Ордена
Одним из значений слова «орден» (нем. Orden, лат. ordo) является «ряд, порядок». В раннем Средневековье многочисленные католические монастыри, стремясь распространить свое религиозное влияние на паству, начинают объединяться в особые централизованные монашеские союзы, называемые также духовными организациями или орденами, связанные общим обетом и общей целью. Во времена Крестовых походов монашеские союзы стали перерождаться в духовно-рыцарские ордена, обязанностью которых было с оружием в руках защищать святые христианские реликвии, оберегать паломников к святым местам, оказывать им помощь, предоставлять приют. При этом они неукоснительно должны были соблюдать и монашеские заповеди. Все они функционировали строго по Уставу (лат. Statuo — Статут), который регламентировал их внутреннее устройство и деятельность. За надлежащим выполнением всех требований следил начальственный совет из духовных лиц — Капитул (лат. capitul). И имели строгую иерархию, в которой рыцарь мог занимать одну из 3-х ступеней: рыцарь, командор, магистр (глава ордена). Были у них и добровольные жертвователи — «донаты». Отсюда происходит система делить ордена на степени.
Стать членом духовно-рыцарского ордена могли только знатные и богатые рыцари из сословия «всадников». В то время рыцарство представляло собой привилегированный социальный слой общества — феодалов-воинов. От своих сеньоров, с которыми рыцари были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные наделы при условии несения в их войске конной военной службы. Рыцарь должен был иметь коня, тяжелое вооружение (меч, щит, латы). Кроме того, они получали особое рыцарское образование: до 7 лет их воспитывали в семье, с 7 до 14 лет они служили пажами в доме сеньора и обучались «семи рыцарским добродетелям»: верховой езде, фехтованию, владению копьем, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца. В 21 год пажи становились оруженосцами, а затем — рыцарями. При этом посвящение в рыцари совершалось особым ритуалом, который включал в себя следующее: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символический удар рукой или плоской стороной меча по плечу и демонстрация воинской выучки вновь посвященным.
Принадлежность к тому или иному ордену подчеркивалась цветом одежды и носимой на ней отличительной символикой, в основном крестом или звездой различной формы. К примеру, одежда Тевтонских рыцарей была белой, а на ней — вытянутый по вертикали черный крест с расширенными к концу лучами. Иоанниты носили черную мантию с белым мальтийским крестом, концы которого раздвоены, как хвост ласточки. Рыцари ордена Тамплиеров надевали поверх рыцарских доспехов одежды белого цвета и белую мантию с красным восьмиконечным крестом. Такой крест был дарован ордену самим папой Евгением III как знак отличия с правами на его геральдику. Именно от изображения креста на щитах, служивших тоже отличительными знаками рыцарей, и происходит геральдическая символика и наука — геральдика (лат. ars heraldica), получившая впоследствии широкое распространение по всему миру.
Издревле крест являлся сакральным знаком, а с конца I века он стал еще и символом христианства. Уже в Средние века восемь его концов означали восемь рыцарских добродетелей. К ним можно прибавить – преданное служение даме сердца или Святой деве. В геральдической символике меч символизировал борьбу со злом или защиту, круг являлся символом мира. Число «5» или пентаграмма напоминала цветок лилии, из которой, по преданию, вырос бог войны Марс. У некоторых народов пентаграмма была символом покровительства богини неба Венеры, а в Греции и Риме пятиконечная звезда, кроме этого, обозначала защиту и оборону. А восьмиконечная звезда являлась символом Богоматери. После Великой французской революции этот символ = звезда возродился в качестве знака различия офицеров французской армии. Даже цвет играл немаловажную роль в геральдической символике: красный олицетворял мужество, синий – верность, черный – постоянство, зеленый – свободолюбие, золотой (желтый) – благородство, пурпурный – величие, серебряный (белый) – чистоту помыслов и поступков. В те времена использование геральдики являлось привилегией только знатных рыцарей: персональная геральдика переходила по наследству. Различные девизы, эмблемы и геральдические символы были непременным атрибутом украшения парадных рыцарских доспехов. Существовал даже определенный порядок их ношения: почетный знак своего ордена – крест, носили всегда на левой стороне тяжелых рыцарских лат. Отсюда, например, традиция носить награды на левой стороне груди.
