Космос как идея. Национальная?

 «Нижнетагильский селфмейлмен»

(в сокращённом виде журнал "Эхо планеты" №25 -2014 год.http://www.ekhoplanet.ru/movie_642_25045)


С Ярославом Жалниным – актёром, сыгравшим роль Гагарина  я познакомился в Софии на акции посвящённой всемирному дню космонавтики.
Он представлял фильм «Гагарин. Первый в космосе», я свою документальную историю «Небо лечит» - поэтому и общение получилось неформальным - воспринимал он меня как почти коллегу.  Поэтому мы с ним на ты, поэтому и некоторые вопросы очень личные… 
Из этого общения и родился  этот материал.  Кое что из наших диалогов я записывал на диктофон,  что-то воспроизвожу по памяти – тем не менее, я очень  надеюсь, что ничего не переврал.




Буду откровенен -  к фильму "Гагарин.  Первый в космосе" у меня очень личное, очень предвзятое отношение, которое я и не скрываю. Так что я - по-определению - крайне субъективен. Много лет я - служил в авиации, некоторые из тех друзей стали космонавтами, историю авиакосмической медицины знаю профессионально, историю создания фильма теперь тоже немного  знаю изнутри,  Несомненно для меня одно,  – Ярослав Жалнин актёрски попал в суть роли. Лично я Гагарина именно таким и представлял всю жизнь.

 


Вопрос.  А у тебя родители кто были?
Ярослав Жалнин.   Папа сейчас подполковник полиции в отставке. Он занимался оперативной работой и был начальником криминальной полиции района. А мама у меня по первому образованию филолог, а по второму – социолог-психолог. Она преподавала в школе и после школы ушла в заводское управление и там была начальником социологического бюро исследования кадров. И у меня ещё есть младшая сестра.


Вопрос. А откуда такая пластика и телосложение?
Ярослав Жалнин.   Я занимался бальными танцами с первого по пятый класс. Да, но не только бальными танцами. Я очень увлекался ещё и  цирковыми искусствами, В шестом классе я полностью перешёл на цирковые искусства. Хотя я хотел поступать в училище МВД и как папа собирался стать милиционером.



Вопрос.  А цирковые искусства это что такое?
Ярослав Жалнин.    Акробатика, моноцикл, жонгляж (жонглирование). Потом, когда я был в 9 классе, я получил серьёзную травму. Я делал задний стрекосат (сальто назад – авт.) упал, – и сломал один позвонок. И поэтому меня в военкомате на комиссии врачи и «зарубили». Мне сказали, что я не годен в связи с этим переломом, и закрыли дорогу в училище МВД и армию...


 
Вопрос – А мне об этом можно будет написать?
Ярослав Жалнин.   Да – я эту историю не скрываю. К 11 классу я прошёл медицинскую реабилитацию, - но в училищах МВД всё очень строго с отбором. Так передо мной и встал главный вопрос – «Что делать дальше?» Вот я и поехал в Москву.



Вопрос – А там театральный ВУЗ?
Ярослав Жалнин.   Поступал я во МХАТ. И «слетел» с последнего конкурса. Очень обидно потому что, - ну вот уже всё – крайние были выступления, оставалось 50 человек…
В общем, я  не поступил,  и вроде бы собирался уже поехать домой, - в Нижний Тагил, - чтобы там работать на заводе, где я уже работал до этого.  Я ведь  с 14 лет на заводе работал. У меня были там разные профессии, - и на конвейере вагонном я работал – пробы проверял, - чтобы отверстия совпадали. Ещё был и курьером, и  разнорабочим.  А параллельно,  - во дворце культуры, - рабочим сцены работал, участвовал  в самодеятельных спектаклях. Клоунадой серьёзно занимался, потому что после травмы цирком не мог заниматься полноценно,  Поэтому,  когда я домой собирался вернуться, то уже думал чем заниматься.




