Слов роса живая. Русскому народу необходимо духовн

Ива;н Алекса;ндрович Ильи;н (28 марта (9 апреля) 1883[1], Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист.
Русскому народу необходимо духовное обновление

Из книги И.Ильина "О России", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
источник:http://www.pravoslavie.ru/put/2460.htm

***

   В самом деле, что же другое необходимо ему вместо того систематического
насилия, которое именуется «социализмом» или «коммунизмом», и вместо
того пролганного хаоса, который представляет из себя в большинстве случаев так называемый «демократический строи»? Мы отвергаем и это насилие и этот хаос. Мы
говорим им «нет»! Но этого мало. Отверженце еще ничего не определяет...
Человек творит, утверждая, а не отвергая. Мало отвергнуть мерзость
коммунизма и удручающую, разлагающе-разорительную глупость социализма:
надо обосновать и утвердить частную собственность... Мало вскрыть и
доказать тот всенародный самообман, который обычно осуществляется в
демократии: надо найти тот здравый исход, который не грозил бы
государству ни тиранией, ни тоталитарным строем, ни разложением, идущим
от «партийной демократии»... И пусть не говорят нам, что наши
предложения фантастичны, утопичны или неосуществимы! Пусть сами ищут,
находят и предлагают свое, не «свое» скомпрометированное и губительное,
а свое — новое, творческое, жизненно-верное. Конечно, легче всего
настаивать на провалившейся выдумке: и думать не надо, и творчества не
требуется; остается только твердить свое, завладеть явно и тайно
аппаратом пропаганды, замалчивать или просто пачкать противника и...
валиться в пропасть.

 Но мы не желаем и не смеем этого: перед нами великая Россия, ее погибель
или возрождение. И мы отлично знаем, чего .именно хотят для нее
провалившиеся выдумщики.

Итак, что же мы предлагаем и что мы будем пожизненно отстаивать?

  Прежде всего мы не верим и не поверим ни в какую «внешнюю реформу»,
которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего,
душевно-духовного изменения человека. Нет такой «избирательной системы»,
нет такого государственного устройства, нет такого церковного строя, нет
такого школьного порядка, которые обещали бы человечеству, и в
частности, в особенности России, обновление и возрождение, независимо от
того, что будет созерцать его воображение и каков будет внутренний уклад
его мысли и настроений и каковы будут дела его жизни...

  Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали
общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства; продажный все
продаст; человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное
преступление. Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни
духовности, ни духовного спасения; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства.
Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к
содержанию, не от видимости — к существу, а обратно. И странно, даже
страшно доказывать это через 2000 лет после Рождества Христова; странно
потому, что люди, по-видимому, прошли мимо Христианства, страшно потому,
что мы не видим, чем и как восстановить и утвердить непринятое
откровение. Все великое и священное идет изнутри — от сердечного
созерцания; из глубины — от постигающей и приемлющей любви; из
таинственной духовности инстинкта; от воспламенившейся воли; от
узревшего разума; от очистившегося воображения. Если внутри смутно,
нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма,
никакой запрет, никакая угроза, никакое «избирательное право», особенно
всеобщее, равное и прямое. Знаем: не наше дело учить другие народы. Они
сами тысячелетиями делали свою историю; сами уродовали свой духовный
акт, содействуя его оскудению и формализации; они сами дошли ныне до
духовной пустоты, до духовно-бессмысленной техники и самодовлеющего
спорта, до так называемого «модернизма», в коем зло выдается за главное,
а добро презирается как ненужная сентиментальность; они сами стали
жертвою пустой формы — в науке, в политике, в искусстве, в культе машины
и во -всем прочем. Не нам их учить, не нам их исправлять. Да и
самодовольство их сделало бы все наши попытки смешными. Послушайте
только, что католические прелаты говорят о «Божией метле», выметающей
Православие из мировой культуры... Прислушайтесь к тому, как протестанты
собираются «впервые» внести евангельский свет в «темные дебри
восточно-русского язычества»... Вникните в то высокомерие, с которым
европейские «цивилизованные» народы обсуждают «совершенство своих
конституционных форм», не усматривая ничего особенного ни в том, что
кандидат в Сев. Америк, президенты вытирает себе лицо, забросанное
гнилыми томатами и тухлыми яйцами, ни в том, что составление
работоспособного министерства во Франции становится неразрешимой
задачей, ни в том, как парламентская полиция растаскивает побоище господ
римских сенаторов, ни в том, какую деморализацию водворили господа
английские социалисты в организации медицинской «помощи» больным...
   
