Необходимость религии

Религия одна из основных составляющих космогонической концепции сотворения мира. Она естественно включает в себя историю легендарного прошлого Земли, когда Создатели Вселенной активно занимались развитием жизни и сотворением человека. Религия набрасывает на все эти действия некое мистическое и туманное покрывало.
С другой стороны религия, также естественно и конкретно, продолжила работу Создателей, выступая в образе непостижимой Сущности, обладающей таинственным правом руководства течением жизни и существования людей. Эта Сущность – Бог была утверждена ослепительным, безоговорочным и непогрешимым символом религии.
Практически религии были доверены важнейшие задачи формирования духовной жизни каждой отдельной личности и контроль за соблюдением правил общежития всех видов соединения людей, от основополагающей ячейки – семьи до различных общин, наций и государств.
Сразу нужно подчеркнуть, что религия цивилизованных людей это их отдельная данность, совершенно не связанная с верованиями первобытных человекоподобных существ, мистика которых возникла из ужаса перед неведомыми силами природы и реальными хищными чудовищами. Страх превратил все опасности в образы могущественных богов, от капризов которых зависело само существование этих людей с их удачами в охоте, болезнями и смертью.
Богов нужно было постоянно задабривать, уверять в своей преданности и послушании. Чем, собственно, и занимались, и продолжают заниматься древние и современные дикари, со всеми своими табу, мистериями, жертвоприношениями и бесчисленными условностями.
А духовная религия появлялась сразу во всех развивающихся обществах с самых начальных истоков их образования. Потом время стерло все организационные следы, окружив ореолом вечности и само существование людей, и их религию.
Религия, как единая эзотерическая река растекалась по всему миру, гибко воспринимая национальный колорит и местные особенности жизненного уклада населения.
Из тьмы веков вышли мифы и память о великих Пророках, которые учили людей основам жизни и взаимного общения, сводя свою проповедь к лаконичным, врезающимся в сознание законам.
Известный французский философ Эдуард Шюре в своей книге «Великие Посвященные» писал:
«… мир не знает более великих деятелей… Они сияют, как звезды первой величины на духовном небосклоне. Имена их: Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Пифагор, Иисус; это были могучие формовщики умов, энергичные будители душ, благие организаторы обществ. Они жили только для своих идей; всегда готовые на всякое испытание и сознавая, что умереть за Истину есть величайший и наиболее действительный из подвигов, они создавали науки и религии, литературу и искусство, и их живая сила до сих пор питает и живит нас.»
Естественна потребность каждого отдельного человека и народов в целом знать историю своего происхождения, корней своего рода.
Религия дала людям общую историю в наиболее доходчивой форме, соответствующей уровню развития людей, стоящих всего лишь на пороге познания мира.
Огромность Мироздания и сложность механизма Вселенной будут открываться людям постепенно, а пока окружающий мир был представлен в уменьшенном и упрощенном виде: в бездонном небе светят Солнце, Луна, далекие звезды, а под ногами и до горизонта земля с лесами и полями, а еще текут реки и колышется гладь морей, также убегающая за горизонт.
Все это сотворил единый Бог, всемогущий и всеведущий. Он населил землю и воду всякой тварью и создал Человека по своему образу и подобию.
Бог определил Человеку быть владетелем всего земного хозяйства, дал ему законы жизни и установил ответственность за их исполнение.
И все было бы прекрасно и безоблачно, но в мир проник Дьявол и принес с собой Зло.
Бог непрестанно противостоит Дьяволу и посрамляет его, но Зло коварно и живуче, оно проникло в Человека, сея в нем душевные муки и страдания, склоняя Человека к грехам и даже преступлениям.
Человек тоже призван бороться со Злом и творить Добро. Собственно, в этом и состоит вся суть его жизни. И по соотношению побед и поражений Бог судит Человека, награждая его или наказывая.
А еще есть главная ослепительная перспектива, когда Зло будет истреблено и Дьявол низвержен, тогда земля и небо сольются в общем райском ликовании, то есть наступит Золотой Век с вечным покоем и счастьем
Но это потом, а пока большинству людей доля выпадает очень тяжелая, понятие «тяготы земные» выстрадано в борьбе с бесчисленными кознями, которые строит неутомимое Зло.
Поэтому важно не терять надежды и укреплять веру в божью справедливость и грядущее воздаяние. Тем более, что не так уж и беспросветна наша жизнь, и даже, наоборот, она очень даже щедра на радости земные: дружбу, любовь, семейное счастье, воспитание детей, творческие успехи, да просто на ответную благодарность за добро. А добро очень справедливо и награды ждут человека, казалось бы в самые беспросветные моменты его существования.

