Ващ-щпе!.. Или покорение сибирского неба

Вы замечали, как осень незаметно меняет не только цвета, но и сам ход времени? И даже  мысли текут в каком-то новом ритме и обретают непривычную невесомость... И эта тоска... О чём-то большем... Далёком... Наверное, это чувствуют все...  Хочется, как птицы, собраться в стаю и… в отпуск!!!

Где лучше провести свой отпуск? Конечно, в Сибири! Парк экстремального отдыха, аэродром, где должен состояться рекорд Сибири, Урала и Дальнего Востока в больших формациях. Это вам не на пляже окорочка коптить, и не на диване с любовным романом…

На всякий случай информация для непосвящённых: формация – это термин не медицинский (ударение на второй слог), и не социологический в данном случае. Формация в парашютном спорте  – это некая заранее заданная фигура, собранная из выпавших из самолёта парашютистов. Малая формация – это три-четыре спортсмена. Большая формация – это когда 25-30 человек собирают в небе орнамент из цветных секторов-комбинезонов.  В прошлом году в сибирском небе собрали фигуру из 63 человек, это был рекорд Таная.

Я, естественно, не собираюсь покушаться на рекорд, потому как со мной он точно никогда не состоится. Я еду за компанию, поболеть, посмотреть другие дропзоны, другие самолёты и высоты. Если получится, попытаюсь пройти курс RW, что в просторечии означает групповую работу в свободном падении.

От всего Дальнего Востока на рекорд едут всего шестеро: из Владивостока Роман Папков, из Арсеньева Даниил Фоменко, от Уссурийска Макс и Антон Резниковы, Валера Афсатаров и Катя Бобринская. Катя ещё заявилась на женский рекорд «Жемчужины-2011». То есть, будет мне что посмотреть, чему поучиться. Ну что, поехали?

Добирались мы в Сибирь тайно, отдельными мелкими группами по одному-четыре человека. Мы летели в одном самолёте с Данькой. Первый нонсенс случился в аэропорту. Как-то мы не додумались взять парашюты в ручную кладь, запугала нас тётенька из справочного, что ручная кладь должна быть не больше 5 кг, а ранец весит все 12… В результате, за лишний вес пришлось заплатить 300 рублей за каждый лишний кг! А у меня оказалось целых семь лишних…

Супербоинг компании ВладАвиа – как всегда – тесный салон с продавленными креслами и никакого сервиса типа видео или музыки… Хорошо, хоть лететь всего пять часов 40 минут… Это нам лететь, а самолёт после нашей выгрузки полетит дальше, в Краснодар. Во, кому ещё пилить и пилить…

Долетели нормально. Погодка нас встретила отменная – солнышко и плюс 15 градусов. Разница во времени с Приморьем – 4 часа. Получается, что вылетели в 9 часов утра, а прилетели в 11 часов. Как всё относительно в этом мире, даже время…

Итак, дропзона «Танай» - это местечко между Новосибирском и Кемерово, отсюда до Кемерово 120 км, до Новосиба – 140 км. Две трети - площади Промышленновского района, где и находится дропзона, степь бескрайняя, вся в полях хлебных. По югу района - пограничная полоса Салаирского кряжа, на его возвышенностях соорудили горнолыжный курорт. Короче, летом там прыгают с парашютами, а зимой катаются на горных лыжах.

А Танай – это изначально название озера в пяти км от аэродрома, рядом с селом Журавлёво. В переводе с тюркского название озера ранее звучало как Ата-Танай (Отец-Мать), то есть, сейчас это озеро-мать! Ну, типа, Одесса-мама, Ростов-папа, наверное…

Село Журавлево стоит тут с XVII века. Это единственный населённый пункт при обозрении сверху. Вроде, не маленький, но аптеки нет…
Из малочисленных народов в области проживают шорцы, телеуты, чуваши и сибирские татары. Телеуты, томские татары – это прямые потомки тюрков. Шорцы – коренной народ, который перенял язык и обычаи кочевников. Лично я видела настоящих шорцев (или шорок?) на территории дропзоны! Красивые такие девушки!!!

Развлекательный комплекс «Аэродром Танай» стоит, как крепость, посреди степи или сельхозугодий. Вокруг – ни фига! Горнолыжка далеко в лесу, её практически не видно, только саму горку. У горы 300 метров высоты всего. Не впечатляет! Наша круче! А вот аэродром впечатлил. И самолёты… такие…  не Аннушка наша… и целых четыре!

Ещё на манифесте познакомилась с начальником риггеров Романом. Он объяснил куда, когда, сколько и отправил нас отдыхать в гостиницу – всё завтра! Прошлись по ангару, почитали весёленькие надписи на дверях кабинетов. Ну, очень даже ничего! Есть и душевая, и стиральная машина-автомат… Но в гостинице таки уютней. Хотя, если не найду себе «сожительницу», стоимость номера придётся оплачивать вдвойне… Буду вынуждена уйти в ангар, зато на прыжки будет больше денег!

В гостинице красиво, всё под самолётный салон устроено, круглосуточное кафе-бистро, где недорого и вкусно можно перекусить. И плотно поесть. И просто посидеть, отметить событие какое-нибудь… Взятие рекорда, например. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить! А самое главное, тепло и уютно в номерах!

А вот сервис в гостинице пока весьма ненавязчивый: то стиральная машина сломается – полотенца не поменяют, то посетителей много, убрать не успели, то геля для душа нету и всё… С грустью обнаружила, что здесь нет и простого банкомата. Только терминал для оплаты телефона… Этот  денежный ящик есть аж на горнолыжке. Но туда трамвай не ходит. А у меня деньги наличные кончаются! Хорошо, что когда гуляли с Даней по территории комплекса, у памятника лётчикам-героям Сибири, познакомились с ребятами из Иркутска. Вот они и свозили к горнолыжникам за деньгами.

