Тени прошлого книга вторая, 42

РСФСР. Москва.
1919 год

     Троцкий после смерти Свердлова оказался в крайне невыгодном для себя  положении. У него не было за спиной такой мощной вооруженной организации, какая была у Свердлова, и он по достоинству оценил труд соратника, сумевшего в годы первой русской смуты создать и организовать на Урале свои собственные боевые силы в виде БОНВ, которые будут играть важную роль в организации убийства Царской Семьи, и руководителей которых Свердлов расставит впоследствии на всех ключевых постах в государстве.

     Троцкий, однако, знал из партийных документов всех участников расстрела Романовых и решил начать привлечение их в свои ряды с Александра Белобородова, бывшего председателя Уралсовета.  Александр Григорьевич Белобородов, 1891 года рождения, русский, из рабочих. Получил начальное образование, работал электриком на заводе. Впервые был арестован в 1908-м году за выпуск прокламаций с призывом к свержению царя и за сопротивление полиции. Но поскольку он был несовершеннолетним, его отправили в исправительный приют для малолетних преступников. После четырех лет пребывания в приюте в 1912 году Белобородов был освобожден, перешел на нелегальное положение, после нескольких нападений на полицейских был объявлен в розыск, и в мае 1914 года был вновь арестован и сослан в Тюмень.

     В 1917 году Белобородов был освобожден из ссылки начавшейся революцией, и  вскоре стал членом Уральского областного комитета партии большевиков, а затем – членом Уральского ВРК. С января 1918-го – председатель исполкома Уральского областного Совета. Организатор подавления Ижевского и Воткинского восстаний рабочих  против большевиков, активный сторонник Красного террора.

     12 июля 1918 года именно Александр Белобородов подписал решение Уральского областного Совета о расстреле Николая Романова и его семьи. Это решение мотивировалось угрозой захвата  Царской семьи белыми и использования ее в «контрреволюционных целях».  Белобородов, верный заветам Свердлова, пошел дальше полученных из Кремля указаний, расширив это решение: он приказал казнить и всю прислугу Царской семьи.

     После занятия Екатеринбурга белыми, Уралсовет был переведен в Пермь, далее – в Вятку, где Белобородов до середины 1919 года был председателем Вятского губернского ревкома, затем – Исполкома губернского Совета. В том же 1919 году зачислен на службу в органы ВЧК.

     Троцкий провел беседу с Белобородовым и понял, что из молодого человека можно лепить все, что угодно, чем с успехом и пользовался Свердлов. Сразу же после похорон Свердлова Троцкий стал усиленно продвигать Белобородова вверх по номенклатурной лестнице.

     18 - 23 марта 1919 года в Москве состоялся VIII съезд РКП (б), который открыл Ленин. Вождь посвятил свое первое слово памяти Якова Михайловича Свердлова. Объявил причины раннего ухода из жизни соратника по партии.  По его словам Свердлов заболел "испанкой", когда возвращался в Москву из Харькова. Его выступление посеяло массу сомнений и домыслов в партийной среде: ведь получалось (по Ленину),  что лечили Свердлова не в Кремлевской клинике, а на дому. Накануне смерти Свердлова навещали партийные товарищи, и это не было возбранено, хотя, как известно, "испанка" - заразное заболевание. Настолько заразное, что выкосило народа больше, чем  Мировая война…

     Тело Свердлова еще не остыло в земле, а на проходящем с 18-го марта на съезде большевиков уже звучали такие слова:

     - По волостям и уездам сидит масса партработников, ненавистных населению… (депутат Волин – он же Иосиф Фрадкин);

     - Классовая борьба в деревне в виде создания Комитетов бедноты привела ко всякого рода злоупотреблениям и восстаниям… (депутат Василий Кураев);

     - У нас усиленным образом развивается покровительство близким людям, протекционизм, а параллельно – злоупотребления, взяточничество. Партийными работниками чинятся явные безобразия… Надо поставить вопрос прямо. У нас было не коллегиальное, а единоличное решение вопросов. Оргработа в ЦК сводилась к деятельности одного товарища - Свердлова. На одном человеке держались все нити. Это было положение ненормальное. То же самое надо сказать и о политической работе ЦК. Центральный комитет, как коллегия фактически не существовал… (депутат Осинский – он же - Валериан Оболенский.
 
     Выступление Владимира Ильича Ленина оборвало поток злословия в адрес покойного.

     - В эту эпоху, в самом начале XX века, - говорил вождь, - перед нами был товарищ Свердлов, как наиболее отчеканенный тип профессионального революционера, -  человека, целиком порвавшего с семьей, со всеми удобствами и привычками старого буржуазного общества, человека, который целиком и беззаветно отдался революции и в долгие годы, даже десятилетия, переходя из тюрьмы в ссылку и из ссылки в тюрьму, выковавшего в себе те свойства, которые закаляли революционеров на долгие и долгие годы.

      Далее, в ответ на упреки Осинского (Оболенского) из уст Ленина прозвучало: «Та работа, которую Свердлов делал один - в области организации, выбора людей, назначения их на ответственные посты, - эта работа будет нам под силу лишь в том случае, если на каждую из отраслей, которыми он единолично ведал, выделить целые группы людей».