Итак, над миром утвердился далекий, невидимый в своей лучезарности Бог – Судья, Вершитель судеб, от которого волнами шла всеведущая и всемогущая сила, заполнявшая и жизненное, и духовное пространства, существуя непознаваемо и вечно.
Религия получилась очень рациональной мировой составляющей, она приняла на себя огромную работу, как бы на общественных началах, не отнимая у земных правителей никаких властных и экономических прерогатив, наоборот, религия укрепляла и освящала власть, а позднее, с созданием церкви, стала еще и очень эффективной экономически.
Религии были доверены тайны основных знаний, ее служители долгое время были самыми образованными слоями общества.
Хотя очаги культуры возникали в мире обособленно и их разделяли огромные по тем временам расстояния, тем не менее, общая основа цивилизаций очень заметна, например, таинственное обладание одинаково глубокими знаниями по астрономии.
Ученые-монахи занимались химией, физикой, медициной и, как ни велика была мистическая составляющая первоначальных понятий и опытов, наука маленькими ручейками, понемногу сливалась в будущий широкий поток.
Именно религия ввела понятие и практически организовала учебу, школы, проведение опытов и исследований. Религия хранила и передавала из поколения в поколение историю, основой которой было Слово Божие, его моральный кодекс и поучительные примеры. А второй составляющей истории была родословная общества, большей частью в лице его правителей – гарантов божьего порядка на земле.
Наконец, огромны заслуги религии в развитии культуры и искусства.
Самые древние памятники архитектуры – это культовые сооружения. Потом уже возникнут города с чудесными дворцами, но все равно храмы останутся вершиной человеческого гения, сутью его духовных устремлений.
А шедевры живописи, скульптуры, музыки – везде религия главный вдохновитель, заказчик, меценат, конечно, и главный цензор, но, как показывает история, некоторые ограничения делают искусство еще более изощренным.
С развитием общества наука и искусство вышли из-под опеки религии и стали вполне самостоятельными. Особенно наука превратилась в мощнейший двигатель прогресса.
Тем не менее, разрыва с религией не произошло и тот же великий Коперник, покушаясь на церковные догмы, оставался глубоко верующим человеком, утверждая, что «… знать чудеса Бога, постигать его мудрость, величие и могущество; оценивать по достоинству удивительное действие Его законов – безусловно, все это должно быть радостным и достойным способом почтить Всевышнего, которому невежество не может быть приятнее знания.»
В ХVIII, ХIХ веках человеческое сообщество как бы очень заметно повысило свою образованность. Основополагающие открытия в астрономии, физике, химии, биологии объяснили порядок мироустройства. В какой-то момент показалось, что все ясно, человек все постиг и сам почти сравнялся с богом. Атеизм вошел в моду и стал одним из признаков прогрессивности взглядов.
Эту иллюзию разрушили сами же ученые. Углубляясь в тайны огромной Вселенной и невидимого микромира, они вышли на новый уровень знаний, когда стало раскрываться неисчерпаемое разнообразие и глубокая продуманность мирового процесса, его удивительная предусмотрительность и подстраховка в работе всех систем.
Именно эта живая осмысленность сложнейших действий и стала вызывать у исследователей невольные ощущения типа присутствия «тени Бога» или «руки Бога».
Божество – как непознаваемое сияние далекого, статичного правителя, постепенно трансформировалось в обобщенный образ реальных Создателей, продолжающих развивать мировое действо.
Альберт Эйнштейн кратко сформулировал свою очередную мудрость: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа.»
Оглядываясь вокруг, мы видим, что ученые-техники трудятся удивительно плодотворно. Мир преображается на глазах. Бурно развиваются связь, транспорт, самое разнообразное строительство, потоком внедряются новые материалы поразительного качества и широкого диапазона их использования.
А вот теории общественного устройства одна за другой заходят в тупик. Человеческий менталитет оказывается сложнее и непредсказуимей всех загадок природы.
Долго и скрытно копится недовольство людской массы, пока все его бесчисленные причины и раздражители не сольются в одной точке кипения. Взрыв уже неизбежен, возникают лидеры и выплескивается, так называемая, «ярость масс» с потенциалом огромной разрушительной силы. И тут самая большая проблема обуздать стихийную злобу, ввести энергию дикого протеста в русло компромиссов и разума.
Это огромное поле приложения сил, на котором могут совместно и плодотворно трудиться общественные науки и религия. Не гипотетический «золотой век», а сегодняшнее обеспечение мира и счастья людей – важнейшая задача, от решения которой, в общем-то, зависит направление развития жизни на земле и само ее сохранение.
Бесконечная борьба добра и зла тесно переплела эти понятия.
Изначально в добро были заложены такие безоружные основы, как честность, доверие, непротивление, прощение, то есть, добро по сути своей беззащитно.
А для зла нет запретов, оно использует все средства, в том числе и такие изощренные, как имитация добра.
