Отказаться от 4 тысяч рублей в день? Ребе, я на та

История про Хафец-Хаима. Даю ее в том виде, как она у меня записана в конспектах к видео-уроку ("Замечание"), не меняю ни слова – потому что некогда, месяц тает на глазах. А сам урок прошел буквально 3-4 часа назад.
Рассказ  привел в своей книге раби Яаков Нейман.
Однажды Хафец-Хаим прибыл в Чернигов. Там, между прочих дел, ему сообщили, что один еврейский предприниматель нарушает субботу. А именно, его фабрика работает по субботам.
И так оказалось, что тот фабрикант был верующим человеком. (А что, очень удобно, ты соблюдаешь, а твоя фабрика работает.) Пришел к нему Хафец-Хаим и поговорил, объяснил, что так делать нельзя.
Тот посетовал, что не может закрыть фабрику в субботу, ибо фабрика дает доход 4 тысячи рублей каждый день. Каждый день! Ребе, как можно отказаться от 4 тысяч даже всего лишь за один день в неделю?!
Хафец-Хаим спросил его: работают ли у тебя евреи?
– Да, работают, но их не большинство. Я бы сказал, что их лютое меньшинство. Не больше двух третей.
– Получается, ты заставляешь евреев нарушать субботу?
– Я заставляю?! Да ничего подобного. Никого я не заставляю. Любой может уволиться, когда хочет. Хоть ночью. Мы живем в свободной стране.
– А если ли в городе другая фабрика с таким же профилем? Чтобы работники, имеющие квалификацию, могли продолжать там работать.
– Да сколько угодно таких фабрик. И прямо с таким профилем. Вернее, одна. Есть одна фабрика, даже лучше моей. Правда, там мало платят. И туда не берут евреев. Совсем.
– Значит, твоя фабрика – единственная для них работа? И получается, что они вынуждены нарушать субботу на твоей фабрике. На тебе большой грех, очень большой.
– Ребе, я человек маленький, знаю Тору слабо. Где в ней написано, что если человек может уволиться, то считается, что владелец фабрики заставляет его работать в субботу?
– Тебе действительно интересно?
– Горю с нетерпения.
– Смотри. Написано в Торе: шэшет ямим таавод, шесть дней работай. Знаешь, где это написано?
– Кидуш, наверное.
– Да, но зачем такие простые слова приведены в Торе? Мы и без нее знаем, что еврей работает шесть дней. И только в субботу работа запрещена. Так что о буднях можно было не писать.
– Ну и зачем?
– А вот зачем! Дальше читаем: вейом ашвии шабат, в седьмой день отдых. Шесть работай, в седьмой отдыхай. И мы могли бы подумать, что если будешь работать шесть дней – то только тогда отдыхай в субботу. Но это не так! А как? Все наоборот: если будешь устраивать себе субботу в седьмой день, то будет у тебя работа в остальные дни! Вот зачем.
Хозяин фабрики удивился и сказал:
– Неужели рав хочет сказать, что Тора устанавливает мне режим работы на фабрике? Мол, если у меня есть субботний отдых – то фабрика работает? А если нет субботы– то не работает? Ну так вот, что я на это скажу, дорогой ребе. Все как раз наоборот! Моими усилиями и моим трудом работает эта фабрика. Моими!
Хафец-Хаим ничего не сказал и ушел.
Через полгода разразилась революция, потом наступила Гражданская война. Тот еврей все потерял – и еле спасся, убежав в другую страну. Потом оттуда написал Хафец-Хаиму: рав оказался прав – именно Тора установила мне, сколько фабрике работать, а когда работа прекращается. И это зависело от меня: если бы субботу не нарушал, то ничего бы не потерял.
Вот и весь рассказ.
 
;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;
От себя спрошу: и что, от суббот этого одного еврея зависела судьба всей России?
Ответ: да.
По Рамбаму, да.


Рецензии