144. Комсомол воспламенился идеей Саши Казанцева

НА СНИМКЕ: Саша Казанцев в 2000-е годы. К сожалению, у меня нет его фотографии тех лет.


В начале июля 1966 года бюро Советского райкома ВЛКСМ, первым секретарем которого тогда был Сева Костюк, а вторым – Света Рожнова, приняло решение создать в Новосибирском научном центре на общественных началах комсомольское конструкторское бюро – ККБ «Факел».

В Хронике Академгородка есть такая запись:

«8 июля 1966 г. Решением Бюро Советского райкома ВЛКСМ г. Новосибирска в Новосибирском научном центре на общественных началах организовано комсомольское конструкторское бюро (ККБ), названное позже Научно-производственным объединением (НПО) "Факел".

Когда я тогда узнал об этом, сразу подумал, что Саша Казанцев послушался моего совета пойти в райком ВЛКСМ со своим предложением. Точно не знаю и сейчас, пошёл ли он в райком или нет, отказали ему вначале в райкоме или не отказали, но со своей идеей он прорвался.

Основную задачу НПО «Факел» впоследствии сформулировали очень красиво: проведение силами научной молодежи институтов Сибирского отделения и студентов вузов Новосибирска научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью ускорения научных исследований и внедрения результатов науки в производство».

На самом деле, первоначально вопросы внедрения научных достижений в народное хозяйство были на втором месте, а на первом было стремление молодёжи заработать приличные деньги, перестать быть бедными, причём примером для комсомольских органов были созданные КПСС высокорентабельные предприятия, освобождённые от налогов.

В создании ККБ свою роль сыграли многие факторы, но особенно пропаганда хозрасчёта в стране, связанная с проведением экономической реформы, начатой в 1965 году, и недовольство молодёжи деятельностью комсомола и его органов, что привело к получению комсомолом значительных льгот в создании хозрасчётных предприятий.

Сыграли свою роль и недопонимание основ экономики социализма, и отсутствие опыта хозяйственной деятельности, и фанатичная напористость Саши Казанцева, и эйфория от победы на выборах бюро райкома на районной комсомольской конференции в декабре 1965 года, и желание нового бюро райкома показать себя, и мираж маячивших перед ними больших денег на банковском счете райкома, и желание использовать их на благо молодёжи.

Или, если в двух словах, - открылась, с одной стороны, возможность заработать деньги, которых всегда было мало, а с другой, - заняться их раздачей. Все остальные слова, сказанные в обоснование необходимости создания ККБ и его ультра полезной деятельности – необходимый атрибут любого дела которое следовало «протолкнуть» через какие-либо инстанции, привлечь их на свою сторону. В данном случае надо было привлечь директоров институтов и Президиум СО АН, которых необходимо было сделать союзниками.

Кроме того, для открытия ККБ нужна была поддержка райкома партии. С избранием первым секретарём экономиста В.П. Можина она была получена. Райком увидел в усилении райкома комсомола прекрасную возможность поставить под контроль студенчество и молодёжь, притянувшиеся к «Интегралу».

На мой взгляд, Можин, увидел также возможность помочь Сибирскому отделению АН и академику Лаврентьеву в стремлении ускорить внедрение результатов научных исследований в производство, но разбираясь в экономике сельского хозяйства, он недопонимал силу инфляционных процессов, их воздействие на народное хозяйство страны и закрыл глаза на грубое нарушение правил создания фонда заработной платы и его расходования.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/01/307


Рецензии