награждение Триумфом

Среди многочисленных наград, существовавших в римской армии, наивысшей считался триумф – прославление полководца-победителя. Как говорилось выше, римляне позаимствовали его у этрусков. По сути, он представлял собой поклонение этрусскому богу войны, а по форме напоминал греческие олимпийские игры. Тогда праздник длился несколько дней, начинался с шествия и жертвоприношения богам. И заканчивался награждениями победителей, чьи имена высекали на каменных стелах, поэты слагали в честь их побед гимны, возводили статуи, а родной город встречал как героев и оказывал им почести. Подтверждение тому опять находится у Тита Ливия: устами одного из своих главных героев – полководца Сципиона – он восклицает: «Нет у нас почестей славнее и прекраснее, нежели почести триумфа!».

Триумфов было несколько разновидностей: собственно триумф и малый триумф, или овация, который устраивался, если победа была не столь велика по масштабам. В этом случае церемония устраивалась за чертой города Рима. Триумфатор ехал на коне или шел пешком в сопровождении своего войска под музыку флейт, одетый лишь в тогу с пурпурной каймой и увенчанный миртовым венком. В храме Юпитера на Албанском холме он произносил благодарственную молитву и приносил в жертву овцу. Существовал еще морской триумф, которого удостаивались адмиралы римского флота. Так, за самую первую победу Рима на море во время 1-й Пунической войны – разгром карфагенской эскадры у порта Милы, что на северном побережье Сицилии, адмирала Гая Дуилия удостоили морского триумфа и оказали небывалые почести. Кроме того, в память об этой победе на римском форуме возвели Ростральную колонну, которую украшали ростры вражеских кораблей.

Надо отметить, что не все римские полководцы-победители были удостоены триумфальных почестей, а лишь некоторые из них. Вот их славные имена: Фабий Максим — в 209 году до н.э. за победу над Тарентийцами; Сципион «Африканский» — в 201 году до н.э. за победу над Карфагеном; Луций Эмилий Павел — в 168 году до н.э. за победу над македонцами; Гай Марий — в 105 году н.э. за победу над Югуртой; Помпей — в 61 году до н.э. за победу над Митридатом. Цезарь был удостоен триумфальных почестей четырежды: за победу над Галлией, Египтом, Африкой и понтийским царем Фарнаком. Тоже четыре триумфа справил Марк Фурий Камилл, а Октавиан — трижды: за победу над Далматами, за битву при Акции и за взятие Александрии. Траян удостоился триумфа дважды: за покорение Дакии и присоединения Армении с Месопотамией. Последним из римских императоров, кого удостоили триумфальных почестей, был Диолектиан в 302 году.

В торжественной церемонии проведения триумфа соблюдались определенные правила и регламент. Во-первых, триумф мог состояться только с разрешения сената, если полководец-победитель был сам император (лат. suis auspiciis rem gerere) или провозглашенный «солдатским императором»; только в случае окончания войны или действительно достойной победы; когда в ходе сражения пали убитыми не менее 5000 врагов. Сенатом выдвигались и другие требования: полководец должен был подать обоснованное прошение о предоставлении ему триумфа в храме Беллоны или Аполлона, не должен входить без позволения сената в город, ожидать ответа за городской стеной. На этом указания не заканчивались. Ведь триумф, как театральная постановка, был тщательно «спланирован»: от каждого требовалось своевременно появиться на «сцене».

Только в обозначенный Сенатом день и час начинался триумф. Полководец-победитель и все его войско торжественно вступали в Рим, непременно проходя через возведенную по этому случаю триумфальную арку или просто дыру в городской стене, перекрытую сверху доской. Под звуки музыки военных оркестров шествие двигалось через весь город по Via Sacra к Марсову полю, дальше к цирку, а уже оттуда к Капитолийскому холму, где заканчивалось у храма бога войны Юпитера.

Впереди всегда вышагивали одетые в парадные красные одежды ликторы с символами римской государственности — фасциями, по случаю праздника украшенными лавровыми ветвями и пурпурными лентами. Специально отобранные люди несли на руках самые ценные трофеи, а на доверху нагруженных повозках везли многочисленную добычу. За ними шли погонщики и гнали быков с позолоченными рогами, приготовленных для принесения в жертву, вели закованных в оковы знатных пленников, которых часто ждала та же участь. Наконец, появлялся сам триумфатор. С лицом, раскрашенным киноварью, он гордо восседал на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице, облаченный в тогу и тунику из пурпурно-золотой парчи с узором, имитирующим пальмовые ветви. На его груди сверкал золотой медальон с изображением Медузы-горгоны (лат. gorgoneion, лат. bulla), который являлся знаком свободного происхождения, а также содержал внутри амулет от «сглаза».