Местное время 20 часов – спа-ать!!!! У нас уже полночь. А мы нормально не спим уже вторые сутки!

***
Ну, вот, 16 сентября 2011 года… Началась серия прыжков на дропзоне Танай. Да, встали мы, как настоящие приморцы, в 06:30 часов. И тупо сидели ждали, когда Сибирь просыпаться начнёт. Довольно спокойно и быстро мы прошли формальности – проверка документов, заполнение анкет, врач, начальник ПДС…
Получили допуск к прыжкам.
Понятно, что основная часть населения аэродрома будет заниматься рекордом, но я надеюсь, что и на меня у кого-нибудь хватит времени. И пока ещё рекордсмены не собрались в кучку, только девушки тренируются взять женский рекорд, я заказываю себе инструктора курса RW.

Первым моим инструктором по групповому общению в небе стал начальник парашютно-десантной службы (ПДС) Андрей Игнатов, молодой парень, крепкий такой, думаю, меня выдержит. Я объяснила, что в этом вопросе полный ноль, что у меня опыт – одна пирамидка и то..  Пошли, покатались на тележке, отработали задачу.

Странно, но на старте никто не проверяет парашют. Спросили только – приборы включены? Оказывается, мы при заполнении двух листов соглашения расписались в том, что за свою безопасность отвечаем сами! Вот оно как, Михалыч!... Правда, предупредили, что приземляемся по стреле правым кругом. Тут такая большая красная поролоновая стрела лежит, и она является главней показаний колдуна. Мдя, ситуация… Но попробуем.

Первый прыжок. Зашли в десантный самолётик мест на 20 кажется, L-410… Дверь у него сильно широкая! И ручек никаких нет. Я просто не представляю, как из неё самостоятельно выходить? Я привыкла за обрез держаться… Хорошо, хоть с инструктором иду. И ещё: здесь, оказывается, отсутствует сигнал звуковой на выход. Включился свет в салоне – приготовиться, открыть двери. Погас свет, сбросили газ – можно выходить!

Выпускающего тут тоже нет!!! Ващпе… На старте определяют порядок выхода, могут сказать через сколько секунд выходить после предыдущего отделения и всё. То есть, тут идёт работа профессионалов, знающих людей. А если ты чайник, то бери инструктора!

Как-то совсем быстро пришла высота в четыре тысячи. Минут за 15 набрали. Это классно! Выходили где-то в середине группы. Встали на срез в захват, как на пирамидку, вышли, легли нормально, но я почему-то долго не отпускала захваты Андрея. Он пытается меня отпихнуть, чтобы начать упражнение, а я упёрто висю на нём – высоко же, страшно!

Ноги широкие, прогиб плохой.  И при всём этом я умудрилась таки подойти как-то к инструктору …  Как торпеда, блин. А когда он показал команду «прогиб и провалиться»,  я изобразила вспухание и улетела вверх. Вверх и вперёд. Эдакая биссектриса прямого угла…

Отмашка на 1600, и меня уже занимает мысль – найду я поляну приземления или заблужусь? Открылась, огляделась, удивительно, но всё понятно. Правда, заходить правым кругом совершенно невозможно, мне кажется. И не только мне. После приземления нас сразу собрали в учебном классе, провели разборки. Опытные ребята объяснили, что неправильно поставлена задача была, вот и вышло что попало… На старте просто отсутствует какой-то главный выпускающий Вася, потому и получилось  так…

Посмотрели с Андреем видео моего первого полёта в паре, зафиксировали ошибки, поиздевались над неправильным выполнением команды… Покаталась опять на тележке, поучила команды, прошла снова всё, что надо сделать наверху. И ещё навесила пояс с грузом в 4 кг. Обнаруживаю, что подъём будет на АН-28! Это значит, что выходить придётся не сбоку, а в хвост! Не представляю, как это –  выйти в люк, когда есть ещё хвост у самолёта?! Затянет в хвост и никуда не выпадешь, а? 

Короче, в первый день я совершила три прыжка с инструктором. Умудрилась несколько раз его торпедировать, зацепить раз ногами, покувыркаться. Может, поэтому все остальные дни у него совершенно не было на меня времени?
Третий  прыжок по курсу RW был явно лишним, я просто не успевала обдумывать ошибки. Кстати, первый раз в жизни прыгала с грузовым поясом… Без пояса скорость нашего падения с инструктором была 185 км/ч, с поясом – 200 км/ч.
Пояс помог сделать прогиб, было легче работать.

Практически всё время со мной в борту поднимались в небо девочки-жемчужины, они тренировали фигуру из 11 человек. Пока не получается…

А ещё я получила шок от работы местных риггеров. Мальчик Женя так быстро и радостно смотал в кучу мой Хит, прямо на моих глазах… Я обалдела! Никаких тебе ровных линий и натяжки строп, никаких косынок… Пошла к начальнику Роману, он успокоил – здесь мальчики специалисты! Поверим, но откроемся повыше на всякий случай… Сразу скажу, что парашют после такой дикой укладки открылся практически идеально. А мои догмы об укладке сильно пошатнулись.

