Бессознательное и ментальность

            

 Почему  так  интересен  вопрос  ментальности? 
Дело  в том,  что исторический  процесс  следует  рассматривать  как  процесс  социальной  эволюции. Социальная  эволюция  имеет  многочисленные  аналогии  с биологической,  где  гены  определяют  процессы  развития.  Роль  генов  в социальной  эволюции играют  Мэмы,   а  код,  которым  они  записаны  в мозгу,  можно назвать ментальным  кодом.  Фенотипическим   проявлением   этого кода и  является  ментальность. 
 
 Марксово  рассмотрение   по  схеме   производственные  силы  -  производительные  отношения  является  слишком  упрощенным,  однолинейным  и  полностью  детерминированным,  а потому  малосодержательным  для  историка.   Движущими  силами  исторического процесса  являются  столкновения и  борьба  менталитетов  на  фоне  условий  окружающей  действительности.  Нельзя зачастую понять,  что двигало древним  правителем,  когда  он выполнял,  то или другое  действие.  Мы  обычно  рассматриваем  исторический  процесс,  руководствуясь  нашей  современной  точкой  зрения,  а  она  во  многом  не  совпадает  со  взглядами  первобытных  правителей  и  существующими  ментальностями  живших  в ту  пору  людей.

 Чтобы  понять  их  решения, надо бы  отбросив  все  имеющиеся  у нас  представления,  усвоить  их  понятия,  т.е.  присвоить на время  их  менталитет,  т.е.  влезть в их шкуру.  Это конечно  невозможно,  хотя  в театре  это получается.  Невозможно предсказать  все  повороты  исторического процесса,  ибо  они  в  значительной  мере,  определяются не объективным  фоном,  а  ментальностью  и  солидарным  мнением  элит  на рассматриваемый  момент. Причем  ментальность  довольно стабильная  характеристика,  а  мнения  это некоторые  виртуальные  флуктуации её. Исторический  процесс  проходит  через  многие  точки  бифуркации  и  стохастические  недетерминированные   процессы  в нем  не позволят  более менее  адекватно  моделировать его,  когда нынешнее  поколение  историков  описателей  будет  заменено на  историков  оперирующих  математическими  моделями. То  что это произойдет  не вызывает  сомнения.

Но  вопрос  ментальности интересен не только для  историков.  Интересен он должен  быть  и для тех,  кто  управляет,    пытаясь  найти  русло социального развития, т.е.  для  элит. Я  думаю,  что они  недостаточно  понимают  значимость  этого знания. Всё  делается  методом  "тыка".  Когда  собирается  некая  конференция, где  обсуждается  подобная  тематика,  то выясняется  что понятие  ментальности или  неопределенно,  или оно вообще  виртуально,  или неправильно понимается.  Так  что я  сегодня  в роли того мальчика  из  сказки  Андерсена,  который  кричит – король то голый.

       

                БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 


В  процессе онтогенеза(биологическая  самосборка  объектов http://www.proza.ru/2014/04/11/2128 )   создаются  все  органы  нашего тела  и  мозг  в частности.  Для  того чтобы  мозг  работал,  нужно не только  воспроизвести  его  морфологию (строение),  но  и  снабдить его некоторой  начальной  информацией. В  компьютере, например, важным  элементом   является BIOS ,   базовая  системы  ввода-вывода. Без  неё  компьютер не сможет начать работу. Основное  предназначение  в том,  что  программный код  сохраняется  при выключенном  питании, это так называемая  энергонезависимая  память.

  Код  в ней  записан  путем  предварительной  прошивки.  Железо  компьютера не сможет начать работу  без некоторого  программного  кода,  как  газоповод  для доставки газа, требует  сначала  заполнить  его  трубы.  Это  встроенное  программное  обеспечение,  которое реализовано на специальной  микросхеме и содержит программный  код   необходимый  для  управления  клавиатурой, видеокартой и другими  компонентами.   В  мозгу  гены  должны  сформировать  подобную  систему и снабдить её  необходимой  информацией  записанной  неким  программным  кодом.


