Медали

Выше упоминалось, что во время триумфа полководец-победитель публично благодарил и одаривал подарками своих заслуженных воинов. Обычно в качестве подарка простым солдатам выдавался «донатив» — дополнительная к жалованью денежная премия в кожаных мешочках. А высокопоставленные военные и гражданские лица получали от полководца-победителя различные подарки, сделанные по заказу самого триумфатора: ценные украшения, предметы роскоши или золотые монеты большого размера — медальоны. Это было продолжением ритуала чествования триумфатора, когда Сенат предоставлял полководцу-победителю право по случаю триумфа отчеканить золотые медальоны. От монет они отличались лишь большим размером, обилием украшений и аллегорическим изображением того значимого лица или события, в память о котором они, собственно, и были изготовлены.

Надо отметить, что все триумфаторы не преминули воспользоваться этой возможностью. Первый, кто отчеканил золотые медальоны по случаю своего триумфа, был Луций Эмилий Павел, удостоенный этой чести за победу над армией македонского царя Персея в битве под городом Пидна в 168 году до н.э. На аверсе победного золотого ауреуса изображен Эмилий Павел с трофеем, а на реверсе – побежденный Персей с сыновьями. Такой же чести удостоился в 82 году до н.э. еще один триумфатор – Луций Корнелий Сулла за победу над Митридатом VI Понтийским. На золотом ауреусе Сулла изображен на колеснице в момент триумфа. В 44 году до н.э. Римский Сенат предоставил это почетное право Юлию Цезарю, который по такому случаю выпустил не только золотые медальоны, но и огромное количество монет нового образца. Они отличались от старых тем, что личные медальеры Цезаря изобразили на них прижизненный портрет своего патрона в лавровом венке на голове с символом верховной жреческой власти – посохом со спиралевидной верхней частью. С тех пор все последующие императоры Рима предпочитали чеканить свои портреты на аверсе монет, тем самым прославляя себя и пропагандируя свой род на обширных просторах Римской империи.

И все же первым, кто осмелился изобразить себя на монете, был македонский царь Деметрий Полиоркет по прозвищу «Сотер», что означает «спаситель» (336-283 до н.э.). Сначала серебряной тетрадрахмой, а затем золотым статером он отметил свою большую победу над Птолемеем Египетским в битве при Саламине, Кипр, в 306 году до н.э. Эта золотая монета в 17,18 граммов находится в Нумизматическом музее в Афинах, Греция.

В Риме сначала золотые медальоны вручались только военным высокого звания и приближенным к императору знатным чиновникам, но с III века они раздавались в качестве подарка за службу и простым воинам. Пример тому — золотой ауреус императора Клавдия II (268 – 270 гг.), получившего почетное прозвище «Готикус» за успешную борьбу с племенами готов. На лицевой стороне золотого медальона изображен его прижизненный портрет, а на оборотной — Конкордия (военная аллегория «согласия») держит знамя со знаками легиона. Такие золотые медальоны по традиции вставляли в дорогую оправу и носили на цепи как кулоны все, кроме римских императоров. Они предпочитали носить золотые медальоны на талии как пояс-цепь. Доказательством тому является двойной пояс-цепь из золотых медальонов, что на статуе Людовика ХIV, изображенного в одеждах римского императора, работы Жана Варена, что украшает зал Венеры в королевском дворце Версаля, Франция.

Похожий пояс-цепь, состоящий из 4 золотых медальонов и 12 золотых монет, хранится в Британском музее. Его относят ко времени правления византийского императора Маврикия Тибериуса (589 – 602 гг.). И смогли определить это больше по надписи на золотых монетах «Augustus Mauricious Tiberius», чем по изображению коронованной особы на них, так плохо они были отчеканены. Византийские монеты и медальоны явно уступают в качестве тем, что когда-то изготавливались на монетных дворах Рима. Они намного тоньше, отличаются плоским рельефом, изображения лиц на них схематичны и почти условны. Вдобавок ко всему на них присутствуют уже христианские символы: монограмма Христа – «ХР», образ Христа и другие христианские символы. Надо отметить, что во времена Византийской империи цепь-пояс из золотых медальонов носили уже не на поясе, а на груди – как ожерелье. И эта традиция так прочно вошла в моду, что в последующие века стала символом высшей власти королей и монархов многих стран мира.

Медальерное искусство

Спустя много лет, в ХIV веке, вид монет и их качество вновь улучшилось. Этому способствовал тот факт, что в XIII веке папская резиденция была перенесена из Флоренции в Рим, что способствовало возрождению не только самого древнего города, но и всего древнеримского искусства. Так появилась и расцвела новая историческая эпоха, названная Возрождением.

Как ни удивительно это покажется, но возрождению медальерного искусства в немалой степени способствовал Петрарка – итальянский поэт, которого считают также родоначальником современного коллекционирования. Будучи в гостях у наместника города Мантуи Лодовико Гонзага, Петрарке представилась возможность встретиться и подарить небольшую часть своей коллекции древнеримских монет королю Карлу IV, который оказался там проездом. Петрарка посетовал на качество тех, что были в то время в обращении, и будто бы сказал: «Посмотри, король, на твоих предшественников, посмотри на тех, кого ты должен стремиться превзойти!».