В этот же день прыгнули втроём с Даниилом и Романом. Хорошо, что видео не получилось! Роман обозвал меня самонаводящейся ракетой, Даньку мишенью. Потому что я, обнаружив глазами напарника, выходила на прямую и на полном ходу летела к нему. Спасало его от взрыва только то, что я при подходе напрягалась, теряла прогиб и улетала вверх… А когда я пролетала над Даней, получалось затенение и я проваливалась… 

Со стороны смотреть жутковато, говорят очевидцы… А скорость нашего падения, кстати, была 195-220 км/ч. Без пояса! После прыжков сходила к врачу, измерила давление – 120 на 80! Вот так! Красивое давление.

***
В субботу приехали братья Резниковы и Катя с Валерой. Началась полная оккупация Таная дальневосточниками. 

Как-то прыжковый денёк начался странно. Три первых подъёма – три отцепки. Вторая – открытие запаски сайперсом. Не парашютист, а пассажир получился: выкинули, он провисел-пропадал, запаску открыл прибор… И наш Антон отцепился. Но уже смотреть не так страшно. Наоборот, понимаешь, что это нормальная реакция на нестандарт. Рабочий момент… И надо быть готовым к таким сложностям, не пугаться!

Я прыгала ежедневно по 3-4 прыжка. Выходила в паре с Даниилом Фоменко, Валерой Афсатаровым, Михаилом Копелеовичем, Виктором Калюжным. Я искренне благодарна этим «русским самоубийцам», тратившим на меня свои прыжки, нервы, учившим меня правилам хорошего тона при внеземных контактах в небе.

Вот эта группа парашютистов из Иркутска, семь или шесть человек, они приехали попрыгать шестёрку. В рекорде участвовать не собираются и живут, как и я, в свободном графике. Я пристала – ну, попрыгайте со мной кто-нибудь!... И один согласился. Виктор Николаевич Калюжный. 33 года, Иркутск, по профессии… медвежатник-спасатель! Если у кого заклинит сигнализация, потеряются ключи от квартиры или машины – он спасёт! Вот и меня спас от одиночества в небе!

Мы с ним прыгнули три прыжка. Первые два - сплошные поиски и провалы. А на третьей попытке третьего прыжка мы аккуратно сошлись, не резко, и взялись за захваты. УРРРЯЯЯ!!!!!!!! ПОЛУЧИЛОСЬ!!!!! Первый раз в жизни самостоятельно получилось!!!! Как же я радовалась! Я была счастлива! Всех целовала! Ну, не всех, а Витьку – да!

Вот ему это надо – колбаситься с таким чайником, как я? Риск же какой, я же могу и врезаться, и ногой заехать невзначай… И за прыжок он же свои деньги платит. Спасибо, Иркутск!!! Жаль, что они сегодня уезжают домой. Пиво нельзя - за рулём. Я угостила их нашими приморскими шоколадными «Одуванчиками». Сказали – вкусные! Ну, хоть так…

А Мишка из Иркутска, кстати, однажды умудрился прийти в стог сена. Точнист! Говорил при разборе, когда нас в класс загнали, что медаль имеет за точность. Ну, получил, конечно, за это! Со стога можно ведь так навернуться после приземления…

А вот у меня случился негоразд посложнее. Открываю парашют, а левая клеванта реагирует очень медленно. Очень тяжело поддаётся. Сразу не сообразила, а через прыжок ситуация повторилась! После открытия чувствую – опять левая с большим трудом меня слушает, я просто убилась её тянуть, тяжело до невозможности! Рулила - двумя руками тянула на развороте. И тут замечаю, что у меня грудная перемычка практически под подбородком! Это с чего вдруг? Оказывается, левая ножная лямка съехала до состояния открытой… ого! Сообразить, что в воздухе можно подтянуть эту лямку, не смогла. Подумала уже на земле – так ведь и выпасть можно из системы!

…Как-то я попала в крайний подъём, где были одни тандемы – восемь тандемов сразу в одном борту! Зрелище, конечно, изумительно-карнавальное. Пассажиры получают яркие костюмы и шапочки, инструкторы надевают на головы какие-то прикольные лохматушки, типа «волосы дыбом» или цветные ирокезы. Операторы у каждой пары крутятся, ставят их в весёленькие ракурсы, создают праздничную суету. На борту царит радостная атмосфера полуужаса-полугероизма. 

Инструкторы и операторы успокоительно шутят. На высоте три тысячи усаживают своих пассажиров на колени, пристёгивают, приобнимают, начинается ритуал перехлопывания ладонями. А потом наступает напряжённая пауза и… Первый пошёл, второй пошёл, быстро и думать некогда.

Между прочим, первое летающее тело, которое я увидела таки в танайском небе, был орёл. Или сокол, я не очень разбираюсь. Но такая большая серая птица. И летала она.. Ниже меня!!! Я на Хите в затяжном полёте зависаю, а птица-хищник охотится. С такой высоты она мышь видит. Мдя, круто!

А девчонки-жемчужины, между прочим, сегодня отличились! Утром вышли в подъём и сразу сделали 12-way! Потом собрались в кучку и в следующем подъёме сделали 15- way! Мы просто обалдели! Два дня ничего не получалось, а тут сразу два рекорда подряд!

Вечером был банкет и праздник. Мы в полном составе пошли поздравить нашу Катю Бобринскую. Когда ей вручали медаль, мы громче всех хлопали и кричали!!! Мы реально считаем, что это она принесла удачу женской формации, без неё ничего не собиралось же!  Говорят, что радовались и танцевали до четырёх утра… Не знаю, мне завтра прыгать, я спать пошла. А вот Даньке повезло меньше, он же в этом ангаре, где праздник был, живёт…

***
Вместе с другими парашютистами с утра прослушала лекцию Владимира  Останина о работе в больших формациях. Запомнила: главные три кита при работе в больших формациях – вертикаль, сектор, глиссада. Всё понятно рассказал, объяснил. Но мне пока рано про это, на практике не скоро понадобится.