Гены  также должны  позаботиться  о структурировании  памяти   и её  локализации в конкретных  участках  мозга,  о форматировании  этой  памяти  под программный  код,  который  потом  будет  использоваться.  Кроме  того,  гены  обеспечивают  мозг  всеми  иными подпрограммами, (служебными) необходимыми для нормального его функционирования,  а  организм (фенотип)  врожденными функциональными  чертами  мозга,  которые не зависят  от  научения,  но в  тоже  время делают мозг готовым к саморазвитию. К  саморазвитию  при взаимодействии с внешней  средой. 
 В  результате  при рождении  мозг  уже  представляет собой  некоторую  операционную  систему,  готовую  к  использованию  информации  полученной  от  органов чувств.  Чтобы  информация  от органов чувств  воспринималась  мозгом  нужны  еще служебные  программы-драйверы,  которые  это обеспечивают. В  компьютерах  это драйверы  модема, клавиатуры, принтера и других  внешних  устройств. Их в  мозгу могут создать только  гены.  Так  что прежде  чем  появиться человеку  на свет, генам  приходится основательно потрудиться,  чтобы  приготовить  мозг  для  самостоятельной  работы  вне  организма  матери.  В  результате  первоначальной  разметки  мозг  получает  необходимый  набор  врожденных  МЕМов.


Сознание, которое  появляется в развитом  мозгу,  не может  ощущать,  те  программы   низкого уровня,  которые  заданы  генетикой. Точно также  работая на  компьютере  под управлением  операционной  системы  мы не  видим  саму  эту  систему с милионами строк  програмного кода, никак  не можем видеть и драйверы,  помогающие  работать, но  незаметные для  работающего.  Однако   их(драйверов) проявление всё же можно заметить - ведь  при  замене одного драйвера на другой  устройство, для которого он предназначен, начинает быстрее или лучше(а может и хуже) работать.  Но  в  мозгу  мы не можем  менять драйвера,  мы  их не устанавливали,  здесь  всё  делают гены.

Все  то,  что выполняют гены над мозгом после  его  морфологического оформления мы будем называть первоначальной  разметкой  мозга. Базовая  разметка  мозга,  задаваемая  генами,  унаследована  нами    от предков разного возраста.    Эти  свойства  психики  есть адаптации  на  то  или  иное  давление  отбора,  имевшее  место  в различное  время  не только на  род  Homo,  но, возможно,  в рамках более протяженной исторической перспективы.  Такой  подход соответствует  взглядам Ч.Дарвина согласно которым поведение, подобно морфологии, формируется селективными (избирательными) факторами.  Сознание и способность планировать и решать проблемы, являляются высоко адаптивными чертами, которые проявлялись в человеческом роде в результате естественного отбора. Новая  наука "Эволюционная  психология"  утверждает, что  как следствие законов естественного отбора можно объяснить даже тончайшие и самые эзотерические (глубокие) из сторон человеческого поведения, например, эстетическое чувство, саморефлексирующее сознание и стремление к смыслу. Нужно только,  чтобы некоторое давление отбора действовало  на  значительных  исторических  промежутках  времени,  чтобы  сформировать нужную  адаптациюю. Так  что  идеи Ч. Дарвина  еще не исчерпаны и не поняты видимо в полной  мере.