История накопила массу примеров, когда гарантии счастья в процессе реализации перерождаются в деспотию, насилие и гнет. Или, когда оказывается, что такие надежные грани добра, как благополучие, милосердие, благотворительность, имеют некий критический уровень, достигнув которого, и человек, и общество в целом как-бы расслабляются до чувства вины за собственное благополучие и ответственности за массовую нищету. А в результате торжествует зло, широко распространяя лень и тунеядство.
Успехи зла исторически так очевидны, что религия использует их как устрашения, подстерегающие добродетель. Устами своих пророков религия сетует, что даже Золотой Век не будет еще окончательной победой добра. Его погубят слабые люди, которым просто станет скучно от однообразно хорошей жизни и они опять прельстятся соблазнами Антихриста.
Окончательная победа Добра над Злом произойдет лишь на таком уровне развития общества, когда Божьи заповеди неотвратимо утвердятся в сознании людей.
Но на этом пути нужно решить еще множество задач, тут и всеобщее, достаточно высокое образование, и превращение полезного труда в естественную и радостную потребность, и справедливая оценка вклада каждого человека в общую копилку,  то есть одоление вечной проблемы – справедливого разделения богатства, в общем, дорога тернистая и конца ее не видно.
Пока что мир в явном кризисе. И в науке, и в религии накопилась потребность в новых духовных образованиях, генерирующих не только общие идеи, но и объединяющих сторонников для их конкретного осуществления.
И, конечно, это главная забота небесной Канцелярии. Именно «Канцелярии», то есть большого количества потусторонних специалистов, занятых проблемами жизни на Земле.
Общительный, во все вникающий Бог был придуман в те начальные времена, когда цивилизованный мир был очень маленьким и людей, можно сказать, знали наперечет. С тех пор произошли глобальные изменения, на планете остались жаркие и ледяные пустыни, но ее большая часть покрыта огромными скоплениями людей.
Вот реальная статистика: в мире ежедневно умирает 161 тысяча человек и рождается 221 тысяча младенцев.
К этому нужно добавить еще одну цифру.Как бы общеизвестно, что душа поднимается в загробные миры в образе умершего человека. Но ведь через какое-то время происходит реинкорнация и душа возвращается на землю в новом воплощении. А как же прежний образ, он ведь не может исчезнуть? Большинство людей живет с верой и надеждой на посмертную встречу с родными и близкими людьми. Да, вообще, основная идея человека предполагает жизнь вечную. Из этого вытекает, что душа отправляется в горние выси совместно с духовным телом умершего человека, и именно оно продолжает существование каждой личности в потустороннем мире.
Тогда перечень ежедневных забот небесной службы выглядит следующим образом:
  - принять 161 тысячу душ,
  - принять и обеспечить каким-то занятием (проповедуемое церковью всеобщее посмертное тунеядство очень сомнительно) 161 тысячу духовных тел,
  - отправить на землю 221 тысячу душ, из них 161 тысячу уже имевших опыт земной жизни, а 60 тысяч – вновь созданных.
Повторим, что эта работа должна выполняться ежедневно, без сбоев и каких-либо откладываний, потому что на следующий день все эти огромные цифры повторятся, вечное колесо жизни вращается безостановочно.
А ведь, кроме этой карусели, должен быть многомиллионный резерв душ для отчета, отдыха и подготовки к очередной жизни.
Наконец, добавим заботы о ежедневных потребностях бывших людей, продолжающих жизнь вечную, а их, по очень приблизительным подсчетам, скопилось на небесах несколько десятков миллиардов.
Так что личное лицезрение ослепительного Бога, бесконечные моления и пение гимнов – это все давние сказочные символы потусторонней жизни.
Создателям религии нужно менять ее облик в соответствии с реалиями современного уровня общественного мышления.
Извечная борьба со злом усложняется, возникают и распространяются его демагогические духовные концепции, одним из порождений которых стал терроризм – безграничный, беспощадный, но выдающий себя за высшую форму добра и справедливости. Более того, тот же терроризм пытается использовать религию для обоснования своих действий.
Так что переход религии на некий качественно новый уровень идей и действий естественно провоцируется изобретательностью зла. Да и в свете научных и технических достижений, религии давно пора модернизироваться, в первую очередь начиная с церкви.
Церковь с самого основания была очень дискуссионным образованием. При всем ее великом значении и огромных усилиях в служении добру, у церкви существовали изначальные властные и экономические червоточины, через которые зло легко проникало в святое святых и свободно себя там чувствовало.

А что касается наших надежд и верований, то библейское обещание – «ищите и обрящете» совершенно не отменяется, просто на небесах его выполняет другое ведомство.    


Рецензии
Очень полезное исследование.Особенно,сегодня, когда размыты нравственные ориентиры.Спасибо.

Вадим Егоров   03.07.2014 22:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.