Вопрос.  А как получилось, что ты остался в Москве?
Ярослав Жалнин.   – Во время приёмных экзаменов во МХАТе  какая-то девочка по аудиториям ходила, фотографировала. Она подошла ко мне  и говорит: «Давай я тебя для кино сфотографирую – может на кастинг позовут..»... Ну и я, конечно же, согласился. Она сфотографировала и буквально в этот же вечер, когда я не поступил, мне позвонили, - вернее сложным путём дозвонились до меня, - и попросили остаться в Москве. Я им говорю,  – я не могу, - я не поступил, я домой еду. Они говорят – ну хотя бы зайдите к нашему режиссёру, познакомьтесь - мало ли…
Я пришёл  к режиссёру Петру Хазизову, мы пообщались с ним – наверное,  часа полтора сидели, -  и я попал на фильм «Манга».  Это мой первый фильм, который  сняли в 2003 году. Это «полный метр»  и у меня там главная роль. Так сразу и  попал на главную роль без образования.  Мне было страшно, и я сильно переживал.
И поэтому в съёмочной группе я сразу же начал работать  не только актёром. Я попросил, чтобы меня брали и художником и в пост-продакшене работать, и монтажёром, и техником, ассистентом монтажёра. Так я научился очень многому в закулисье киношном. Ну вот и всё – и с тех пор я в Москве благодаря кино, потому что знакомых кроме этого кино не было.




Вопрос. А после съёмок ты остался в Москве и стал нижнетагильским селфмейдменом?
Ярослав Жалнин. (смеётся)   Да – именно так…. Я пошёл работать в кампанию пост-продакшена и работал опять же техником, монтажёром..


 
Вопрос.  На каких картинах?
Ярослав Жалнин.   В основном на текучке. На больших картинах я работал ассистентом. Бодров-старший проект, «72 метра» как раз доделывал, и я был там на побегушках, и поэтому всему учился. Вот так я и понял, что мне интересно кино. Поэтому во ВГИК (мастерская Александра Ленькова и Сергея Алдонина – авт.) я поступил и окончил его в 2008 году вполне осознанно.



Вопрос – А как ты попал на роль Гагарина, как тебя нашли?
Ярослав Жалнин.   Странным образом, как-то получилось. Меня позвали – просто позвали на кастинг этого фильма  и сказали: «А – давайте, Ярослав,  попробуем сыграть одного из космонавтов. Просто -  роль без слов». Я им и говорю: «Ну, – давайте». О Гагарине вообще речь не шла. Просто звали на кастинг в кино про Гагарина.
Я прихожу и они мне сразу: - Давай на Гагарина. Я думаю – ну попробую – пусть убедятся, что это не так. И   попробовали одну сцену, затем вторую. И потом уже третий раз меня вызвали и опять на Гагарина. Я говорю – Вы что серьёзно, что ли? Они молчат, но пробуют. Думаю – странно – уже и второй месяц прошёл, третий, - они всё зовут, зовут, зовут.



 
Вопрос – И ничего при этом не обещали?
Ярослав Жалнин  – Нет,  – просто попробуют и – спасибо, спасибо, мы с Вами свяжемся..   Потом стали пробовать сцены уже более приближенные к хронике. Например,  смотрели хроникальные кадры – как он к Хрущёву походил, и говорил «Товарищ, Главнокомандующий – разрешите доложить о выполнении первого полёта в космос…





Вопрос – А историю со шнурками знаешь?
Ярослав Жалнин   Да, - знаю, конечно, но мы её не делали, а делали крупные планы или сцены в скафандре. Самое смешное было, то, что  мы это делали во время проб на стуле. Т.е. мне давали просто скафандр и стул.  И  это продолжалось полгода.  Пробы – полгода. Потом я пошёл на тренировки – там ещё два с половиной месяца занимался.



 
Вопрос.  А снимали сколько?
Ярослав Жалнин Снимали с ноября 2011 года и КРАЙНИЙ (!!!)съёмочный день был где-то в октябре 2012-го (в космонавтике и авиации  принципиально не употребляют слово последний – авт). Все декорации были построены в Крыму.