Особое внимание принадлежит процессам  коэволюции,  которые   можно полагать основной силой, направлявшей антропогенез (процесс  происхождения  человека).  Иногда  может наблюдаться   генетическое  и социальное  наследование,  которые  могут создавать давление,   способствующее  закреплению  определённой  адаптации  в геноме.
Например, животноводство привело к спонтанной практике употребления молока человеком во взрослом возрасте, что создало соответствующее давление отбора. Первоначально  молочная пища  взрослым  человеком  не усваивалась. Со временем рост числа людей, способных усваивать молоко, делал молочную диету всё более распространенной. Здесь мы видим, как генетическая и культурная эволюция усиливают друг друга.
В  процессе  филогенеза(эволюционное  развитие  вида)  в мозгу  сформировалась  мощная  система  универсальных   адаптаций,  которую  мы  здесь  и называем  первоначальной  разметкой  мозга.  Важно понять,  что для формирования  и закрепления в геноме  адаптаций  требуется не 500  лет,  а не менее  1000  поколений. Это собственно и делает  её  устойчивой в человеческом  масштабе  времени. Эти  сформированные  адаптации  вряд ли могли  сохраниться в большом  количестве в узкоспециализированном  виде,  напоминающем  швейцарский складной  нож  с огромным  количеств  лезвий  на все  случаи жизни.  Ведь  давления  среды  не остаются  постоянными  в историческом  масштабе  времени,  разве  что гравитация.  Они  изменяются, вместе  со средой,  при этом  должна  происходить  реадаптация  к ним. Остаться  имели шанс  более  универсальные  адаптации,  с которыми сегодня мы  и имеем  дело.
Эти универсальные  адаптации  мозга, в  том числе, и из далекого  прошлого видимо сегодня и зафиксированы в геноме  человека.  Эти  адаптации  генома  формируют  соответствующий  набор  врожденных  МЕМов  в  мозгу. 

 Понятно,  что наше  сознание  не  может  прощупать  архитектуру  первоначальной  разметки  и поэтому   З.Фрейд   говорил  о наличии в мозгу бессознательного,  того  которое проявляется  при некоторых  обстоятельствах,  но которое  не  может быть извлечено мозгом  в  сознательную  его  часть, доступную для  анализа.  Он  установил  наличие  бессознательного по его фенотипическим  проявлениям у больных.
 Одной из центральных  проблем человечества он  считал  проблему  борьбы культурных запретов   с  врожденными  инстинктами,  приводящую к психологическим  заболеваниям. Сформированные  инстинкты плохо коррелируются  с  сегодняшней средой  обитания человека. Это  создает  психические  напряжения,  которые как то должны  быть  снижены. Известно  применение  для этих целей антидепресантов, наркотиков,  алкоголя. На коллективном  уровне в    обществах разрядкой  всегда  были войны, которые  уже во времена Фрейда  становились  слишком  разрушительными и  почти  невозможными.
Сегодня  мы  понимаем  бессознательное  как выработанные адаптации на различные  давления в прошлом и  формирование  соответствующих патернов  поведения. Таким  образом  бессознательное  есть часть  первоначальной  разметки мозга  в  её  фенотипическом  проявлении.


Фенотип  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.

Фенотипы  формируются  под действием  генотипа  и среды. За  счет неодинакового средового воздействия  при одинаковых  генотипах  получаются  отличающиеся  друг от друга  фенотипы. Именно из  за  этих  различий  возможна  работа  естественного отбора  в биологической  эволюции.  Отбор  воздействует на фенотипы.

Если образно представить,  что мозг  состоит из микросхем  установленных  на плате,  то методика З. Фрейда  заключалась в том,  что он хватал  микросхему, тряс её  и смотрел изображение на «экране»(смотрел,  что с пациентом  происходит).  Если с ним, что то происходило,  он это фиксировал и так устанавливал диагноз.  Таким  простым  методом,  не имея инструментов  для  изучения  мозга  на  уровне  его структур,   ему   удавалось  открывать  некоторые  закономерности.  Это говорит о том,  что иногда и без сложных научных  приборов  делаются  открытия  наблюдательными   и умными  людьми.



                МЕНТАЛЬНОСТЬ

После  появления  на свет,  строительство мозга,  наполнение  его содержанием,  структурирование самим  мозгом  поступающей  информации,  усвоение  моделей  поведения  принятых   в  данном сообществе,  усвоение  новых понятий,  языков  общения,  и др. продолжается  в  процессе  жизни  индивидуума. Этот  процесс  можно назвать самосборкой  и самоорганизацией.       Информация  транслируемая  в мозг  с  помощью  драйверов от наших  органов чувств,  перерабатывается  в  структурах  мозга  и  или   игнорируется  или  записывается    в  клетках  мозга  определенным  кодом  в соответствии  с типом  его предварительного форматирования. На  этом  этапе  мозг  сортирует  информацию в соответствии  со  сформированными генами универсальными адаптациями  о которых  говорилось выше  или по другому  с первоначальной  разметкой  мозга. Компьютеры  сегодня  работают  под  заданной заранее  операционной  системой. Мозг же  система  самообучающаяся и самонастраивающаяся. Поэтому  по мере накопления  информации  на  одни и те же  воздействия  среды  мозг  формирует  разные  ответы.
    