Зато пришло время познакомиться в реале с Михаилом Августовичем Копелиовичем, начальником аэроклуба Комсомольска-на-Амуре, где мы прошлой осенью собирались прыгать. Он мне помогал укладывать парашют, потом, когда у него появился свой купол, мы с ним сделали много выходов в двойке. У нас даже пару раз получилось сойтись!

А не сошлись характерами мы… из-за укладки. Я на его укладке прыгала, открывается нормально. Но вот увидела, что он зачековывает ранец улыбкой вниз и… Меня же учили только вверх! Улыбка должна быть улыбкой, уголками вверх, а не вниз. Иначе, что это за улыбка-то??? Доспорились до того, что Михаил Августович позвонил Сергею Алексеевичу и сказал, что из-за этой улыбки у нас с ним никакого будущего не будет!

Посмеялись, приветы передали… А ещё позже выяснилось, что Копелиович не просто начальник аэроклуба, а ещё и участвовал в разработке этих самых нормативных актов, по которым мы сейчас производим укладку… Пришлось каяться по полной программе. Надеюсь, что когда-нибудь я буду прощена за свою фривольность…

Перед очередным прыжком сходила с Валерой на тренажёр. Он показал выход под хвост, я попробовала. Но руки буду делать, как Катя показала, женский вариант. Думаю, мне так будет удобней. Вообще-то, тут народ выходит как попало! Выпадают и всё, потом ложатся на поток и работают. А что, высота позволяет и кувыркаться, и задачу выполнить.

Сегодня впервые попала в самолётик не простой, а спортивный! Он маленький, с синей плексовой дверью и… совсем без сидений! Паласик серый, как в гостиничных номерах и фсё! Заходишь, падаешь на пол и лежишь себе сколько хочешь! А который с сиденьями – это десантный, он побольше. Так что теперь отличаю эти «элки»: большая – десантная, маленькая – спортивная. В десантной, кстати, под потолком есть два троса, удобно передвигаться к двери. А в спортивной держаться ваще не за что, только за потолок…

Перед нами в спортивном подъёме выходила тройка фрифлаеров. Классные такие ребята! Весёлые, контактные, безбашенные. Садятся на срез, хихикают, выпадают с воплями, даже перед выходом приветствие делают не как все… Да и в небе они не как все. Они сидят на воздухе, стоят на голове, крутятся и вертятся вопреки законам физики. И на старте их и нас различают по свободному падению так: эти на голове, эти – на пузе…

Периодически обнаруживала среди сидящих в самолёте своих приморцев. Они записались в соревнования шестёрок. Тренируются постоянно, фигуры делают, перестроения. И ещё готовятся к соревнованиям на кубок Э.Вирченко.

На каком-то приземлении Роман Папков оказался рядом, сказал, что я рано начинаю затягивать стропы, высоковато торможу на приземлении. И ноги у меня прямые. В штиль это довольно не мягко получается…

Ещё был неописуемый случай. На первых прыжках с МАК (Это десантная аббревиатура Копелиовича) я неправильно вспухла, с движением вперёд, и практически торпедировала его. Получила ощутимый удар по шлему, аж загудело в голове. И это он ещё руками от меня увернулся. Во, как со мной непросто, оказывается! Кувыркнувшись после нападения, я стала аккуратней. И только тогда получилось сойтись и взяться за руки.

***
Ого, оказывается, сегодня понедельник. Синдром отпускника – отсутствие дней недели. Пыталась убедить Валеру, что сегодня вторник… Стояли у ангара, оба сомневались. Спросили у стоящих рядом фрифлаеристов. Они ответили совершенно адекватно: понедельник… сентябрь… Валера потом весь день шутил на эту тему. Главное, не перепутать, что Августович – это отчество, а не месяц. Так Копелиович у меня стал и Сентябревичем…

Первый подъём, это разведка для формацевтов, мясо так называемое. По первым выброшенным корректируют  условия выброски и приземления. Он самый холодный, утренний. Я старалась не ходить в первый, но не всегда получалось, потому что нас, просто спортсменов, не занятых в рекорде, мало, и мы друг друга всё время ждём, чтобы борт набрать…

Смотрела, как наши тренируют шестёрку. Их уже Останин хвалит! То есть, будущие чемпионы арсеньевских соревнований пятёрок. Я намекнула, что предупрежу Алексеича, чтобы были готовы бороться по серьёзному, а они… Намекнули, что озеро Танай совсем рядом и глубокое. Добрые ребята!..

***
А теперь пришла пора рассказать страшную историю. Самую неприятную во всём моём путешествии…

Опять Ан-28. Этот странный выход под хвост, но на поток… В компании с мужской формацией на 12 человек. Никак не могу привыкнуть к этим большим разным дверям на отделении! Совершенно не за что держаться!... Неуверенно себя чувствую я в таком широком проёме. Хорошо, хоть не одна выхожу.

Вот так думала о чём попало, забыла про ноги, и мы опять кувырком выпали с Августовичем. Обнаружила, что МАК выше меня лежит. Начала медленно подходить. Не быстро, но мы таки приплыли и взялись за руки! Разошлись. На высотнике 1600. Медленно разворачиваюсь на 180 и пошла на тречку.

Тречка получилась отличной. Досчитала до пяти и попыталась оттормозить, как Даня учил (я раньше просто в нейтраль ложилась). Но вместо тормоза у меня получилось сальто, кувыркнулась. Когда устаканилась, на высотнике… 600! Рванула медузу, открылась. Как потом сказали, открылась на 400 метрах. Мдя… Без комментариев.

