Любовь - легенда часть третья. счастливый миг любв

ЛЮБОВЬ  -  ЛЕГЕНДА
(Часть третья. 
« Счастливый миг любви»
Пьер безумно любит природу. Вылазки на велосипеде в какой-нибудь богом забытый уголок – его любимое хобби.
Женившись, он стал получать от этих прогулок ещё больше удовольствия, ибо Мари разделяла их с радостью.
Солнышко ли, пасмурно или дождит, они только накинут на себя свои резиновые плащишки и, продолжая движение, сливаются в единый умный мозг, думающий унисонно.
О таких моментах Ева пишет: «Пьеру нельзя было жениться ни на какой другой женщине, кроме этой белокурой, живой и нежной польки, которая умеет быть на протяжении нескольких минут ребячливой и серьёзной, товарищем и подругой, учёным и возлюбленной».
Пьеру жилось полегче, а Мари  пришлось осваивать новую специальность под названием «Кухня», и она делает это терпеливо, зная о не очень крепком здоровье мужа, да и вообще, женщина должна это уметь делать. И она очень быстро постигает эту науку, правда «Нобелей», как позже за радий, ей за это никто не предложил.
А между тем бюджет семьи очень скуден, и Мари торопится получить право учительствовать. Экзамен сдан блестяще. Рабочее место обеспечено, и радостные супруги идут к своим велосипедам
.
      Второй год замужества.

 Июль 1897 года – первая небольшая разлука – отец Мари приехал в Париж повидаться с беременной дочерью. Пока Пьер заканчивал учебный год, они жили в гостинице в местечке Пор-Блан.

 И  сразу же       вослед письмо мужа: «Моя милая, дорогая девочка, которую люблю так сильно….Здесь ничего нового, только  мне очень не хватает тебя: моя душа ушла с тобой…»

А в августе освободившийся Пьер мчится в Пор - Блан, и два велосипедиста вновь предаются любимому занятию. Мари-то представляет, чем это может обернуться, а Пьер – нет, считая, что его необыкновенной жене подвластно всё.
 
Но, как Мари ни крепилась, чтобы не огорчать мужа, тело стало просить  пощады. Пришлось вернуться в Париж, где 12 сентября родилась  будущая обладательница Нобелевской премии – Ирен.
 Как и все детки, Ирен много плакала: то простуда, то зубки режутся, но оба родителя терпеливо всё переносят – и плач, и болезни, и бессонные ночи, продолжая работать.
 
На 8 лет Пьер  приостанавливает свою работу, помогая жене в выделении радия в чистом виде.

А у Мари с рождением ребёнка, работы всё прибавляется, но она не сбавляет своей интенсивности и даже ведёт дневничок роста и взросления своей малышки. 5 января 1899 года отмечен двумя  событиями: у Ирен появился 15- зубок и родился Радий (в старом, полуразрушенном  сарае – лаборатории супругов Кюри, где они и мёрзли, и мокли, и голодали).

«…Несмотря на трудные условия работы, мы чувствовали себя вполне счастливыми…В нашем общем, едином увлечении мы жили как во сне…муж у меня – лучшего даже нельзя  себе вообразить, это настоящий божий дар, и чем дольше живём мы вместе, тем сильнее любим друг друга».

«Рабочий день выдался трудный, и было бы разумнее для двух учёных дать себе отдых. Но Пьер и Мари не всегда разумны. Они накидывают на себя плащи, предупреждают доктора Кюри о своём бегстве и скрываются. Идут пешком, под руку, изредка обмениваясь несколькими словами. Они минуют людные улицы этого отдалённого квартала, заводские мастерские, пустыри, бедные дома, доходят  до улицы Ломон и пересекают двор. Пьер вкладывает ключ в замочную скважину, дверь скрипит, как тысячи раз прежде, и вот они в своих владениях, в царстве своей мечты».

Мари всегда хотелось, чтобы у радия был красивый цвет, но то, что увидели супруги, поразило их: РАДИЙ ИЗЛУЧАЛ СВЕТ!

Они садятся рядышком и любуются этим, ими открытым чудом, рука друга тихо гладит волосы Мари – НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ВЕЧЕР…

Это так, но сколько он им стоил?!

За 4 «сарайных» года Мари потеряла 7 кг веса и ухудшила состав крови,   а у Пьера обострился ревматизм.
-Да, Мари, трудную мы с тобой выбрали жизнь!»
 
Пьер пытается улучшить положение семьи, делает 4 попытки получить кафедру и лабораторию – безрезультатно. Его всегда обходят менее талантливые, но более «пробивные» коллеги.

Мари всё понимает правильно. Жалеет мужа и всеми силами пытается ему помочь.
Все эти крайне негативные обстоятельства сильно подрывают здоровье Пьера.  Диагноза точного нет, но его мучают боли,  особенно по ночам. Он не спит, стонет, а  удручённая Мари, ухаживая за ним, хоть как-то пытается утишить  боли.

И вдруг Мари сдавленным от слёз голосом:
«-Пьер…если кого-нибудь из нас не станет…другой не должен пережить его. Жить один без другого мы не можем. Правда?

 - Ты ошибаешься. Что бы ни случилось, хотя бы душа рассталась с телом, всё равно – надо работать.

  1903 год. Мари блестяще защищает докторскую диссертацию, а за несколько лет до этого радий  «зашагал» по планете со своей лечебной миссией.

Нужно было брать  патент, который разом  решил бы все материальные и лабораторные проблемы, но оба, посоветовавшись, решили, что: « Это противно духу науки».
 И снова бедность предпочли богатству, и снова вместе, без споров и сомнений.

Когда о радии узнала планета, супругам пришлось делать много почётных визитов в разные страны, чего они очень не любили, ибо это отвлекало их от работы.
Приведу один из  печально-забавных случаев о не только порядочности и идеалистическом настрое пары, но  и обыкновенной (на мой взгляд) наивности:
Визит в Лондон за получением премий. Деловой вечер. В сборе вся  научная элита не только Англии
. Мари   - единственная женщина. Удивление, восторг.

Следующий день визита.
 Банкет. Весь элитный Лондон пожелал увидеть «родителей» радия.
 Мари в скромном, слегка открытом платье,  никаких украшений, и вдобавок ко всему открытые руки, обожжённые кислотой во время  опытов, а вокруг сверкают лучшие бриллианты империи.
 Не только Мари, но и Пьер с удивлением и восторгом любовались этой красотой.
Тот же вечер после приёма.
«Мари:
 - я и не воображала, что существуют такие украшения…
Физик смеётся:
  - за обедом, не зная чем заняться, придумал себе развлечение: стал высчитывать, сколько лабораторий можно выстроить за камни, украшающие шею каждой из присутствующих дам. К концу обеда…я уже выстроил астрономическое число лабораторий!»

Через несколько дней  супруги вернулись в свой сарай.

(Да, патент надо было брать: он заработан честным и невероятно тяжким трудом.
Тогда и о сарае можно  было бы позабыть, и здоровье сохранить, и работу быстрее двигать…Только раз промелькнули строчки об упущенных возможностях, но очень вскользь.
 Мари оставалась прежней. Даже  от приличной пенсии семье после трагической гибели Пьера Мари отказалась, заявив, что профессор сама в силах справиться.

                ( Продолжение следует)


Рецензии
Завидую Вашему умению, Нелли Ивановна, сжать материал до размеров "пули" пронизывающей сознание.
Браво!

Владимир Эйснер   13.07.2014 08:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.