145. Молодёжь и комсомол впервые оказались вместе

НА СНИМКЕ: Игорь Коршевер, член бюро РК ВЛКСМ того времени


На самом деле, там вначале было всё намного сложнее. Была районная комсомольская конференция, и были острые выступления, в том числе и Казанцева, а потом выборы, которые неожиданно привели к изгнанию старого руководства комсомолом в Академгородке и избранию совершенно нового комсомольского бюро.

Об этом сейчас подробно написано, и поскольку я не был участником конференции, отношу читателя к воспоминаниям ее делегатов, например, Игоря Коршевера, который по этому поводу даже сказал так:

 «Конференции предшествовало длительное бурление молодежи (в основном, студенческой) за обновление комсомола. Они считали, что комсомол – это говорильня, и никакими серьезными делами он не занимается. Совершенно неожиданно для комсомольских и партийных лидеров, недовольные деятельностью комсомола люди обрели лидера в лице Саши Казанцева и одержали на конференции организационную победу. «Это был тот редкий в советской истории случай, когда на короткий период молодежь и комсомол оказались вместе», - написал в своих воспоминаниях Игорь Коршевер, вошедший в новый состав бюро райкома («От города Солнца к городу Зеро». И забыть по-прежнему нельзя. Сборник воспоминаний старожилов Академгородка. Новосибирск. 2007.)

О "Факеле" уже написано очень много. На мой взгляд, слишком много. Есть в этом же Сборнике краткие воспоминания Севы Костюка, первого секретаря Советского райкома комсомола того периода «Я не хочу судьбу иную...» и статья Саши Казанцева «Вспоминая о «Факеле». И есть похожая статья в газете «Наука в Сибири (№32-33 21 августа 2001 г.) Игоря Коршевера «От ‘города солнца’ к ‘городу зеро’» с многообещающим подзаголовком «Из истории молодежных движений новосибирского Академгородка».

Итак, все началось со скандальной районной отчетно-выборной конференции комсомола в декабре 1965 года. Там Саша Казанцев объявил молодым комсомольцам, что он знает, как возродить комсомол, пробудить его от спячки. Он объявил, что комсомолу нужны деньги для того, чтобы решить все свои проблемы – создать клубы, приобрести инвентарь, организовать настоящий туризм и альпинизм и т.д. и т.п. Но самое главное, он сказал, что знает, как молодежь может заработать эти деньги. И даже не просто заработать их, а принести пользу стране – решить труднейшую задачу, над которой бьются ученые, - проблему внедрения научных результатов в промышленность. Довести научный результат до прибора, машины, промышленной установки.

Как написал потом спустя почти сорок лет И. Коршевер, у Казанцева «была харизма отмороженного большевика из кинофильма «Коммунист», он увлек за собой конференцию, и делегаты полностью обновили райком комсомола и его бюро. Действительно, Саша Казанцев увлёк за собой делегатов конференции. Действительно, он был харизматическим лидером. Но сравнение Игоря Коршевера мне не нравится. Саша Казанцев тогда ярко обрисовал печальное настоящее комсомола и ярко нарисовал его возможное завтра. Он не побоялся выступить остро, переступая порой допустимые границы дозволенного. И победил.

Первым секретарем райкома избрали Севу Костюка, которого я знал по институту гидродинамики, - он был достаточно осторожным человеком умеренных взглядов. Но рядом с ним в бюро заседали напористый Казанцев и умеющий все объяснить Коршевер. Вторым секретарём райкома стала аспирант-филолог Светлана Рожнова, символизировавшая, как тогда казалось, добропорядочность и спокойствие.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/01/310


Рецензии