Писатели детям. Война и послевоенное 10-летие

      
     Война полностью перевернула жизнь страны. Все силы были брошены на борьбу с фашизмом. Штыком и пером с мировым злом сражались  и детские писатели. Ушли  на фронт писатели:  А. Гайдар,  Л. Кассиль, С. Михалков, В. Катаев, Л. Пантелеев, Н. Григорьев и др. В 1941 году погиб А. Гайдар.  Пали в сражениях  С. Стебницкий, Б. Ивантер, Г. Замчалов, А. Рыжов, И. Уткин  и др.

     Несмотря на сложности военного времени, писатели не переставали писать. В своих произведениях они старались показать всю правду о той нелегкой жизни,   какую вели  взрослые и подростки   на войне и  в тылу. Существенную роль, особенно в начале войны, играла публицистика, представленная  очерками: «Война и дети», «Мост», «Переправа» А. Гайдара, «Родные дети» С. Маршака, статьями Р. Фраермана, А. Барто и др.

     В 1941 году появились рассказы для детей, рассказывающие о мужестве и героизме, проявленные на войне советскими  воинами: «Из дневника танкиста», «Домик на холме», «Трое», «Русский мальчик» В. Каверина, «Флаг» В. Катаева, «Морская душа», «Батальон четверых», «Пушка без мушки» Л. Соболева, «Пехотинцы» К. Симонова, «На ялике», «Маринка» Л. Пантелеева, «Иван» В. Богомолова, «Ванина скворешня» Р. Фраермана, «Теплый хлеб»  К. Паустовского.

     В 1942 году появились повести, рассказывающие о героизме на войне и в тылу не только взрослых, но и детей. Это были «Орленок» (об Александре Чекалине) и «Горячее сердце» (о Зое Космодемьянской) С. Заречной, «Скобарь» Л. Успенского, «Панфиловцы на первом рубеже» А. Бека.

     Особое место в детской литературе военного времени занимают произведения:  «Сын полка» В. Катаева,  «Дорогие мои мальчишки» Л. Кассиля, «Семиклассницы» М. Прилежаевой, «Мальчик из Ленинграда» Н. Раковской, «Таинственный подарок» Е. Борониной, «Дни Сергея Глушкова» А. Кононова, «Повесть о зеленом сундучке» И. Василенко.

     Среди известных и оставшихся любимыми  до сих пор книг, можно назвать приключенческие повести: «Зеленые цепочки» Г. Матвеева и «Морской охотник» К. Чуковского.

     Детская поэзия военных лет была обращена к образу Родины. Ей были посвящены стихи К. Симонова, О. Бергольц, М. Алигер, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.

      О трагедии ленинградских детей, столкнувшихся с бесчеловечностью  фашизма, писали А. Ахматова, Б. Пастернак, К. Чуковский и др. Немало стихов было написано о жизни эвакуированных детей: «Идет ученик» (А. Барто), «Островок на Каме» (З. Александрова), «Данила Кузьмич» (С. Михалков).

     Особой популярностью в годы войны пользовался жанр баллады.  Дети и подростки становились героями многих баллад: «Сын артиллериста» (К. Симонов), «Рассказ танкиста» (А. Твардовский),   «Баллада о черством куске» (В. Лифшиц), «Баллада о младшем брате» (О. Бергольц).

     Видное место в детской поэзии военных лет занимали  поэмы:  «Почта военная» и «Голуби» С. Маршака, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского.

     Несмотря на сложности военного времени, не забыты были и самые  маленькие дети. Для них издавались: «Рассыпушки» Н. Кончаловской, «Потешки» И. Карнауховой», «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

     Война подарила детям удивительный праздник. 26 марта1943 года впервые была проведена Неделя детской книги, которую Лев Кассиль назвал «Книжкина неделя». Этот праздник и поныне ежегодно проводится в школах,  библиотеках и клубах страны.

     В послевоенные годы, когда невиданными темпами шло восстановление народного хозяйства, по-прежнему писали уже  признанные детские писатели: С. Маршак, К. Чуковской, Л. Кассиль, Л. Пантелеев, В. Бианки, С. Михалков, В. Катаев, М. Ильин, Л. Квитко.

    Творческую писательскую зрелость обрели и писатели, начавшие писать незадолго до войны: В. Осеева, М. Прилежаева, А. Мусатов, Е. Ильина, Л. Воронкова и др.

     Сильно и ярко в эти годы  заявило о себе новое писательское поколение: Н. Носов, Н. Дубов, С. Георгиевский, Ю. Сотник, Ф. Вигдорова, Ю. Яковлев, Б. Заходер.

     С новыми темами и героями пришли к детям писатели, живущие в областях и краях России: И. Ликстанов, О. Коряков, И. Василенко, В. Баныкин, Н. Шундик, Д. Нагишкин.

     Интенсивно после войны развивается детская литература в братских союзных республиках. Растет число переводов и зарубежных авторов. Лучшие произведения детской литературы в эти годы были удостоены Государственных премий. Среди них: сборники «Стихи для детей» С. Маршака, «Стихи детям» А. Барто, повести: «Сын полка» В. Катаева, «Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского, «Малышок» И. Ликстанова, «Стожары» А. Мусатова, «Два капитана» В. Каверина, «Звездочка» И. Василенко, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, пьесы:  «Я хочу домой» С. Михалкова, «Снежок» В. Любимовой и др.