   Внешняя информация  записывается  в соответствии  параметрами первоначального форматирования.   Это  значит, что мозг новорождённого  не является  чистым  листом,  на  котором  можно писать как  угодно  и  что попало.   Нетрудно понять,  что  существует  некоторая  специфика  восприятия,  заданная  первоначальной  разметкой  мозга,  врожденными  МЕМами.  Эта  специфика  задаётся   геномом  и  у разных людей она  отличается,  поскольку  геномы  отличаются  в данной  популяции.    Эти  иногда  небольшое  различие  в дальнейшем  при накапливании  средовой    информации в течение жизни  человека  могут  заметно  влиять   на  результаты  этого накопления(ментальность).   Эти  различия  отчетливо  видны  другими  людьми, так как  проявляются  в реакциях  индивидуума, в  способах  решения  возникающих  перед ним  вопросов.

 У  других людей  в  их  мозгу  формируется  образ  данного человека,  который  в  социологии  принято называть ментальностью.  Ментальность человека  это  усредненный  образ индивидуума  в глазах  окружающих. 
Если  люди  в данной  популяции  достаточно близки    хотя  бы  по  некоторым  главным  составляющим  ментальности, тогда  имеет смысл говорить  о некой  усредненной  ментальности данной  популяции. Это обычно требуется,  чтобы исследовать  социальные  явления,  прибегая   к   укрупненным   характеристикам.  Таким  образом,  утверждения  некоторых  социологов,  что    «Ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании…..  Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания»  полностью беспочвенны.

          То  что  "разлито  в общественном  сознании"  это  только  внешние  условия,  создающие определённые  давления  на  процесс  формирования  культурных  МЕМов,  это  средовое  воздействие,  но  не  сам  результат. Тут  надо  разделять  саму  ментальность(результат)  и  средовое  воздействие. Потому  как  ментальность  определяется  еще  и  заложенными  инстинктами(генотипом). 


        Ментальность определяется  как врожденными  инстинктами (адаптациями),   способами  мышления,  которые  проявляются  фенотипически,  так  и  созданными  самим  мозгом  в процессе  жизни  привычками,  усвоенными    моделями поведения,  полученными навыками и умениями,  почерпнутыми   знания  и др.
         Некоторые  компоненты  усвоенного так  глубоко  запрятаны,  что не могут быть обнаружены  в сознании  в нормальном  состоянии.  Они могут  проявляться   в  необычных  состояниях(сон, гипноз).  Но  они проявляются фенотипически  оказывая давление   на наше поведение или восприятие  и мы часто не отдаём  себе  отчета,  почему  так поступаем  или почему нам  это нравится или наоборот вызывает неприятие.

        Информация  передаётся в мозг с помощью  некого программного кода.  Каждый знак  этого кода  не имеет самостоятельного смысла. 
В  биологической  эволюции  ген  является  словом .   Гены  определяет «поведение»  клетки, представляет собой записанную  триплетным кодом  на ДНК интерактивную  программу  поведения  клетки.   Гены  из за их способности  реплицироваться  представляют  необходимый  элемент  биологической  эволюции.  Вся  совокупность генов  расположенных на хромосомах  называется  Геномом. Геном  одинаков  во всех  клетках организма, кроме половых.

       Но  человек  участвует в культурной (социальной)  эволюции,  значительно более быстрой,  и  роль генов в ней выполняют структуры мозга.   МеМном  у человека  находится в единственном  экземпляре в отличие от генома, который в  каждой  клетке.