Подхожу к ангару, начальник ПДС, уже не просто Андрей, стоит – не проходите мимо! Разбор полёта был коротким. От прыжков на сегодня отстранить. Завтра первый прыг с инструктором, потом решат давать ли мне допуск на прыжки…

Потом разбирались с Копелиовичем. Отмашку он дал на 1400 (у меня было 1600 почему-то). А тречить я начала, когда у него пищалка сработала на 1050. То есть, когда надо было уже открываться… Неужели у меня высотник заклинило? Глаза же у меня не могли видеть то, чего не было…

Непонятно каким образом, но мы ещё догнали и обогнали вышедшую перед нами формацию. Когда я пришла в ангар, двое из формации оказались тут же… В красках расписали, как я пролетела в свободном падении мимо них, и как они напряглись по этому поводу… А, между прочим, в самолёте они шутили именно про это, чтобы мы чуть отстали при выходе, чтобы не догнать. А я ответила, ничего страшного, догоним и будет 14-way… Накаркала, блин!

Даже мой любимый доктор похихикал… А вообще, конечно, страшно тем, кто внизу стоит и видит такое низкое открытие, вернее падение свободное… Круто неправильно, это я понимаю.

Вечером в кафе опять разбирали моё открытие. В красках, с примерами… Опять прихожу к выводу, что что-то не так было с высотником. А визуально я пока не соображаю высоту… Я просто на это внимание не обращала никогда. Надо заняться изучением этого вопроса. И народ вокруг я тоже не вижу ещё… целую формацию не обнаруживаю… Я выполняю упражнение и думаю о положении рук, ног, задаче. Опыта у меня ещё нет никакого…

Ну, и поскольку появился повод уточнить свои действия в особых случаях, прослушала лекцию Валеры Афсатарова. Вот что надо обязательно знать, вдруг кто-то не помнит:
• Если западался до высоты 600 метров и не трогал медузку, то можно резко дёрнуть кольцо запаски, без отцепки.
• Если невыход медузы, не выдёргивается – не ниже 600 метров отцепка и ввод запаски!
• Нераскрытие купола – успеть до 600 метров отцепиться и дёрнуть кольцо запаски.
• Если открылись два купола (основной и запасной):
o Встали на 180 градусов (колокол) – только отцепка и садиться на запаске.
o Веер и биплан – аккуратно, без резких движений можно идти на двух куполах. Идти на большой снос, приземление будет жёстким, быть готовым к перекату при приземлении.
• Прибор страхующий открывает запаску на 270 метров. Но на железо надеяться не надо!
Надо ещё про перехлёсты потом узнать. Но, скорее всего, надо быстро и резко резать стропы.. или стреньгу…

***
Утром доложила Начальнику ПДС разбор вчерашнего косяка. Он показал список на стене, где написано «Косячники», я там стою под №3… Выслушал меня, а когда я спросила когда он со мной прыгнет, ответил, что допускает меня к прыжкам без инструктора,  потому что это первый раз, а уровень мой его устраивает… Странно… но будем стараться оправдать доверие.

А наши в соревнования шестёрок ходили уже в подъём на результат, сделали три перестроения. Но этого мало для победы… Участники соревнований, если что, мастера спорта и КМС… Ну и пусть, зато участвуют, готовятся к нашим соревнованиям. Получают советы от Останина, а это дорогого стоит!

…Пару раз на выходе у меня случалась частичная амнезия. Я забывала закрывать шлем. Партнёры помогали. А когда одна прыгала, уже когда на поток легла, тогда и закрыла… Тоже отвлекающий момент, раздражитель. А заранее закрыть – линза запотевает.

Два дня меня на приземлении упорно тянуло к стоянке самолётов. Неважно, ветер или штиль, правый круг захода или левый, я прилетала к самолётам и приземлялась там. Ну, видать и тут гнездо нашла… Вася, стартовый выпускающий, устал, наверное, прикалываться с меня.

А ещё, именно в Танае началась моя борьба с суевериями. На днях записалась в лист предварительной подготовки под номером 13. И пошла в 13 подъём… Перед прыжком Данька уволок меня на тренажёр с верёвками-резинками. Подвесил ноги и руки, потренировали подход-отход. Ну, нормально прошёл день!

В этом же, тринадцатом подъёме,  у нашей шестёрки была крайняя попытка в рамках соревнований шестёрок. Прыгнули не очень. Хуже, чем на тренировках. Этот прыжок был юбилейным для Кати – 1300.

А перед сном в бистро мы нехило поговорили о психологии, философии и других субъективно-размазанных науках, в которых, как все поняли, сильно преуспел Макс. Он, как бы… всё знает о психологии алкоголизма, деструктивном поведении и суицидальных наклонностях. Ну, кто на что учился, как говорится…

***
Утро 21 сентября началось со дня рождения Михаила Августовича, которого знает вся Россия, наверное. Поздравляли все, мы тоже присоединились. С утра из формацевтов собрали две отдельные формации человек по пятнадцать. Тренировки по сборке рекорда идут полным ходом. Вот уже и тридцать с чем-то положили, и сорок три легли.
Пятьдесят пять человек на три борта разбили, подъёма два сделали – не складывается, напильники летают и летают… Интересно, почему напильники? Потому что «не летают»?

Нас, спортсменов-парашютистов, не участвующих в рекорде, человек десять осталось. В основном, конечно, это фрифлаеры. И нас постоянно с манифеста вежливо приглашают записываться в подъёмы. Естественно, в спортивную маленькую Элку.