     В послевоенные годы проблемы детской литературы и детского чтения неоднократно обсуждались на пленумах Союза писателей СССР, совещаниях ЦК ВЛКСМ, в Министерстве просвещения РСФСР и Академии педагогических наук.

     Военно-героическая тема была главной в творчестве всех писателей в послевоенные годы. И невозможно было провести грань между взрослой и детской литературой.  Так «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезда» Э. Казакевича, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Чайка» Н. Бирюкова и многие другие книги, не предназначавшиеся школьникам, тем не менее,  сразу же вошли в их  чтение.

     Но у детской литературы тоже были свои герои. Наибольшую известность получили: «Четвертая высота» Е. Ильиной, «Повесть о сыне» Е. Кошевой, «Александр Матросов» П. Журбы, «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской, «Партизан Леня Голиков» Ю. Королькова.

      Война осиротила, оторвала от родных мест, бросила в далекие, незнакомые края многих детей. О  таких детях писали:  Л. Воронкова («Девочка из города»), А. Барто («Звенигород»), О. Иваненко («Родные дети») и др.
Тема напряженной послевоенной стройки, приобщения детей  к трудовой жизни стала одной из главных  в произведениях:  «Малышок» И. Ликстанова, «Стожары» А. Мусатова, «Село Городище» Л. Воронковой, «Про наши дела» Ю. Сотника, «Зеленый дол» С. Антонова, «Степное солнце» П. Павленко, «Бабушкино море» С. Георгиевской, «Огненный ручей» И. Дика, «Огни на реке» Н. Дубова.
 
     Все больше места в послевоенной детской литературе стала занимать школьная жизнь. Вопросам гражданского и нравственного воспитания подрастающего поколения были посвящены книги: «Васек Трубачев и его товарищи» В. Осеевой,  «Алтайская повесть» Л. Воронковой,  «На краю земли» Н. Дубова, «На Севере дальнем» Н. Шундика, «Первое имя» И. Ликстанова, «С тобой товарищи» М. Прилежаевой,  «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Мой класс» Ф. Вигдоровой, «Отрочество» С. Георгиевской, «Повесть о первой любви» Н. Атарова.

     Наиболее остро в послевоенный период во всем мире решалась проблема мира. Особый интерес вызывало участие детей в борьбе за мир, свободу и равенство. Такими являются  герои произведений:  «В рядах борцов» С. Гансовского, «Наш друг Хозе» А. Батрова, «Рассказы о Пакистане» Н. Тихонова, «Маленькие мстители» О. Гукасяна, «Хижина дяди Тома» С. Михалкова, «Дети Горчичного Рая» Н. Кальмы.

     В середине 1950-х вышли книги о революционерах:  «Смело товарищи в ногу» А. Васильева, «Буревестник» Л. Островера, «Юность Андрея» Н. Попова, «Товарищ Богдан» Б. Раевского, «С берегов Медведицы» М. Прилежаевой, «Сердце Бонивура» Д. Нагишкина.

     Расширяется интерес и к историческому прошлому страны. Появились  «Работорговцы» А. Югова, «Два брата» А. Волкова, «Остров Буян» С. Злобина, «Руда» А. Бармина.

     Острый дефицит во все времена существовал на  книги для самых маленьких детей. В 1950-е годы начала складываться поэтическая публицистика для младших школьников: «Быль-небылица» С. Маршака и «Разговор с сыном» С. Михалкова. Формируется жанр юмористического рассказа для детей. В острые и забавные ситуации,  постоянно попадают маленькие герои произведений Н. Носова и Ю. Сотника.
 
     Любопытны книги этого периода, рассказывающие о людях труда: «Город в лесу» Б. Емельянова, «Наш завод» Е. Шварца и И. Фреза, «Егоркины заботы» В. Бианки, «Солнечный денек» Л. Воронковой.

     Интенсивно в 1950-е годы развивается природоведческая литература. Наряду с маститыми писателями, появляются новые авторы, пишущие о природе: Э. Шим («Лето на Корбе»), Н. Сладков («Серебряный хвост»), Г. Снегирев («Обитаемый остров»).

     Продолжают жить  традиции сказки, заложенные еще в довоенные годы: «Город мастеров» Т. Габбе, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева. Новые имена появляются и в поэзии для малышей: Б. Заходер, В. Берестов, С. Баруздин, Ю. Яковлев, Е. Серова и др.



Напечатано:

Тюшина, Екатерина   Писатели нашего детства: обзор отечественной литературы для юных читателей // Библиотека. - 2015.- № 2.   – С. 31- 41.


Продолжение http://www.proza.ru/2014/07/04/424


Рецензии
Интересно. А сейчас хороших детских книг почти нет.

Александра Казакова 2   09.11.2021 13:05     Заявить о нарушении
Да, такого количества ярких детских книг как в 20 веке,
наверно, уже и не будет.

Екатерина Тюшина   09.11.2021 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.