    МеМном записан  в мозгу  неким  кодом, который можно назвать в соответствие  с его назначением  ментальным.    Ментальность это фенотипическое проявление  ментального кода. Также   как звук издаваемый  динамиком при проигравании  грампластинки  является  фенотипическим  проявлением  звуковой  дорожки.  Ментальность определяет  устойчивые интеллектуальные и эмоциональные качества,  присущие тому или иному индивиду, темперамент,  склонность  дружить и любить,   черты характера,   модели поведения в разных обстоятельствах.  К ментальности  относятся также приобретённые свойства  личности  в  результате воспитания и образования,  под действием формальных и неформальных институтов общества в котором  живет  человек.  За  эти  приобретённые  свойства  отвечают  культурные  МЕМы, выработанные  в  процессе  жизни.
Таким  образом  поведение  человека  определяется  как  врождёнными,  так  и  культурными  МЕМами.  Культурные  МЕМы  это  культурные  запреты,  обуздывающие  неприемлемые  в  социальном  обществе  инстинкты,  не  позволяя  им  проявляться. Человек  делает  не  так  как  хочется,  а  как  от  него  требует  социум.  Не  всегда  это  получается  в полной  мере.  Это  требует  от  человека  волевых  усилий.  Но  именно  так,  вырабатывая  культурные  запреты,  Homosapiens  стал  социальным  существом -  человеком.



 Подробнее о значении  ментальности в социальной эволюции http://www.proza.ru/2014/04/14/2041

      МеМы, являясь  модельным  понятием, но  также как и гены  умеют  реплицироваться. Поэтому   в  социальном  обществе,  где люди живут рядом  друг  с другом и общаются  отдельные  МеМы  могут  получать  признание  сообщества  и   переходить  в  определённое  множество мозгов. Это приводит  к  тому,  что  образуются    общности  людей,  обладающих  схожим  по некоторым  параметрам  менталитетом.  Эти  общности  могут быть профессиональными, корпоративными, любителями футбола и т.д.  Аналогичным образом  возникли и этносы.

        Так  возникает  некая  идентичность, с которой  люди себя  соотносят.  Эта  идентичность  оказывается  довольно  устойчивой  по сравнению  с  постоянно возникающими и меняющимися общественными  мнениями.   
        Устойчивость  МЕMов  обеспечивается  их  достаточной  инерционностью.  Для того чтобы  идея  завоевала  сознание  группы  людей  требуется  время. Это время  нужно,  чтобы  данную  идею  проверить на соответствие  с имеющимися  в головах  принципами,  подходами,  моделями.            
        Аналогично,  для замены  принятого ранее  МЕМа на  другой,  нужны  резоны  и время.  Общественные же  мнения  это некая  рябь на поверхности озера,  виртуальные  выбросы,  которые  могут  стать, а могут и не стать  частью  ментальности в социуме.  Вот тут  и открывается  поле  деятельности  для  манипуляторов  разного  типа,  желающих  обратить процесс  формирования  ментальности себе на пользу,  как он  её  понимает.

         Никакой  правитель,  даже  будучи  диктатором,  не  сможет  управлять  людьми  против  их  менталитета.  Поэтому  и приходится  манипулировать.  Но   это  нужно не только правящей  элите,  это нужно  для  корпораций, для  мелких  фирм,  для  отдельных  «продавцов  воздуха».  И в  жизни  манипуляции  не всегда  просто  отличать  от  полезной  передачи  опыта  и знаний.
 
       Часто понятию  ментальности придают  некий  мифический  смысл, (из за которого  другие  исследователи  начинают  относить ментальность к мифам  и не учитывать её)  обнаруживая  в ней  черты  уходящие  корнями в тысячелетия.   Откуда  они собственно   пролезли в  ментальность?               
        Отдельные  слова  ментального кода  могут попасть в мозг или через геном в  бессознательное  или  через  общение с окружающими  в  сознание.  Понятно,  что в геноме  ничего про киевскую Русь не записано.
       Забывают, что  источником  формирования  менталитета  являются еще  и  средства  массовой  коммуникации.  Вот с   учетом  этого  и еще  присущего  с детства  теологического  способа  мышления,  появляются в нашей  ментальности  черты  прошлого. Сам теологический  способ  мышления  видимо есть проявление  некоей  древней  адаптации  близко  связанной  с религией. (Возможно они от одного корня).