Урок не прошел даром: чеканка монет улучшилась настолько, что уже к середине XV века можно было сказать, что медальерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. Тогда же на свет появилась и первая настоящая памятная медаль, уже не имевшая никакого денежного номинала. Ее изготовил знаменитый итальянский живописец Виторе Пизано (1380-1451 гг.), больше известный как Пизанелло. Его памятные медали причисляют к лучшим произведениям медальерного искусства Возрождения. Они выполнены по образцу древнеримских медальонов: высоким барельефом, в технике литья из бронзы, имеют большой размер – до 10 см в диаметре. На их лицевой стороне размещено портретное изображение, а на оборотной – аллегория памятного события и надпись (легенда). К примеру, на самой первой памятной медали Пизанелло изобразил предпоследнего византийского императора Иоанна VIII Палеолога (1438-1439 гг.), приехавшего в итальянский город Ферраре по приглашению Папы Евгения IV. Пизанелло был в восторге от необычных одеяний византийского императора, украшенных золотом и драгоценными каменьями, которые были привычны для Византии того времени. Копия этой памятной медали хранится в зале № 2 Нумизматического музея в Афинах.

Считается, что современные медали произошли от медальонов, рожденных в Древнем Риме и развитых мастерами-медальерами итальянского Возрождения. Но справедливости ради нужно отметить, что история происхождения медалей более древняя. Своими корнями она уходит во времена Древней Греции, где впервые начали работать с металлом и производить памятные монеты (др.-греч. metallion). Один из примеров: в 465 году до н.э. в Сиракузах впервые были отчеканены монеты — декадрахмы, весом 43,36 граммов, отчеканенные по случаю победы этого города-государства над Карфагеном. На одной стороне этой монеты изображена победная колесница и поверженный лев — символ Карфагена, а на другой — нимфа Аретуса. Этот экспонат можно увидеть в Государственном музее Берлина, в Немизматическом кабинете. Они использовались древними греками не только для увековечивания памятного события, но и для награждения победителей в спортивных состязаниях.

История памятных медалей неразрывно связана с медалями за военные подвиги. Ведь медали выпускались не только в память о каком-либо значимом событии, но и как награда за проявленные военные заслуги. Известно, что первая современная военная наградная медаль была выпущена в Англии в честь победителей великой Испанской Армады в 1588 году. Она предназначалась для награждения английских морских офицеров и имела кольцо для ношения на цепи. Любопытно, что английским флотом командовал некогда знаменитый пират – «гроза всех морей», Фрэнсис Дрейк, в то время – один из вице-адмиралов английского флота. На аверсе медали изображен портрет королевы Елизаветы I, на реверсе – триумфальная арка среди волн и надпись по-латыни: «Спокойна среди бушующих волн». Первые медали за гражданские заслуги появились при польском короле Фридрихе-Августе. В 1705 году он учредил орден Белого Орла, но знаки ордена сначала представляли собой медали и раздавались польским помещикам направо и налево. А самая первая персональная медаль появилась в России. Царевна Софья наградила большой золотой медалью, согласно дарственной надписи на ней, «генерала думного нашего Агея Алексеевича Шепелева за службу 1682 года, что он был в нашем великих государей походе».

Техника медальерного искусства стала очень популярной и быстро распространилась из Италии по всем странам Европы. Во Франции, например, впервые начали дарить друзьям и знакомым большие бронзовые медали, часто со своим портретным изображением, которые вставляли в дорогую оправу и носили на цепи как украшение (фр. medallion). В XVI веке медаль приобрела широчайшую популярность в Германии, где в ее украшение добавляются религиозные сюжеты (крест с распятым Христом) и образы (голубь и др.). Там же возникли «медали-перевертыши» Фридриха Хагенауэра, когда при повороте медали изображение изменялось. Именно германские медальеры привнесли изображение двуглавого орла Священной Римской империи, затем на медалях появилось изображение «Андреевского креста» – символа доблести, твердости и милосердия. И наконец, изобретение чеканки и специального станка с прессом в XVI-XVII веках ознаменовало рассвет медальерного искусства. Для чеканки медалей изготавливали штемпеля, на которых вырезалось негативное изображение. Создание таких изображений требовало высочайшего мастерства: не случайно еще в Древней Греции искусство резчика штемпелей для монет ценилось столь же высоко, как и резьба по драгоценным камням.

С появлением миниатюрной эмальерной живописи на бронзовой основе медальонов стали рисовать портреты цветными эмалевыми красками. Эмаль (фр. email) – прочное стекловидное покрытие, наносимое на какой-либо предмет и закрепленное обжигом, была известна издревле. Пик популярности медальонов с миниатюрными эмалевыми портретами в дорогих, украшенных драгоценностями оправах пришелся на XVIII век. Они предназначались для представительских целей: их дарили монархи монархам, вручали иностранным посланникам и дипломатам. Долгие годы эмальерные портреты оставались излюбленным пожалованием венценосных особ. И в какой-то момент, который сейчас трудно определить точно, превратились в новую разновидность наград – ордена.


Рецензии