Когда слухами земля полнилась

                Ещё жива память о том времени, когда слухами земля полнилась. Встречались среди устного народного творчества поучительные, таинственные и даже страшные истории, но не было оскорбляющей пошлости и мерзости.

           Валентин Серов «После Куликовской битвы» и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова – страшилки моего детства. Репродукции этих шедевров украшали простенки между окнами в каждом деревенском доме. Эта традиция родилась в обшарпанных кухнях советских коммуналок, может и того раньше.

          Бабушка перебралась на постоянное место жительства ближе к детям, но каждый год ездила по землянику в родные места и неизменно брала меня с собой. Останавливались мы у бабы Кати и деда Арсения. Чужие люди привечали нас по-свойски, ничуть не удивляясь нашему приезду:

          - Ждём, ждём. Вечор в окошко поглядывали, не идёт ли  кто с автобуса в нашу сторону.

          Добродушно признавались хозяева, и от этой искренности становилось тепло на душе. Неспешно беседовали за вечерним самоваром, подводя итоги печальных утрат за минувший год. Меня удивляло то, что делалось это как-то буднично, словно человек не умер, а ненадолго вышел. И своим возвращением ещё удивит всех. Если случай был из ряда вон выходящий, бабушка, всплёскивала руками и сокрушалась:

          - Да, что ты говоришь! Петька! Ой, молодой совсем.

          - Двадцать три года. Женился недавно и такая беда. Машинёшку в колхозе новую дали, он и айда гарцевать по округе, - сказал дед Арсений.

          Баба Катя строго уточняла:

          - Дома жена на сносях, а он в Буланово к шмаре гонял. Вот и улетел с мостка в реку. Баламут.

          Я догадалась, что за неприятным словом шмара кроется нечто отвратительное. Слушать такие разговоры на фоне репродукции «После Куликовской битвы», было занятием не для слабонервных. Художнику удалось передать весь ужас смертной стихии, и стада мурашек бегали у меня не только по спине, но и от пяток до макушки. На всю жизнь прониклась уважением к творчеству великого русского живописца Валентина Серова. Убрали картину, густо обсиженную мухами, только года через три. До того времени пришлось мириться с неприятным соседством. За обедом я старалась не поднимать глаза. Старики ослабевшим зрением не замечали, что давно пора убрать утративший презентабельный вид шедевр. На фоне «Итальянского полдня» Карла Брюллова принимать пищу стало намного приятнее.
 
          А ещё у стариков появилась излюбленная тема для разговоров. Внук Лёшка проходил срочную службу. Деду Арсению нравилось читать благодарственные письма от командира части. Получалось, что в лице их разлюбезного мальчика советская армия получила толкового и трудолюбивого солдата. Чтобы не обижать стариков, я добросовестно выжидала окончания читки. Парень всегда казался мне порядочным олухом, но моего мнения никто не спрашивал и я не сплясывала. Вообще-то Лёха научил меня ловить петлей щучек. А потом несколько дней не брал на рыбалку, когда по ловкости я превзошла своего учителя. Но теперь перед глазами у меня стояло море разливанное спелой земляники. Дед Арсений закончил читать, аккуратно сложил письмо и убрал на полку под образами. Наконец-то отправились спать. Бабушка уговорила меня остаться ещё на денёк, чтобы набрать второе ведро ягоды. По словам моей старушки, грех уезжать от такого изобилия. Почему её грех измерялся вёдрами ягод, так и осталось загадкой.  Вставать в пять утра было настоящим кошмаром. Бабулечка видела мои страдания и будила особенно нежно, ласково приговаривая. Против такой любви устоять было невозможно.
 
          Бесхитростные детские воспоминания теперь высвечиваются в памяти своей неизменной чистотой. Интересно, а ходят ли сегодня с внуками в лес по ягоды? Когда-то это был целый ритуал. Отправлялись на рассвете по туманной сырости с ведёрками и корзиночками. В резиновых сапогах роса неприятно холодила ноги, досыпать на ходу не получалось. Но как же хитро устроена человеческая память, всё сохраняется и лежит до поры в отведённом месте, как на полке нужная книга. И это избитое сравнение совсем неслучайно. Вдруг начинаешь понимать, что пишется книга твоей жизни, и такое внезапное открытие ошеломляет. Не думала ведь ничего такого, просто жила себе и жила.

          Отправлялись в лес в такую рань, чтобы опередить возможных конкурентов, а ещё потому, что ближе к обеду начинали донимать мошка и комары. Атаки насекомых становились особенно яростными в жаркую погоду. Тогда хотелось бросить всё и бежать, куда глаза глядят. Страшилки моего детства кажутся теперь вполне симпатичными историями. Интернет забит подробностями леденящими душу. Воля-вольная больной фантазии извращенцев. «О времена, о нравы!» - восклицали наши просвещенные предки. В скором времени найдутся специалисты, которые начнут изучать такой феномен, как homo sapiens virtuales. Как же хорошо, что можно окунуться с головой в воспоминания о том времени, когда слухами земля полнилась.


Рецензии
У меня сказок голова полна, а вот приходится троллячье мастерство оттачивать на изуверах, что мечтают о развале нашей страны.

Ваш посыл удивителен.

Кимма   08.07.2014 22:02     Заявить о нарушении
Понимаю Вас!
Вот и захотелось в противовес окунуться в то время, когда слухами земля полнилась. А заодно и всем напомнить, что можно жить и по другому.
Спасибо, Кимма!
С уважением, Татьяна.

Татьяна Кырова   09.07.2014 07:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.