Полевые невидимки продолжение

                Полевые невидимки (продолжение).

               Ближе к середине июля я по цепочке собрал мальчишек нашего околотка  и попросил помочь найти гнездо перепела. Все с энтузиазмом откликнулись на мою просьбу. Набралось восемь помощников в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Договорились собраться на завтра к десяти часам, когда солнце высушит росу.
          Утром собралось не восемь, а девятнадцать мальчишек. Это прибавились друзья вчерашних, с соседних улиц. Да ещё четыре девочки. Все хотели принять участие в этом незнакомом, но интересном мероприятии. Мы направились к полю. Озимые подросли и были почти по колено, но рядки посевов ещё хорошо просматривались,  Я провёл «инструктаж», который заключался в следующем: идти будем цепью вдоль поля, а значит и вдоль рядков пшеницы, не наступая на неё, до пересечения с дорогой; интервал – два метра; внимательно смотреть под ноги; если взлетит птица, не гнаться за ней, а аккуратно осмотреть место взлёта; собираемся на дороге, выстраиваемся от крайнего и прочёсываем поле в обратном направлении.
             Всё, расставились, пошли. Уже через сотню метров заметил, что над ближнемко мне крылом цепи, закружились с тревожными криками два жаворонка. – Ой, здесь на земле маленькие птенчики – крикнула одна из девочек.  Несмотря на инструкции, ближайшие ребята бросились к ней. Пришлось криками их останавливать  и объяснять, что собираться вокруг птенцов и тем более брать их в руки нельзя, иначе родители могут их бросить. Сам подошёл посмотреть. Гнездо располагалось в метре от проплешины, служившей жаворонкам ориентиром. Ямка, без какого либо прикрытия, выстланная листьями злаков с примесью длинной шерсти, в которой сидели три почти голеньких желторотика. Скорее всего, это была вторая кладка (первая состоит из 5-6 яиц). Как только мы удалились от гнезда на десяток метров, одна из птиц опустилась на проплешину, а вторая продолжала порхать в  воздухе недалеко от нас.
             Дальше до дороги дошли без происшествий, развернулись и прочесали поле до линии старта. Здесь девочки засобирались домой, к ним присоединилось несколько мальчиков, потерявших интерес к нашей затее. Нас осталось лишь дюжина. Пошли на второй заход  Мы проходили мимо колка, из которого в июне я наблюдал за схваткой перепелов. Я попросил ребят самостоятельно дойти до дороги, перестроиться и пройти обратно так,  чтобы обойти колок с другой стороны. Я же в одиночку пока обследую колок. Так и поступили. Медленно и внимательно, короткими зигзагами осмотрел почти есь колок, но ничего не обнаружил. Осталось проверить ивовые кусты. И вот между корнями ивы замечаю небольшое, явно не перепелиное, гнёздышко с четырьмя яичками. По основному тёмно-охристому фону скорлупы яиц разбросаны буроватые пятнышки и завитки. По наличию завитков предполагаю, что это гнездо овсянки. Но какой? У нас их гнездится шесть видов! И все овсянки гнездятся дважды в год: первая кладка бывает во второй половине мая, а вторая – в конце июня--начале июля. В это время над головой послышались звуки, напоминающие недовольное чирикание. Птица заметно отличается по раскраске от других видов овсянок. Это самец овсянки- дубровника. Выбираюсь из кустов и во время: ребята уже на подходе и я присоединяюсь к ним.
              Мы отошли от колка не далее тридцати метров, как из-под ног одного из ребят вылетела серо-буро-рыжеватая птица, тут же упала и, подпрыгивая и кувыркаясь через крыло, бросилась от нас. Кто-то крикнул – Подранок! – и все бросились её догонять. Я окрикнул ребят, но остановились не все: трое продолжали бежать. Они почти настигли птицу, как та вдруг взлетела, сделала полукруг и опустилась в пшеницу по другую сторону колка. Ребята, одураченные, шли обратно… Гнездо нашли быстро. Оно представляло собой ямку под прикрытием большого комка земли, выложенную внутри листьями и стебельками трав с примесью небольшого количества шерсти и выстланную мелкими пёрышками самой же перепелки. В гнезде было четырнадцать  желтоватых яиц, покрытых светло и тёмно-бурыми пятнами и точками. (Описаны случаи находок , с кладками до двадцати яиц). Яйца были очень тёплыми, значит, перепёлка давно насиживает. Я быстро сделал замеры гнезда и яиц, поставил недалеко колышек-вешку и мы отправились домой. Ребята шли молча, а потом один вдруг спросил: -- А скажите, дядя Вадим, почему перепел не прилетел на помощь перепёлке? У меня отец охотник, так он рассказывал, что петушок первый начинает отводить человека или зверя от гнезда или от птенцов. – Ты, наверное, перепутал перепелов с куропатками – ответил я. – И правда, -- почесал он в затылке – Отец ещё говорил «куропач, куропач», а что они разве не одинаково птенцов защищают? – Видите ли, ребята – начал объяснять я – Куропатки живут дружно всей семьёй до поздней осени, пока они не начинают объединяться с другими выводками в большие стаи. Самец-куропач всегда находится поблизости от выводка и при опасности первый отводит от него, притворяясь больным или раненым, а самка в это время прячет птенцов. У перепелов всё обстоит ре так. Как только перепёлка садится на гнездо выводить птенцов, самец покидает её и больше не заботится о потомстве. Вот так вот! Поняли? – весело закончил я.
             -- Поняли, чё тут непонятного! – пробурчал один из мальчишек, опустив голову – И у людей такое бывает.  Все как-то виновато замолчали.

                В.Светашов.


Рецензии
Кто сказал, что и у людей такое бывает, создал впечатление - не о своей ли семье говорил. Наверно, этим детям перепёлка дала урок, что сами не будут так поступать.

Евгения Сулаева   04.04.2024 08:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Женя!

Вадим Светашов   04.04.2024 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.