  Было время, когда русская интеллигенция считала западный политический строй «образцом» для России.
Это время прошло. Мы видели и наблюдали достаточно. Мы научились тому,
что истинное строительство есть творчество, а не подражание. Мы увидели
истинное лицо Запада: сначала в советском коммунизме, потом в
европейском социализме и, наконец, в том, что называется «свободным
строем», в действительности руководимым из-за кулисы.

  Верить в свободу этого строя могут только люди политически близорукие или
наивно-доверчивые. Ибо свобода совсем не сводится к голосованию всех по
всем вопросам; корни ее лежат гораздо глубже и выражается она в гораздо
более существенных проявлениях, духовных, творческих и житейских.

 Итак, мы не можем верить, что возрождение и обновление России придет от
водворения в ней какой-нибудь другой, не коммунистической, может быть,
прямо антикоммунистической формы правления, как таковой.

   Мне приходилось встречать людей, непоколебимо уверенных в том, что стоит
в России «провозгласить монархию» — и все «пойдет гладко и станет все на
место». Слушаешь таких людей и удивляешься: для них история как будто не
существует. Ведь монархический строй не может, что называется,
«повиснуть в воздухе»; необходимы по крайней мере две предпосылки, две
основы: во-первых,— верное монархическое строение души- в народе,
которое можно было бы точнее всего выразить словами: надо уметь иметь
Царя; и, во-вторых, необходимы те социальные силы. которые понесли бы
богоданного Государя — преданностью, верностью, служением, честью,
честностью и в особенности тем правдоговорением перед лицом Государя,
которое необходимо ему самому, как «политический воздух». Имеются ли эти
предпосылки в России? Россия ведь имела счастье быть монархией и
почему-то развалилась... Почему? Не оттого ли, что она разучилась иметь
Царя? Не от преобладания ли честолюбивой интриги над верностью и
преданностью? Не оттого ли, что монархизм карьеры вытеснил монархизм
служения? Что же, дело с тех пор усовершенствовалось? И притом
значительно? Научились ли русские люди иметь Царя? Или они опять
предадут его за свой частный прибыток на растерзание?—

  Вот о чем следовало бы подумать «провозглашателя; Монархия должна быть
подготовлена религиозно, мора, но и социально; иначе «провозглашение»
окажется пуст. : словом и началом нового разложения...

  Но означает ли это, что можно ожидать больше:успеха от
«провозглашения» республики? Так могут думать только люди, не
понимающие, что республика есть выражение особого душевного уклада; что
необходимо думать и чувствовать по-республикански для того, чтобы
республика возникла, окрепла и удалась. Где же учился и научился русский
народ так думать и так чувствовать? У «временного правительства»,
заговорившего революционную толпу? Или у коммунистов, ловко поставивших
революционную толпу на колени? Республиканец превыше всего ставит дело
свободы. Где же учился русский народ этому свободолюбию? Не в
коммунистических ли каторжных лагерях?.. Свобода есть умение сочетать
независимость с лояльностью; а между тем оба эти начала попираются в
России уже четвертый десяток лет... Республиканство есть политическое
искусство строить государство при рыхлой, зависимой, подкопанной и
нерешительно!"! верховной власти. Можно себе представить, что начнется в
«республиканской» России после сорока лет тоталитарного строя!..

   «Провозгласить» в России республику—значит вернуться к пустому
фразерству Временного Правительства и повторить гибельный эксперимент
того времени в новом, несравненно худшем виде. Государство есть не
механизм, а организм; и всякая истинная и прочная форма жизни должна
быть подготовлена в нем органически. Добавим к этому только, что в
«органическую подготовку» всероссийской республики или многого множества
малых республик — мы не имеем никаких оснований верить — ни
исторических, ни географических, ни хозяйственных, ни культурных, ни
духовных, ни религиозных. Надо совсем но знать или политически не
постигать Россию, чтобы быть русским республиканцем.

   Итак: русскому народу необходимо духовное возрождение и обновление.



Благодарю за прочтение,


Рецензии