Наверное, в честь дня рождения забрали у меня напарника. Тоже в рекорд позвали. Ну, буду ходить одна. Что, нечего тренировать что ли? Выходы буду тренировать, спирали, чтобы и руки и ноги работали, прогиб… Тречка опять же через раз получается.

Ветер поднялся. Рекордная формация вернулась с четвёртого прыга. Сказали, что на высоте 5500 град и холодина жуткая. Я с очередного борта открылась на 900, но как-то очень далеко от комплекса нашего. Летела-летела, боролась-боролась, а вот фиг вам! Вышла крайней, ветер на высоте просто сильный. Я метров 300 стояла над самолётами нашими, ни метра вперёд, только вертикальный спуск. На всякий случай, чуть отвернула и села рядом на поле, чтобы случайно на технику не приземлило внизу. Прогулялась по берёзовой аллее.

Иду с парашютом в ангар, а навстречу рекордники идут на посадку. У них на этом, шестом прыге, потом человек десять улетело ещё дальше меня, ветром в поле унесло. То есть, я ещё на своём Хите круто поборолась!

Подружилась с Маргаритой и Евгением, семья фрифлаеристов, прыгают всё время в спортивной группе. Женя прыгает с Димкой в паре, а Рита за ними. Я рассказываю им про свои кувырки, а они смеются и приглашают меня к себе.

А этот Димка... Я его почему-то всё время Женей называю. Тот ещё кадр! Ему подходит имя Ев-Гений! Он так смачно матерится, так ярко прыгает, просто бешеная белка из ледникового периода! Колоритный такой фрифлаерист! Я когда рассказала, почему его переименовала, он так прикололся и разрешил называть его гением… Хи!

Рита и Таня – девочки из рекорда Жемчужин! Мы сдружились. И Ваня с нами прыгал из Новосибирска. Вот такая дружная компания у нас! Правда за два дня до рекорда и Женю у нас забрали в формацию. Он, говорят, хороший формацевт, опытный, но для него это пройденный этап, фрифлай – это более высокая ступень спортивного мастерства.

***
А однажды я устроила для себя практикум, пока прыгала одна. Ставила купол на четыре стороны и смотрела – куда сносит, с какой скоростью, сколько за это время теряю высоты. И куда смотрит в это время колдун. Кое-что понимать начала про проверки по ходу коробочки. Не просто вставать на крест, а понимать, что означает снос или движение в определённом направлении. Но это надо ещё не раз проделать!

Был ещё такой случай в моей биографии сибирской. Элка десантная взлетела и… села… Я подумала, что дождь нас таки догнал. Оказалось – шасси не сложились. В подъёме сидела девочка Вера, проходящая АФФ. Она так нервничала во время подъёма, шла на четвёртый прыжок, никак не могла справиться с очками, теребила причёску. А когда самолёт пошёл на посадку, вдруг успокоилась и улыбаться начала… Это её биополе, наверное, посадило самолёт…

Нас быстренько пересадили в АН-28 и подняли в небо. На ходу консультировалась у Тани, как выходить из этого самолёта одной, выход же в хвосте, не сбоку! За мной будет выходить тандем, не хочется выглядеть смешной. Не знаю как, но получилось!!! Вышла так ровненько, легла, помахала уходящему самолёту.
Кстати! На высоте снег шёл! Шея у меня была открыта, настучало колючими снежинками, аж больно…
Шею закрыла и опять в подъём. Ветер, снег наверху… С нами в борт пошли пассажиры – милиционер с женой. Они реально побаивались. Мы, наверное, выглядели в их глазах героями. А вечером отмечали 800 прыгов у Макса!
Совсем забыла! Вместо того, чтобы ночью спать под релакс из космоса, мы с Романом вели беседы о вечности. Прослушала лекцию по физике, бытие и сознании… Поговорили о разных точках зрения, уснули поздно.

***
Ну, вот и пятница. Сегодня начнут съезжаться формацевты на рекорд. Ночью опять шёл дождь. Утром холодно. Я пришла к девяти, рекордники уже два подъёма двумя бортами сделали, и только потом фрифлаеристы проснулись, собрали к пятому подъёму спортивный борт. А я, наверное, не проснулась ещё: наше поле перепутала с сельскохозяйственным! Приземлялась опять у самолётов, в гнездо своё…

Между тем, формация собрала 44 человека из 45. Не смог собраться… ну, да.. МАК не смог… И вернулся в наш спортивный мир. Андрей всё время занят –  то рекорд, то тандемы, от АФФ…

Сегодня опять было три отцепки. Одна – у девушки. На манифесте постоянно появлялось и исчезало пиво. В очередной раз убегающий на тренировку Даниил сунул мне несколько бутылок «Миллера» и выскочил из ангара. А я, как заядлый алкоголик, бродила с этими бутылками, пытаясь их куда-то пристроить. Выглядела комично, говорят. Но таки сохранила целебный напиток для приморской команды!

Вечером опять обсуждали вопрос нештатных ситуаций. Главное – не растеряться! А я таки стала выше открываться. Потому что это безопасность и шанс успеть! И стала спокойней относиться к отцепке…

***
Сырость и холод, начавшиеся в пятницу и продолжающиеся в субботу, реально ставят под угрозу все старания рекордсменов. Но каждое утро бегают по полю формацевты в одеялах и с подушками. Полуспящие, полузамёрзшие. Это ж какое упорство надо иметь, какое коллективное желание, чтобы вот так вставать, и ради какой-то большой фигуры, которая может и не получиться, целую неделю прыгать не для души, а с целью увидеть ноги и задницы назначенных тебе партнёров в секторе?!