Вопрос. А почему Вас прежнее руководство и Центра подготовки космонавтов, и Байконура, и  Роскосмос «отфутболило», -  ты не знаешь?
Ярослав Жалнин. Насколько я знаю - мне об этом сказали режиссёр и продюсер, - они обращались и на Байконур и к Роскосмосу, и в Звёздный городок, но там всем было не до этого кино. Нам не до кино сейчас – вот такой был примерно ответ…  И поэтому пришлось снимать в Крыму…


Вопрос – Понимаешь, у тебя ведь какая-то очень интересная ситуация с фанами.  У тебя ведь после Гагарина,  фаны – абсолютное большинство, как мне кажется, -  не молодёжь. На тебя «западают» старики - поколение, которое выросло в Советском Союзе. Ты же дитя перестройки как я понимаю? Ты же не помнишь Советский Союз?
Ярослав Жалнин.  Я помню СССР, но  совсем чуть-чуть.





Вопрос. А сейчас вот у тебя отношения с фанами твоими?
Ярослав Жалнин.    Ну как. Я много сейчас встречаюсь и рад общаться...




 
Вопрос.  Я в том плане, что у тебя немножко другой возрастной состав.
Ярослав Жалнин.  Да нет, – в этом смысле даже хорошо всё получилось.  У меня до этого была фан-группа моя состоящая из молодёжи, – в основном девочек-школьниц. Ну а теперь они начинают смотреть мою новую работу и приобщаются к отечественной истории.





Вопрос – Т.е. ты у нас ещё и патриотическим воспитанием занимаешься?
Ярослав Жалнин.  (смеётся)  Да, да, да…  И я этим горжусь….




Вопрос – Твоё личное отношение к Гагарину какое?  Он для тебя кто? Понимаешь, над ним сейчас, уже нимб такой уже светится и кусочек этого нимба  и тебе достался. Поэтому мне интересно как ты с этим всем справляешься?
Ярослав Жалнин.  Насчёт этого нимба – это факт.  Хоть кино уже  снято, но это и сейчас один из самых главных вопросов для меня – кто же для меня Гагарин? Почему, как  мне кажется,  он преодолел все эти дебри и прорвался в космос?
Я для себя сделал вывод,– он был просто человек. И человек порядочный, прежде всего.  И для меня определяющим в роли   было то, что он был тем человеком, который честно, - повторяю, – честно, - смотрел на свои желания, мечты, цели  и просто добивался их. Не пытался перешагивать через головы, а просто честно шёл к своей цели.





Вопрос – Это твой чисто теоретический вывод или ты что-то читал о нём дополнительно, встречался с кем-то из его знакомых?
Ярослав Жалнин – Не только дополнительно – я столько прочитал про него…
Кроме этого я встречался с космонавтами –  Леоновым, Волыновым, Горбатко.





Вопрос.  Но они ведь очень закрытые люди…
Ярослав Жалнин Они мне и не говорили много –  они очень много работали с режиссёром и продюсером по сценарию. Какие-то истории, конечно, они мне рассказывали,  когда мы снимали. А в дальнейшем мы просто виделись и они какие-то, нюансы рассказывали, которые, - по сути, -  мне не очень помогали, но всё равно наталкивали меня на какие-то мысли. Мне  давали возможность импровизировать и не держали в жёстких рамках.
Ещё хорошим событием, я считаю, было то, что ни до съёмок, ни во время их, - я не встречался с семьёй. Потому что если бы я увиделся до съёмок  с Еленой Юрьевной, например, - мне кажется что началась бы немного другая история, -  я старался бы им угодить неосознанно. Вот этого я не хотел совсем.



Вопрос. А можно мне  маленькую провокацию себе позволить?
Ярослав Жалнин:  Попробуй.





Вопрос. Хочется ли тебе сыграть законченного  негодяя? Говорят это очень трудно. И ещё говорят, что положительного героя сыграть легче всего, - вот поэтому все хотят сыграть, к примеру,  Ромео или Гамлета.
Ярослав Жалнин – Ну, -  Ромео я как раз уже сыграл (смеётся).




