий и украшений из бриллиантов. Незнакомая девушка спросила у меня совета, куда ей лучше пойти и чем полюбоваться. Я не любительница желтого металла и посоветовала ей внимательно осмотреть бриллианты, изготовленные лучшими мастерами России не для простых россиян. Полюбоваться солнечной игрой в алмазных гранях достается не каждый день. Девушка согласно кивнула головой, а я сказала кассиру, что за жизнь прикупила бриллиантов предостаточно на свою зарплату учителя, так что сегодня беру билет бесплатный, дающий мне право пройти по всему Эрмитажу, кроме этих драгоценных выставок.
И  сразу поднялась на третий этаж в зал, где висели картины импрессионистов  мира. Моне, Ренуар, Ван Гог, Пикассо – всех фамилий знаменитых художников и не перечесть.
Был солнечный день – освещение прекрасное, впечатление такое же. Полюбовалась картинами Клода Моне, они мне особенно понравились, думаю: из-за использования им всего спектра ярких красок, и все его картины похожи на солнечную радугу, оттого и впечатляют. Не хочется уходить от его удивительных полотен. Одна из смотрительниц музея, узнав о моем предпочтении к Клоду Моне, сообщила о новых экспозициях на втором этаже под названием «Неизвестные шедевры» (это из собраний картин, недавно переданных нам из Германии, во время войны они были вывезены из России). Таким образом я прошла еще по четырем залам Эрмитажа и познакомилась с невиданными ранее мною картинами. Было тут и несколько произведений Клода Моне: те же яркие краски спектра и  то же радостное настроение от созерцания  его картин.   
Очень довольная Эрмитажем и собой, я отправилась восвояси. А три грации, о которых я мечтала в парижском Лувре, так меня и не дождались здесь, в Петербурге: отчего-то заболела голова – небо заволокло тучами. Простите, мои дорогие, здоровья на вас, к большому сожалению, не хватило. А жаль. Такие прелестные девушки, что дух захватывало, глядя на них, и не только у меня одной.
В Русский музей я пошла на следующий день, он находился недалеко от станции метро «Невский проспект». Я мечтала вновь увидеть картину русского художника Айвазовского «Девятый вал» и постараться ее сфотографировать. Прошла по залам музея,  полюбовалась русскими богатырями Васнецова, картинами Сурикова, особенно одной: «Покорение Ермаком Сибири» и другими полотнами   знаменитых русских художников. И вот оно – бушующее море Айвазовского. Гид, сопровождающий группу людей, рассказал подробно о сюжете картины, и, действительно, под волной я увидела еще одного тонущего человека. Мне удалось сделать снимок этой замечательной картины, и в ту же минуту услышала выговор служительницы музея, одетой во все серое. И пока она что-то там говорила, порицая мой опрометчивый поступок, взгляд автора этих записок неожиданно упал на огромную картину слева – «Волна». Серо-голубой цвет моря с белыми барашками волн был настолько осязаем и великолепен, что казалось, будто это настоящее море. А я больше всего на свете люблю его, и мне так захотелось запечатлеть на пленку и эту картину, что, взглянув на отошедшую, наконец, женщину, собралась было сфотографировать ее, но вовремя остановилась, увидев возмущенное лицо смотрительницы музея. 
Но в целом я  осталась довольна моими встречами с прекрасными произведениями мирового искусства. До следующих встреч, Эрмитаж и Русский музей!
Май 2010 г. Елизавета Рябинина (Из архива)


Рецензии