Смотрю на них и не понимаю их фанатизма по части больших формаций. Ну, четыре-шесть человек как-то понятно и управляемо, а вот такая куча-мала…  Просто невероятно, что эта куча может в небе собраться в фигуру, нарисованную и вывешенную на манифесте.

Зато нам сегодня повезло! Нужно было разведать погоду на высоте и нас пригласили прокатиться на высоту в пять тысяч метров! С кислородом. Страшно! Холодно. Но как не попробовать? Перед выпуском формации надо знать погодные условия на высоте, облачность, осадки и прочее. Увидят ли спортсмены друг друга, базу в такой непогоде? В этот раз быть синоптическим мясом будет интересно! 

Ведёт нас в бой сам выпускающий Вася! Редкий случай, когда он не с рациями, а с ранцем за спиной. Совсем другой человек! Всё проверил, рассказал, как кислородом пользоваться, включил баллон, по трубкам пошёл газ, убедились, что он есть, показали, что у каждого есть своя трубочка. Пока не смертельно. Подняли нас на сто метров выше заказанной высоты.

Прыжок сам по себе, как учебный, не был удачным, зато свободного падения было аж 80 секунд! И ещё! Я начала видеть не только летающих под куполами вокруг парашютистов, хотя и это для меня тоже было открытием. Я успеваю уже увидеть вышедших и падающих передо мной. Так классно видно их на фоне белого пухового покрывала облаков! Видно, как кувыркаются! После свободного падения с пяти тысяч и открытия купола, я увидела, как мимо меня пролетело тело в свободном падении. Открылся низко, ниже 700, причём не сразу купол наполнился. А, похоже, это Михаил Августович так забавляется…

А теперь про погоду. Облачность, эти серые тучи над землёй, заканчиваются на высоте 1500 метров. А выше - такое голубое небо и солнце!!! Красота там! Потом ещё слой облаков, где-то на 4 тысячи, но не плотный. Температура? Ну.. Перчатки, конечно, замёрзли… После нас подняли три борта сразу. 65 человек. Человек пять не прикрепились к фигуре. Но мы это почти не видели, всё в тумане произошло.

По небу бродили тучи, а по ангару и свуповской полосе бегал согбенный Андрей Алексеевич Барабаш, начальник  дропзоны. С бубном шаманским бегал! Стучал, тучи разгонял, какие-то ритуальные танцы изображал. Местный шорский шаман…Помогло!  И на какое-то время, кстати, распогодилось.

Ещё весёленькая ситуация была в этот день. Поднялись на четыре тысячи. Свет загорелся, а… дверь не открывается! Дёргали все, кто что-то там понимал. Свет погас, а мы сидим запертые внутри, никто не выпадает… Еле как дверь открылась! Оператор шестёрки вылез наружу, завис, один спортсмен встал на обрез. А лётчик, поскольку точку выброски прошли, дал газу и пошёл на второй круг. Ну и… Оператора сдуло! А мы закрыли дверь и набрали ещё чуть высоты.

Самое смешное, что Димка-бешеная белка, это зафиксировал, а ребята из шестёрки даже не заметили потерю бойца! И потом на земле требовали от оператора показать, как они красиво работали! На втором круге дверь открыли нормально. Но эта шестёрка так долго настраивалась, что мы все уже орать начали – опять же пролетим точку?! Ветер же, сносит же!

Ещё я тут усвоила таки принцип правого и левого круга захода. Перестала терять ориентиры и направления. Потому что каждый раз смотрела, как заходят скоростные, привыкала к правилам. Потом уже и сама понимать начала – почему именно так идут!

И немного привыкла к широким дверям. Уже не так страшно, что держаться не за что. И отсчитывать секунды на выходе самостоятельно научилась, и выходить без хлопка по плечу… Взрослею понемногу.

А потом мы опять болели за рекорд. Погода портится, только просвет появляется – они в небо трёхбортовкой. Вот в синем кусочке три самолёта появились на боевом! А выброску сделали только когда в тучу зашли. Мы замерли, шарим глазами – где появятся? И тут… Чёрная такая большая точка рвёт тучу, выпадает из неё, растягивается и увеличивается, звёздочка получается и два оператора с двух сторон. Мы все захлопали заголосили «Ура!»… А оказалось, что в этом подъёме один оператор был. А второй – напильник…
Это было ващще… Бедный мальчик Женя, фрифлаерист, такой красавец… Он перед подъёмом с коляской по полю ходил, жена в подъёме, сын плачет. Это нервы…
Формация падала 20 секунд! Это значит, что собрались достаточно быстро. Ну, а потом погода совсем испортилась. Так и пошли по домам. У меня всего два прыжка, у формации без рекорда…

***
И вот оно – воскресенье, крайний день для прыжков и для рекорда. Утро туманное, утро седое… очень холодно и сыро. Облачность низкая. Шансов победить почти нет… Формация, как всегда, уже репетирует обледеневшая и выдающая пар при дыхании. Как-то без оптимизма…

И в первый борт желающих нет, мокрое поле, холодина… Мясом быть никто не хочет сегодня. Побродила, пришлось таки записаться в первый борт. Опять облачность закончилась после 1500! Солнце, правда, купалось в облачках, но белых, прозрачных почти!

В подъём пошла одна, МАК нашёл себе партнёра. Выхожу крайней, естественно. После меня только Вася, он уже второй раз меня удивляет наличием парашюта за спиной. Зато, какой он спец по части выброски и всего прочего – один день его не было, и на старте был бардак!