     - История давно уже показывала,- продолжил Владимир Ильич, - что великие революции в ходе своей борьбы выдвигают великих людей и развертывают такие таланты, которые раньше казались невозможными. Никто не поверил бы, что из школы нелегального кружка и подпольной работы, из школы маленькой гонимой партии и Туруханской тюрьмы мог выйти такой организатор, который завоевал себе абсолютно непререкаемый авторитет, организатор всей Советской власти в России и единственный, по своим знаниям, организатор работы партии, которая создавала эти Советы и практически осуществляла Советскую власть, совершающую теперь свое тяжелое, мучительное, кровью залитое, но победоносное шествие ко всем народам, по странам всего мира.

     Но затем Ленин высказался в совершенно ином ключе. На первый взгляд это был панегирик, но Троцкий слишком хорошо знал и понимал Ленина: тот фактически обвинил Свердлова в узурпации власти...

     - Обладая громадной, невероятной памятью,- Ленин на сей раз говорил медленно, тщательно взвешивая каждое свое слово, - Свердлов в ней держал большую часть своего отчета, и личное знакомство с организационной работой на местах давало ему возможность сделать этот отчет. Я не в состоянии даже на сотую долю заменить его, потому что в этой работе мы были вынуждены всецело полагаться и имели полное основание полагаться на товарища Свердлова, который сплошь и рядом единолично выносил решения.

     И тут же его поддержала еще более откровенными обвинениями делегат Мария Костеловская:

     - Этот метод работы Свердлова доказал, что таким образом мы не только не вносим классового расслоения, гражданской войны в деревню, а наоборот, восстанавливаем против себя все слои крестьянства — крупного, среднего и мелкого, забиваем клин между городом и деревней, то есть не в том месте, где это требуется...
 
     Итак, критические выступления на съезде прозвучали, и семена упали на благоприятную почву, и Троцкий, суммирую критические выступления в адрес Свердлова и, значит, партии,  предложил влить в состав руководящих органов РКП(б)  и правительства свежую струю – товарищей из партийной глубинки. Так в марте девятнадцатого Александр Белобородов стал член ЦК партии большевиков и членом Оргбюро ЦК. И немедленно был выдвинут Троцким на опустевший пост Председателя ВЦИК, но этому неожиданно воспротивилось большинство в Политбюро, опасавшееся  чрезмерного усиления позиций Троцкого, и  на этот пост был избран Михаил Иванович Калинин. В качестве «компенсации» Троцкий назначил Белобородова заместителем начальника политуправления Реввоенсовета РСФСР  и направил его в качестве Уполномоченного Совета Труда и Обороны РСФСР на подавление восстания на Северном Кавказе.

     На Северном Кавказе Александр Григорьевич задержался на два года: население этого региона не желало подчиняться Советской власти, и «работы» у Белобородова хватало. Член Кавказского Бюро ЦК, Кубанского Ревкома, а затем – заместитель председателя реввоенсовета «Кавказской трудовой армии»: в этом качестве он отвечал за «устранение» тех, кто не желал «ударно трудиться».  Призывал к поголовному физическому истреблению «контрреволюционеров», возмущаясь «недопустимой мягкостью» приговоров, выносимых ревтрибуналами. «Необходимо организовать чрезвычайки… Основное правило при расправе с контрреволюционерами: захваченных не судят, а с ними производят массовую расправу. Я на этом настаиваю самым решительным образом»,- писал Белобородов, в одном из писем к своему единомышленнику в этом вопросе, уральцу Николаю Крестинскому.

     В качестве награды за достигнутые «успехи» в уничтожении «контрреволюционеров» на Северном Кавказе, в ноябре 1921-го года  Троцкий выдвинул Белобородова  на пост заместителя наркома внутренних дел РСФСР. Однако  в 1923 году его пришлось с этого поста убрать: жаждущий крови, он настаивал на  массовых расстрелах даже тогда, когда, в связи с началом НЭПа в этом отпала необходимость с точки зрения самого Дзержинского. И Белобородову нашли другое применение: председатель комиссии по улучшению жизни детей. «Жизнью детей», однако, он заниматься не стал, целиком погрузившись во внутрипартийную борьбу, в которой активно поддерживал Троцкого.

     В ноябре 1927 года  Белобородов был исключен из партии, уволен из органов ГПУ, и выслан в Архангельск. Как было принято тогда средь коммунистов, уже в 1930 году Белобородов покаялся, был восстановлен в партии, но никаких ответственных постов больше не получил. Был уполномоченным наркомата внутренней торговли СССР в Ростве-на-Дону… Это его обидело, и Александр Григорьевич вновь  возобновил контакты с троцкистами, перешедшими теперь в глубокое подполье, а также – с группой Зиновьева-Каменева. Завел контакты и с Авелем Енукидзе, с которым был связан по работе в середине 30-х годов. Все это предопределило его судьбу, тем более, что Зиновьев и Каменев дали на него показания в ходе Московского процесса 1936 года. 15 августа 1936 того же года Белобородов был арестован и отправлен  в Лубянскую тюрьму. Расстрелян 10 февраля 1938 года по обвинению в троцкизме и соучастии в заговоре Зиновьева-Каменева. Свою вину признал полностью.

     В 1938 году была расстреляна также жена Белобородова, Фаина Яблонская - как «давнишняя польская шпионка»…

Продолжение следует -


Рецензии
Воистину, жернова революций всех времен не знают отдыха... Прошлое никого ничему не учит.

Спасибо, Игорь!

Светлана Лескова   02.07.2014 22:47     Заявить о нарушении