Вопрос. Нет – я серьёзно. Ты мечтал о чём-то таком – интересном для тебя лично?
Ярослав Жалнин – Мне интересны стали после Гагарина биографические роли и  персонажи исторические – т.е. те персонажи, которые как-то действительно сильно изменили  мир. Но,  если честно, - у меня с института ещё зародилась такая мысль,  – мне интересно было бы сыграть юного Гитлера, как бы не казалось это странным…




Вопрос. Ну ты даёшь… Сначала Ромео, потом Гитлер – наверное здорово ударился на съёмках?…
Ярослав Жалнин. (смеётся) Да – при приземлении…
Нет, если серьёзно - мне просто это профессионально интересно.  Интересен переход от человека к монстру. Интересно – смогу ли я это сыграть.
И, кстати, -  я сыграл уже отморозка у Звягинцева в «Елене».




Вопрос.  Как ты к Звягинцеву попал? Я знаю, что он  очень долго «мурыжит» актёров и на кастинге и на съёмках – делает чуть ли не по сто дублей.
Ярослав Жалнин.  – Андрей Петрович пробовал меня на разные роли. Были пробы,  много было народу там, - поток серьёзный был.  И, кстати,  - на главную роль он меня пробовал тоже, но мы не сошлись с ним.





Вопрос.  - На роль сына Елены?
Ярослав Жалнин - Да.





Вопрос. Но ты слишком правильный. Там ведь отморозок конченный.
Ярослав Жалнин. Андрей Петрович меня пробовал и на эпизодическую, маленькую рольку.  И взял.   Снимали долго. Эпизодик маленький – 4 минутки. Работали 4 дня. Три дня репетировали, а на четвёртый  снимали  (эпизод драки – авт.) в районе «Пражской» за МКАДом…



Вопрос. Хорошо,  – с творчеством разобрались. А как у тебя с личной жизнью? Счастлив?
Ярослав Жалнин. Да, я женат. Счастлив. Очень.




Вопрос. А что сейчас? Над чем сейчас будешь работать?
Ярослав Жалнин   – Я недавно вернулся с Чукотки со съёмок. Это драма.  Фильм будет называться «Трагедия в бухте Роджерса» Это кино про 1935 год, про советскую полярную станцию. У меня там главная роль –  Коли Жердева.
Мой герой  отправляется с инспекцией на советскую полярную станцию, - остров Врангеля. И находит там жуткий «муравейник», где людей убивают. Начинает самостоятельное расследование этих происшествий и погибает.




Вопрос. Это первая драма у тебя?
Ярослав Жалнин.  Да нет, - в этом смысле опыт имеется.  У меня есть уже фильмы - психологические драмы –  «В Париж», например.  Мне нравится этот жанр.




Вопрос. Твой любимый писатель, поэт?
Ярослав Жалнин – На поступлении в школу-студию МХАТ я Зощенко читал, - прозу, и Чехова – ранние рассказы. Сейчас - любимый писатель Булгаков. Наверное,  потому, что  работаю в театре Булгакова. Я очень много и его и о нём читаю. А в детстве мне нравился Макаренко, -  «Педагогическая поэма».




Вопрос – Это у тебя от мамы?
Ярослав Жалнин – Может быть. А из поэтов – ближе всего – Шекспир, наверное. Мы в стихах его играли в театре. Наверное,  – поэтому.  В переводах Пастернака играли. И, - кстати, - Пастернак тоже.   «Реквием» его мне очень симпатичен.




Каждый человек, - это планета в огромной Вселенной (это я так "ассоциативлю" из-за своей дружбы с космонавтами –авт.). И только от Вас зависит – «стартанёте»  Вы в эту Вселенную со своей планеты или «зависнете» в ней навсегда.
Удачного тебе  полёта, Ярослав!!! У тебя всё получится - я уверен!






