Награды центурионов

А вот центурионам римской армии – командирам подразделений, доставались как солдатские, так и офицерские награды. Их выбирали из рядовых воинов, обладавших незаурядными способностями: храбростью и мужеством, силой и смекалкой; которые пользовались авторитетом у начальства и уважением у солдат. От простых солдат их отличали сверкающие на солнце посеребренные бронзовые доспехи, поножи, шлем с высоким поперечным пурпурного цвета султаном (лат. Crista transversa). В руках они крепко держали скрученную палку из виноградной лозы (лат. Vitis) - знак отличия. Являясь командирами подразделений, они составляли младший офицерский состав римской армии, и должны были быть грамотными и не моложе 30 лет. Они имели право награждать за определенные заслуги или наказывать своих подчиненных за какую-нибудь провинность: потому часто били солдат палкой, в основном еще необученных новобранцев.

За выдающиеся заслуги центурион мог сразу получить высокий ранг  - командира  I–ой когорты Примипилуса (лат. Primus Pilus), что в переводе означает «первое копье». Но чаще ему приходилось постепенно подниматься  по ступеням карьерной лестницы. Обычно в его послужном списке значились следующие ранги: помощник (лат. Optio), заместитель (лат. Tesserarius), один из пяти центурионов I-ой когорты (лат. Primi Ordines) и, наконец, Примипилус. Центурион мог получить одну из высших офицерских должностей - Префекта военных лагерей (лат.Praefectus Castrorum). Это давало ему право при Почетном увольнении получить титул «всадник роминиум» и присоединиться к привилегированному римскому сословию «всадников», которых отличал плащ и белая тога с одной  пурпурного цвета полосой, кольцо-печатка, сапоги и упомянутые выше фалеры – сословные знаки римских «всадников», которыми они обычно украшали сбрую своих  лошадей. Центурионы же украшали фалерами свою грудь.

Внешне фалеры очень похожи на самые первые большие литые древнеримские монеты – ассы. Их сходство объясняется тем, что фалеры и монеты отливали в керамических формах на одном и том же монетном дворе. Производство монет в Риме началось в середине IV века до н.э. – довольно поздно по сравнению с другими странами. Лишь в 269 году до н.э. на Капитолийском холме в храме Юноны-Монеты открылся первый монетный двор, где начали чеканить монеты. Между прочим, от названия храма  происходит известное сейчас нам всем слово «монета». На монетном дворе работали, в основном, рабы, вольноотпущенные и монетные триумфиры (лат.scalpeorys monetae) под руководством препозитуса (лат.praepositus), в чьи обязанности также входило придумывать рисунки для монет. Производством монет ведал римский Сенат, потому на монетах гравировали клеймо «SC», что означало «одобрено Сенатом».
До этого в Риме использовали в качестве денег домашний скот (лат.pecus), потом – прямоугольные медные слитки в виде палoк (лат.aes rude). Вскоре их сменили медные пластины (лат.aes signatum), длиной в 170 см, весом – примерно 1746 граммов, на которых изображали животных. И только потом стали отливать большие монеты из меди круглой формы  - ассы (лат.aes grave), что означает «тяжелая медь»: их вес равнялся 327,45 граммов. В два раза тяжелее и больше асса (диаметр 115 мм) была лишь римская монета – дупондий (лат.dupondius), которые изготавливали из латуни, потому они блестели как золотые. Примерно в I веке до н.э. в Риме стали чеканить золотые и серебряные монеты по образцам греческих серебряных монет (др-греч. noummion), которые дали название другой вспомогательной исторической дисциплине – нумизматике.

Вообще-то, медали, как и монеты, чеканят с двух сторон, одна из которых - лицевая называется аверсом (франц.avers) а оборотная сторона – реверсом (франц.revers). На лицевой стороне изображают: главное событие, портрет лица, сыгравшнго важную роль в том или ином событии. На оборотной стороне – само событие обозначают по-разному: его аллегорией  или так, как оно было, и надписью (легендой). Вообще, медаль (лат.metallum) – это металлический знак, обыкновенно круглой, реже овальной или квадратной, формы с выпуклым изображением в память о каком-либо событии или лице, изготовленный также с религиозной или нравоучительной целью, для выражения какого-либо чувства, для шутки или сатиры.
Такими были римские конторниаты (итал.contorno - контур), которые представляли собой большие монеты с глубокой бороздкой вокруг поля, но не обладали денежным номиналом. Конторниаты изготавливали из бронзы, украшали портретами римских императоров и другими рисунками, сюжеты которых отражали повседневную жизнь римского общества. Они были очень популярны у римской аристократии V – IV веков: их использовали в качестве наград для победителей спортивных состязаний, но чаще всего в качестве новогодних подарков. Такие жетоны могли получить легионеры римской армии во время всеобщего лагерного праздника - Сатурналия, который отмечался в середине декабря (лат. saturnalium castrense) с размахом и  весельем.

Медали принято подразделять на: портретные, памятные, сатирические, наградные и персональные. Считают, что первые памятные и наградные медали были созданы мастерами-медальерами  Древнего Рима. К такому выводу пришли не случайно. Обычно бронзовыми ассами и серебряными сестерциями римский Сенат выплачивал жалованье римским легионерам. А императоры приказывали отчеканить специальные большие монеты - медальоны, которые дарили в качестве подарка по торжественным случаям: победа в сражении, вступление на престол, рождение наследника и др.  Часто это были так называемые «легионные» монеты, которые чеканились в память о подвигах определенных легионов. Наряду с изображением символа римской армии – орла, на таких монетах упоминаются названия и номера легионов. Конечно, воины были вольны поступать с ними по своему усмотрению: использовать как платежное средство или оставить себе на память. Многие  вставляли такие монеты в оправу и носили на цепочке в виде кулонов. Так появилась своеобразная форма «мелкой пластики», и зародилось римское медальерное искусство.


Рецензии