Вышла под хвост, сделала две спирали на точку, а точкой было солнце в облачке!!! Точно не ошибёшься! Внизу на белом фоне колбасились МАК и Саша, кажется, у них не получилось собраться. А слева кувыркалась Танюшка. Вот она осознанно кувыркалась, ровно, это было видно! Первый раз в свободном падении увидела не просто тела, а работу парашютистов! Классно!!!

Перчатки замёрзли… руки то есть… но я попробовала сделать их мягкими, а ноги воткнуть в поток. Открылась на 1200, такой был приказ – открываться высоко, потому что облачность. Аккуратно по кругу ходила, пока не выпала из облака. Видимость появилась у меня метрах на восьмистах, я успела сориентироваться и прийти нормально в поле. А вот Таня попала в совсем низкую, за 400 метров от земли выпала из этого пуха, за ней ездила машина, никаких шансов добраться до аэродрома не было.

Мой инструктор опять занят и занят. Я на манифесте спросила, нет ли других свободных инструкторов? Сегодня крайний день прыгаем, надо бы хоть разок с инструктором, чтобы понять, зря я тут подпрыгивала или нет. Нашли, но как раз и Андрей освободился. И я умудрилась с ним за день сделать три подъёма!

Сразу после первого он убежал на поле, тренировка формации уже шла. И через пять минут они ушли в трёхбортовый подъём! Когда вернулся, сказал, что неплохо, но надо активней ноги включать в поток. И прогиб больше делать. Что ли с грузом прыгнуть? Чтобы центровка была нормальной и прогиб уже всяко будет!

Итак, формация опять пошла в подъём. Это был для них крайний подъём. Больше уже не будет. Что смогут, то и всё… На высоте около шести тысяч метров за бортом температура минус 30… внизу плюс 14. Пока самолёты набирали высоту, просветы в небе исчезли. Самолёты не видели – слышали. Выход чувствовали. И ждали – где и что увидим…

Тишина и напряжение и… из тучи выпадает собранная формация и два оператора! Никто не успел даже фото сделать! И только мы заорали, они пошли в разбежку. Буквально секунду их видели собранными. А они падали в сборе, говорят, 22 секунды. Красиво! Классно!!! Подарок!!! Встречали, как героев! Поздравляли, хлопали по рукам.

А через час у ангара было награждение. Небо чистое, ни облачка, блин! Во как! Преодоление сырости завершилось праздником солнца! Все получили медали, грамоты и футболки памятные! И вот только теперь как-то понятно стало – ради чего всё это… Вот они – фотографии и видео этой субстанции – формации из 65 отдельных клеточек, сумевших собраться в единый живой организм!

Жаль, что почти сразу народ стал разъезжаться, воскресенье не суббота. Но вот так распорядилась погода. Зато теперь Андрей свободен, доволен жизнью и может потратить на меня пару подъёмов. Я воспользуюсь этим по полной! После трёх уроков с инструктором в небе, Андрей сказал, что рост есть. Но есть над чем работать. Вспухание у меня никак не получается вертикальным, например. И с торможением не всегда получается при подходе. Надо на ноги внимание обращать…

Короче, работать надо над собой! И всё получится, если долго мучиться!
Согласно распечатке, я сделала в Танае 35 прыжков. Рекорд личный установила – пять прыжков за один день, это в честь дня рождения сына моего Артёма. Про неправильные рекорды я вспоминать не хочу, но выводы помню.

Тепло попрощались с Михаилом Августовичем. Гостиница и ангар пустеют. Завтра уедут наши, мы с Данькой остаёмся одни. Утром на поле иней! Вот и осень пришла. Успели мы ухватить тепла и погоды… Берёзы к приезду были жёлтыми, сегодня стоят без листьев уже.

Просто так слоняться нет сил! Решила сходить на горнолыжную базу, банкомат потрясти. Говорили, что километра три туда. Ну, пошла… оказалось шесть км! Час туда шла! Денег сняла, мозоль натёрла… Спасибо сторожу у шлагбаума, притормозил меня и подсадил в машину отдыхающих, они и замерили километраж…

Еле успела к отъезду Романа! Проводили и я ушла спать под телевизор… А Данька до самого отъезда в бистро сидел. Наверное, у него там гнездо…

Прилетели домой из плюс 8 градусов в Новосибе в 20 градусов во Владике...  Путешествие окончено. Удовольствие получено. Польза несомненная! Ващпе класс, как говорит бешеный фрифлаерист Димка… Спасибо осеннему небу Таная!!!

P.S. Назад мы летели с парашютами за спиной, они у нас, оказывается, особо ценный груз, потому ручная кладь! На проверке таможенник весело спросил – всегда с парашютом летаете? Боитесь? Оказалось - он тоже парашютист-любитель…

15-26.09.2011


Рецензии
Ващпе! Спасибо за дневник, Ирина!
"Не знаешь, как спустить зарплату за один день - приезжай на дропзону, покажу как"(с).
Здорово в Танае: тут и Элки, и АН-28, и вроде, даже своя аэротруба есть? Сколько в итоге Вы прожили-то там на авиабазе?
Мне про шаманские танцы с бубном понравилось безумно, надо нашим предложить ввести должность шамана тоже - облака гонять, ветер успокаивать.

Къелла   10.07.2014 13:26     Заявить о нарушении
Вот сразу видно, что мы одного поля ягоды... Коломенские дневники Вам тоже будут интересны. Когда я там летала, трубы не было. И сейчас она в Новосибе, кажется стоит...
Спасибо за рецензию! Приятно получить признание от понимающего тему человека, человека, у которого, как у тебя - только небо в глазах!

Ирина Семерова-Малахова   10.07.2014 15:32   Заявить о нарушении