ПОСЛЕСЛОВИЕ




Быть космонавтами в СССР мечтали все мальчишки и девчонки и, - судя по анекдотам, – даже те, - скажем там, - кому и мечтать было нечем….

Если серьёзно, то недавний опрос ВЦИОМа (а это солидная организация – её даже ВВС и «Financial Times» цитируют – авт.) показал, что "главным кумиром россиян в ХХ столетии стал Юрий Гагарин". Если учесть, что официальная биография Юрия Алексеевича – давно признанный совковый партийный полумиф, и всей правды о нём и его гибели мы не знаем до сих пор,-  то такие результаты опросов (вкупе с анекдотами - авт,) свидетельствуют прежде всего о том, что космос и космонавты (а в нашей стране эти два понятия давно уже «забиты» пропагандистами в «подкорку народную» - авт.) и являются архетипами, как минимум… 
 

Есть, правда, и другие опросы. Так в 2012 году, накануне 50-летия полёта Гагарина в космос, у московских школьников поинтересовались их знанием истории отечественной космонавтики. Результаты ошеломили даже «видавших виды» социологов...   Королёв – муж Наташи Королёвой, Звёздный городок – поселение американцев на Луне и т.д. Скромные попытки «загрузить мозговые файлы» молодёжи мультиками и мюзиклами про Белку и Стрелку вопроса об исторической памяти не решают.  Жаль только, что "космический" ассоциативный ряд молодых россиян  (зависящий помимо Ай-Кью и количества немотивированной любви, источаемой индивидуумом в пространство) в последнее время заменяется Интернетом и прочими гаджетными "эмоциеуловителями".


По-моему, - и мифы,   и антимифы на тему нашей истории одинаково вредны.  Они  как искусственный зефир – расплавляют, – но только не печень, а мозг. Именно ту его часть,  которая отвечает за мотивацию. Мотивацию читать, интересоваться историей своей страны – великой,  кстати,  страны. Страны, - первой отправившей человека в космос.




Удивительно, но факт – первый полноценный полнометражный фильм о Гагарине появился в нашей стране только к 50-летию его полёта. Появился с большим трудом. Ни руководство Роскосмоса, ни ЦПК (Центр подготовки космонавтов), ни начальство Байконура на стадии сценарно-подготовительной  (в 2010 году – авт.)  к этому фильму не проявили никакого внимания… – Ну, а если совсем откровенно – просто  послали подальше авторов этого фильма.  Справедливости ради необходимо сказать, что это было прежнее руководство этих организаций, ныне канувшее в Лету….
 


Не любят в России успешных, не любят талантливых, но почему у нас не любят патриотов?   Как-то вдруг выткалось за последнее время в сознании среднестатистического обывателя-маргинала, что армия – хуже тюрьмы, любить Родину – "не айс", а уж предыстория и история отечественного  космоса - полный отстой, - потому что потому – без объяснения…


Нет будущего у страны, в которой понятие патриотизм делают ругательным. Я в этом уверен абсолютно.

Тема  космоса - это тема, если хотите, национального единства россиян. Моё мнение - никому не навязываю.



Гагарин  воздействует на уровне архетипов культурно-национально-исторических. Наверное,  поэтому всё, что связано с ним, и цепляет всех, но по-разному.

Мы не превращаемся в манкуртов - нас в них пытаются превратить и очень активно. Моё поколение уже не переделать, а вот молодые покупаются. На вопрос кому это нужно я себе ответил очень просто - тем, кому наша история  как кость поперёк горла встала. "Их тьмы, и тьмы, и тьмы". Есть ли надежда?


Не хочется заниматься поиском виновных в этом,  - этого только ленивый не делал. Главное для меня это нарастающая потеря нашей исконности, ментальности, замена её общефастфудовской жвачкой - это я о духовности. К сожалению, "дьявольское наступление" на нас не закончилось – я, как и бывший военный, и просто гражданин России, - это чувствую.