Один из старейших духовно-рыцарских орденов – орден Святого Иоанна Иерусалимского, возник из общества купцов, которые в 1070 году основали в Иерусалиме церковь и бенедиктинский монастырь, построили больницу и часовню в честь святого Иоанна. Монахи, которые называли себя иоаннитами или госпитальными братьями, делились на три класса братьев: вооруженные рыцари для охраны паломников, братья для церковной службы и братья по уходу за больными. Сам папа Пасхалий II покровительствовал им: от него они получили устав, а начальник ордена получил высший титул Гроссмейстера. Этому ордену пришлось много скитаться за всю свою многовековую историю: некоторое время орден был на Кипре, завоевав остров Родос, обосновался там и стал называться орденом Родосских рыцарей, затем рыцарям пришлось перебраться на Мальту, где они стали называться Мальтийскими рыцарями, но на этом их скитания не окончились. В 1798 году орден Святого Иоанна Иерусалимского нашел приют в России, и его новым Гроссмейстером стал российский император – Павел I. Однако после его кончины, императора Александр I (сын Павла), объявил Высочайшим указом в 1817 году, «что орден в Российской империи более не существует». И опять ордену пришлось скитаться по миру. В 1834 году капитул ордена обосновался в Риме, и с тех пор его судьба тесно связана с папским престолом. В конце XIX века орден переродился в обширную духовно-благотворительную организацию, распространенную в католических и протестантских странах Европы. Например, в Германии он представляет собою отделение Красного Креста и оказывает соответствующую помощь.
После завершения Крестовых походов судьба духовно-рыцарских орденов сложилась по-разному: одни прекратили свое существование, другие перешли под покровительство королей и составили основу светских орденов, для которых ведение войн отошло на второй план. Главной целью рыцарей стало служить верой и правдой своему королю, который щедро награждал их за службу, раздавая наделы земли, титулы, деньги и щедрые подарки. Условием для членства в королевском ордене оставалось знатное дворянское происхождение, потому-то светские ордена состояли в основном из узкого круга приближенной к королю знати – богатых и родовитых рыцарей, которых теперь называли «кавалерами». Европейские монархи не стали выдумывать ничего нового, создавая свои ордена. Они сохранили присущие первоначальной духовно-рыцарской организации структуру, капитул, статут и символику, придумав лишь девиз, установив официальные церемонии, день ордена. В отличие от рыцарей, кавалеры светских орденов носили не тяжелые металлические доспехи, а орденские одежды из дорогих тканей определенного цвета, основным вышитым декором на которых были опять же знаки ордена – крест или звезда определенной формы.
С развитием ювелирного искусства знаки ордена перестали вышивать, а уже изготавливали из благородных металлов и украшали драгоценными камнями. Тогда-то они и отделились от одежды и превратились в предмет ювелирного искусства. Теперь каждому вступающему в орден торжественно вручали орденские знаки: крест, звезду и определенного цвета орденскую ленту вместо мантии, что стало восприниматься как высшее проявление милости короля. Ширина и длина орденской ленты соответствовала различным степеням ордена. Знаки высшей степени ордена носили на широкой ленте через плечо до бедра, знаки младшей степени – на узкой ленте вокруг шеи, и скромная ленточка знака низшей степени крепилась в петлицу.
При этом получившего орденские инсигнии стали именовать «кавалер ордена».