В правой руке триумфатор держал пальмовую ветвь – символ славы, а в левой сжимал церемониальное серебряное копье-скипетр, увенчанное орлом из слоновой кости. Над головой полководца-победителя раб держал золотой лавровый венок триумфатора и изредка шептал ему на ухо: «Помни, ты – человек!». По обе стороны от колесницы шли родственники триумфатора, а за колесницей следовала вся его армия в парадной форме, в лавровых венках на головах и со всеми знаками отличия. Шли те, кого консул наградил за храбрость и доблесть в бою. Они распевали парадные песни. Замыкали шествие освобожденные из неволи римские граждане. Тут и там слышались ликующие возгласы: «Да здравствует триумфатор!». К определенному времени триумфальное шествие достигало цирка, переполненного народом. Перед восторженными зрителями один за другим разыгрывались эпизоды победоносных военных сражений. После представления все устремлялись к Капитолийскому холму, где возле храма богу войны Юпитеру триумфальное шествие останавливалось, и начиналась самая торжественная его часть.

В храме триумфатор слагал с себя символы власти, а также преподносил в дар богу войны Юпитеру захваченные у врага трофеи и самую ценную добычу. Он приказывал заколоть жертвенных животных, а вместе с ними казнить пленников. Затем полководец-победитель публично благодарил всех своих доблестных воинов за службу, награждал их, раздавал подарки и распускал. Но на этом триумф не заканчивался. После торжественной части начинался всеобщий праздник и пиршество – суппликации (лат. supplicationes), которые организовывал римский Сенат. Суппликации сопровождались музыкой, танцами, пением застольных песен и чтением хвалебных од, сочиненных специально к триумфу. Вот так, например, звучит отрывок из «эпиникия» в честь императора Августа, написанный когда-то римским поэтом Квинтом Горацием Флакком (65 – 8 год до н.э.) и в наше время переведенный Н. Гинцбургом:

Лучше ты, поэт, полнозвучным плектом

Нам споешь о том, как, украшен лавром,

Цезарь будет влечь чрез Холм священный

Диких сигамбов*,

Вот тогда и я подпевать отважусь,

Если только речь мою стоит слушать,

Цезаря возврат привечая: «Славься,

Ясно солнце»,

«О, триумф!» - не раз на его дороге,

«О, триумф!» - не раз возгласим, ликуя,

И воскурит Рим  благосклонным  Вышним

Сладостный ладан.

(*одно из захваченных германских племен)

Из произведений древних историков нам известны некоторые подробности о том, как проходили триумфы римских полководцев-победителей. К примеру, Плутарх описал триумф, которого удостоился Цезарь после всех своих побед. Вот что он пишет: «Четыре колесницы везли богатую добычу. Двадцать тысяч столов стояли на улицах Рима для пира. Три тысячи венков из чистого золота поднесли Цезарю подчинившиеся ему цари, правители и города». Лишь император Траян смог затмить Цезаря размахом устроенных им триумфальных торжеств: мало того что в его колесницу было впряжено 10 белоснежных коней, его пиршество продолжалось 117 дней, а из богатой добычи не только воины, но и все граждане Рима получили по подарку.

Во времена расцвета Римской империи триумфы часто сопровождались разнообразными играми, которые устраивались для поощрения народа за его лишения, терпение и горе, перенесенные за время военных действий. Даже греческие Олимпийские игры по приказу Суллы стали проводить в Риме и приурочивали их к празднованию военных побед! Кстати, Сулла – единственный полководец, который вместо триумфа устроил жестокий террор над своими противниками в Риме.

В Риме особой популярностью пользовались скачки на колесницах – ристании, которые первоначально устраивались на стадионе, а потом в специально построенном цирке «Circus Maximus». Чтобы зрителям было удобно следить за ходом скачек и болеть за свою команду, одежду возниц и повозки окрашивали в разные яркие цвета: белый, красный, синий, зеленый. Победителя награждали по примеру греков – венком, пальмовой ветвью, деньгами, дорогими подарками и, кроме того, сооружали мраморные монументы в его честь.

Не менее популярными были бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения, которые проходили на арене деревянного амфитеатра, построенного Цезарем, а потом каменного  - «Колизея», открытого Титом Флавием в 80 году н.э.  Там по замыслу древнеримского режиссера арена трансформировалась. Она то заполнялась до краев водой, где размещались боевые суда, и разыгрывались морские сражения, то превращалась в непроходимые джунгли с дикими животными, и начинались звериные травли. Предполагают, что это стало причиной исчезновения диких зверей, особенно львов в Европе: их вылавливали по всей обширной территории империи и свозили в Рим для участия в «звериных шоу» того времени.

С празднованием триумфа связано появление такого художественного направления в древнеримском искусстве, как «триумфальное». Его целью было ознакомить народ в живописной форме с одержанными победами, отдельными эпизодами сражений, портретами героев и географией новых захваченных земель. Художники рисовали картины, внимательно слушая рассказы военных, и торжественно носили их во время триумфальных шествий. Затем раскладывали у подножия Капитолия, где любой мог ими полюбоваться или купить. Это была, по сути, первая реклама, информирующая и прославляющая мощь римской армии, военное искусство ее полководцев, а также храбрость и мужество римских воинов.

Более того, римлянам принадлежит первенство в изобретении пряного пирога, который они выпекали по самым торжественным случаям. Так, в Музее Римской Цивилизации хранится глиняная форма для его выпечки с изображением триумфа Марка Аврелия.


Рецензии