К сожалению,  мы живём во время, и в стране, - в основном, - имитаторов. Поясню,  - можно купить (даже будучи депутатом)  докторскую диссертацию и гордо именоваться учёным, можно написать на визитке - режиссёр, окончив кулинарный техникум, можно основать  «креативно-прогрессивное» СМИ имея "в загашнике" ПТУ. Да чего тут далеко ходить, - чиркнул пару строк зарифмованного или нерифмованного откровенного бреда на "Прозе.ру", заплатил 500 рублей за страницу в сборнике и ты уже весь из себя "современный российский писатель"... 
А ведь хочется нормальных книг, кино, газет. Очень хочется.
 


Некоторые люди могут самостоятельно «отключать» у себя сенсоры Высшей Нервной Деятельности; – совесть, сострадание, ответственность, уважение, патриотизм, любовь к ближнему   и проч.   Это очень удобно – живут они себе только сегодняшним днём, по принципу - «Никто никому, ничего не должен», в основном в «заИнетье» и в ус не дуют - без каких-либо обязательств и никого, кроме себя, не любя…

Только ведь это не жизнь, а сенсорная депривация….

Небольшая ремарка - сенсорная депривация очень часто - причина изменённого состояния сознания - а это и трусость и банальное предательство и ещё много-много чего. В том числе и инфантилизма. Но это моё личное и очень предвзятое мнение.



Только ленивый не писал о том, что Россия (читай СССР – Авт.) – страна с непредсказуемым прошлым. И если у историков ещё есть возможность «прикоснуться к источнику» – историческим документам того времени, то люди искусства этой возможности часто либо лишены, либо игнорируют её в поисках одной им лишь ведомой «художественной» парадигмы.

Кинофильм (конечный продукт творчества режиссёра и команды) мы смотрим в киноТЕАТРЕ. Театр - вот основа их творчества.

С учетом того, что в искусство приходит поколение,  выросшее уже после распада СССР,  наметились две взаимоисключающие особенности. С одной стороны, - мы видим произведения о советских людях,  которые все поголовно жили в ГУЛАГах (фильм «Край», к примеру), а с другой стороны, - на экранах и сценах - сытая довольная жизнь людей,  всех поголовно живших на ВДНХ (фильм «Шпион», к примеру), сделанных визуально по принципу, -  «Лузер красит нежным  цветом стены древнего Кремля»….

Очевидно, что истина где-то между этими полярными изысками нынешней киноарт-молодёжи.

Кино, по моему разумению - это способность режиссёра, сыграв на визуальных, ассоциативных, аудио и музыкальных полутонах, вызвать у зрителя эмоции. Блокбастеры у меня эмоций не вызывают. Очевидно,  вызывание эмоций очень зависит и от засоренности/незасоренности сенсоров смотрящего - грубо говоря от его первичного состояния.

Я чётко уверен в том, что режиссёр тем и отличается от представительниц одной древней профессии, что он не обязан нравиться всем. Мне то, что перенёс на экран Павел Пархоменко - режиссёр фильма «Гагарин. Первый в космосе» понятно. Не всё близко, но многое. Автор произведения (в случае кино это тоже работает) имеет право на самовыражение и личный взгляд. Это моё твёрдое убеждение.



Р.S. После этого интервью, которое нещадно "отредактировали" в журнале "Эхо планеты" минуло почти 2 года. За это время Ярослав Жалнин снялся в нескольких фильмах и успешно попробовал себя в качестве продюсера и автора сценария в фильме "Триста". Кроме этого он, - вместе с актёрами булгаковского театра, где он служит, начал огромнейший театрально-благотворительный проект по созданию спектаклей для слабовидящих детей. В качестве режиссёра осуществил в рамках этого проекта постановку спектакля "Чучело". Актёры занятые в спектаклях проекта для слабовидящих детей денег за свою работу не получают - все гастрольные поездки осуществляются за спонсорские деньги и таких поездок по стране набралось уже немало. ..
За фото отдельное и большое спасибо Сергею Тищенко


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.