Награжденные знаками ордена получали личное или потомственное дворянство, другие привилегии в зависимости от уже имеющегося у них статуса в обществе. Появились почетные «старшие» или «высшие» знаки ордена для очень узкого круга приближенных к царской особе лиц знатного происхождения и «младшие» знаки ордена для лиц не столь знатного происхождения, но выделившихся личной храбростью, а так называемые «донаты» раздавались тем, кто услужил чем-то лично королю или пожертвовал ордену большую сумму денег. Выходцы из низшего сословия общества были вообще лишены права быть награжденными. Лишь в 1802 году Наполеон создал орден Почетного Легиона, которым стали награждать вне зависимости от социального статуса, за храбрость в сражении или за 20 лет выдающейся службы.
Самым первым светским орденом считается Орден Подвязки: он был основан английским королем Эдуардом III в 1348 (1350) году как аристократическое рыцарское братство. Согласно древним хроникам, при учреждении ордена английский король явно имел в виду образец рыцарей Круглого стола. Хронист Жан де Бель сообщает, что «король в благородстве сердца своего решил, что заново отстроит замок Виндзор, который некогда построил Артур и где впервые был установлен Круглый стол, в честь своих доблестных рыцарей, бывших тогда при нем и так хорошо ему служивших. Король чрезвычайно высоко оценил их службу и счел их настолько благородными, что, по его словам, подобных им не сыскать было ни в одном другом королевстве. И ему показалось, что какие бы почести он ни оказывал им, они не могут быть чрезмерными – так сильно он их (этих рыцарей) полюбил. И наш король объявил по всему королевству, что будет устроен великий праздник и большой прием по случаю учреждения этого Круглого стола, и пригласил отовсюду благородных дам и девиц, рыцарей и оруженосцев прибыть на этот великий праздник…». Итак, в заново отстроенном замке Виндзор состоялся бал, и, по словам средневековых сплетников, на нем присутствовала графиня Солсбери, которая так отплясывала, что потеряла подвязку. Король заметил, как упала на пол изящная синяя лента, усыпанная драгоценными камнями, и произнес слова, которые стали впоследствии девизом основанного им ордена: «Позор тому, кто дурно об этом подумает!». Этот орден первоначально состоял из короля и 24 рыцарей-кавалеров, некоторые из них принадлежали к высшей английской знати, другие, хотя и не имели громких титулов, были храбры и отважны. Устав Ордена перечислял предметы облачения и знаки, определял цвет костюмов и их подкладок, а также надпись на подвязке; оговаривались события, для которых требовалась парадная форма костюма. Знаком ордена являлась расшитая золотом лента, но потом появились и другие знаки – «повседневные»: фигурка патрона данного ордена - Святой Георгий на коне, плетенка из волос, изображение оленя, лебедя, охотничьего рога и др. Серебряная звезда ордена Подвязки, бриллиантовой огранки, имеет восьмиконечную форму. В центре ее – равносторонний четырехконечный крест, покрытый красной эмалью, а вокруг креста – 8 золотых планок, которые обеспечивают подвижность ее концов и 8 петель, чтобы пришивать звезду к костюму. Орден Подвязки существует до сих пор. Все вельможи Англии почитают за честь стать кавалерами этого ордена, но число его членов никогда не превышает 24 человек. В день праздника кавалеры надевают средневековые орденские костюмы и белые обтягивающие трико, которые подвязывают под коленом левой ноги синей шелковой лентой, на которой вышит девиз ордена - «Honi Soit Qui Mal Y Pense».
Со временем количество светских орденов в мире увеличивалось, соответственно им росло количество кавалеров ордена и различных орденских знаков. Впоследствии за ними закрепилось единственное значение – орден, высшая государственная награда. Вместе с медалями, знаками отличия и всевозможными значками и жетонами они составляют наградную систему. Наградные системы многих стран мира похожи между собой и имеют много общего с награждениями, принятыми еще в Древнем Риме. Но одновременно с этим имеют ряд отличий, что является результатом индивидуального хода развития каждой.
Свидетельство о публикации №214070201491
Петр Панасейко 19.08.2015 18:22 Заявить о нарушении