      Большой  вклад в формировании  ментальности  принадлежит и религии. Так  что  для  изучения  процесса  формирования менталитета никаких  мифических  построений  не  требуется. Он  формируется здесь и сейчас, имеющимися социальными институтами,  которые  конечно  учитывают (не  могут  не учитывать) культурные   и  исторические  традиции.
 
       Человек  живет  в социуме,  поэтому  его можно считать  клеткой  социума.    Социум    имеет  много  МЕМномов,  и в этом отношении похож на геном в организме.   Социальное  общество  можно рассматривать  как  единый  социальный организм  со  своим коллективным  сознанием.  Но  дальнейшее рассмотрение в этом духе наталкивается на трудности.  Для  согласованной работы органов у человека   важно,  что геном во всех клетках  одинаков. В  этом случае нет конфликта интересов между органами. МЕМном  же  неодинаков у  людей  и  полное  согласование  интересов    в   социальном   организме  оказывается  затруднительным или даже   невозможным.


        Для прогресса общества  требуется  определённая  однородность  ментальности.  Философы  согласны  с этим,  но выражаются  по  другому-нужна  идентичность.  Но это языковые  различия,  а  суть одна.

        Отсюда  возникает  и  требование о  национальной  идее,  которая  должна  сделать  ментальность  нации  более  однородной в  некотором  смысле(направлении),  и  значит,  процессы  прогресса  более  осуществимыми.  Устраняется  дилемма  описанная  в  басне  Крылова  про  Лебедя,  рака  и  щуку. Или  по  другому  сказать, определяется  в  соответствии  с национальной идеей  вектор  развития.

         В  заключение  отметим,  что  понятия  ментальности,  МЕМов, МЕМномов  это  модельные  понятия,  которые  позволяют  понять  некоторые  вещи,  но  не  реальными  структурами,  которые  могут  быть  обнаружены  в  мозгу.   Они  введены  потому,  что    поведение  человека  является  таким,  как  будто  эти  понятия  реально  существуют.  Точно  также  биологи  говорт  об  "эгоэстичных"  генах,  только  потому,  что  они  ведут  себя  так  же,  как  будто  они  действительно  эгоистичны  в  обыденном  понимании.


Рецензии
«В процессе онтогенеза СОЗДАЮТСЯ все органы нашего тела и мозг в частности».

Правильнее было бы: Онтогенез определяет параметры и свойства органов «и мозга в частности». Поэтому и не может быть онтогенеза прежде возникновения объекта. Одновременное же возникновение и совершенствование может быть только в отставшем в онтогенезе от тела мозгу. К чему как раз и привело бы условно одновременное совершенствование и возникновение. А ваша прямая аналогия с железом компа – только подтверждает это! Но что же определяет направление онтогенеза? Вера в онтогенез!
И это только первое предложение…

http://www.gramota.ru/ ОНТОГЕНЕЗ - происхождение, возникновение]
Совокупность преобразований, претерпеваемых животным или растительным организмом от момента его рождения до конца жизни.

Алексей Тарасов 18   12.12.2014 09:05     Заявить о нарушении
Онтогенез это биологическая САМОСБОРКА объектов. О чем я подробно написал здесь http://www.proza.ru/2014/04/11/2128
Благодаря вашему замечанию ссылку разместил в рецензируемый текст, чтоб всем было понятно о чем речь. Не надо сюда привлекать самодельных представлений о процессе, так как оно уже устоялось в биологической литературе. Я имею ввиду тезисы по совершенствованию.
Направление онтогенеза определяет геном и среда, но никак не вера.
Правда я рассматриваю только отрезок от зачатия до рождения. Вера находится за границами этого участка.

Виктор Ефременко   12.12.2014 15:19   Заявить о нарушении
Спасибо Вам.

Алексей Тарасов 18   12.12.2014 15:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.