Любовь-легенда. Часть четвёртая

 
                (роман-эссе)
           Часть четвёртая 
                « СЛАВА и ЕВА»
Начиная  с 1903 года различные письма и уведомления о присуждении тех или иных наград «бомбят» почтовые ящики супругов Кюри.  На одно из них они обращают самое серьёзное внимание – это сообщение из Стокгольма о присуждении им совместно с учёным Анри Беккерелем Нобелевской премии за открытия в области радиоактивности.
Не едут из-за затруднений по работе и состояния здоровья, но счастливы. Это первый день настоящей славы, о чём Мари с восторгом и достойной гордостью пишет брату в Варшаву.
Но слАва – штука не простая, она двулика и здОрово мешает  жизни  и работе. Особенно тяжело переживает шумиху славы Пьер. В этот период на него, как дождь золотой сыплются всякие награды и медали, но он чаще всего от получения отказывается, ибо эти награды не дают ему ни кафедры, ни лаборатории.
И, в конце концов, действуя каждый своими методами и способами, оба супруга удаляются от шума славы.  И в этом они оказались похожими.

А между тем здоровье Пьера сильно ухудшилось. Ни далёкие велосипедные прогулки, ни поездки по приглашениям в другие страны  уже стали
 невыполнимыми. (Пьер: «Как быстро уходит время!»).

На долю Мари  выпадает нелёгкий жребий: много тяжёлой работы, что переходит границы даже её выносливости. Иногда она горестно думает: молодость, учёба – холодная мансарда и голод; пришла любовь, но и она оказалась связанной с тяжёлой работой, потому что соединилась со столь же сильной страстью к науке. Но она ни о чем не жалеет, и не готова расстаться ни с Пьером, ни с наукой, которых одинаково безмерно крепко любит.

1904 год был одним из самых тяжёлых для семьи: болезнь Пьера усугубляется второй,  очень тяжело проходящей беременностью Мари. От уроков в Севрской школе пришлось на время отказаться, в лаборатории работает через силу, настроение  депрессивное, кроме здоровья мужа, её ничего не интересует. К концу беременности Мари впадает в полную прострацию.
 Помочь, приободрить приезжает из Польши сестра  Броня.        Она потрясена видом поверженной Мари.
       Мари – Броне: «Зачем вводить мне в мир новое человеческое существо?
       Жизнь тяжка, бесплодна. Зачем наказывать невинных?»

Роды проходили трудно и долго. Наконец 6 декабря 1904 года родилась Ева, будущий автор книги, вышедшей во Франции в 1937 году и выдержавшей более ста изданий, помимо чего книга переведена на двадцать пять языков мира, где тоже выходит многими тиражами. На русском языке издавалась дважды (1967-1968 гг.), а в 1953 году издательство  «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ выпустила сокращённый вариант книги.

Послеродовой отдых, здоровый, жизнерадостный ребёнок, улучшающееся здоровье Пьера возвращают нам прежнюю бодрую, работоспособную Мари.

На какой-то очень недолгий период потекла относительно спокойная жизнь: съездили в Стокгольм, где Пьер сделал  обязательный нобелевский доклад, некоторые вечера чудно проводят по-семейному дома, посещают выставки, вернисажи, театры, концерты. Обретают мебель, устраивают новогодние ёлки для детей, принимают гостей, среди которых знаменитая танцовщица Лон Фуллер, в дружбе с которой Кюри познакомились и подружились со знаменитым скульптором Огюстом Роденом и, конечно же, гости-учёные, коллеги.

Наконец в 1905 году Пьер избирается  в Академию, получает кафедру физики с рядом помощников-коллег, одним из которых (адьюнктом) становится Мари – первая женщина (доктор наук), законно допускаемая в лабораторию Пьера из двух небольших комнат.

«Прощай сарай! Пьер и Мари переносят свою аппаратуру, ещё пребывавшую в старом бараке. Он так им дорог, напоминает о стольких днях труда и счастья, что они, гуляя под руку, ещё неоднократно зайдут туда, чтобы вновь повидать его сырые стены и гнилые доски.

Каждый шаг в их работе, всякое разочарование и каждая победа только всё теснее связывают друг с другом мужа и жену.
Между этими равными, взаимно восхищёнными людьми царит непринуждённое товарищество в работе, что, может быть, является наиболее тонким выражением глубины их любви».
Их любовная лодка не разбилась о быт, они чинили её вместе, любя. Они редко ссорятся, быстро приходят к компромиссам.

«Позже Мари напишет о Пьере: Всё сложилось так и даже лучше, чем я мечтала в начале  нашего союза.
 Во мне всё время нарастало восхищение его исключительными достоинствами, такими редкими, такими возвышенными, что он казался мне существом единственным в своём роде, чуждым всякой суетности, всякой мелочности, которые находишь и в  себе, и в других и осуждаешь снисходительно, а всё же стремишься к более совершенному идеалу».

(Признайтесь женщины всего мира: многие ли из вас имеют веские основания написать подобные строки при сходной, нелегкой  жизни!?)

Пасхальные дни 1906 года. Семья Кюри отдыхает за городом, любуясь  играми и грациозностью дочек. Супруги ищут озерко, около которого когда-то, в первые дни знакомства, гуляли, любуясь кувшинками. Умиротворённый тишиной упоительного весеннего дня, лаская шёлк волос Мари, Пьер скажет ей:
 «С тобой, Мари, жизнь хороша».

И это последняя ласка из уст любимого. Завтра он погибнет при дорожной аварии, которую я описывать не в силах, да и заявленная тема практически  исчерпана.
 
Мне очень близок и симпатичен Пьер. Он из тех высокообразованных и талантливых людей, которые, умея продвигать науку вперёд, совершенно не умели постоять за себя, а настоящих защитников не находилось. Это должно было сделать государство, но, увы…

  Прости нас Пьер и Прощай.

 На 28 лет пережила Мари своего супруга. Продолжая его любить, она   работала  во имя этой любви,  детей, мира.
                (Продолжение следует)


Рецензии
И правильно сделали, Нелли Ивановна, что не написали о гибели Пьера.
Ужасная, нелепая случайность вырвала из жизни великого человека и великого учёного.

Владимир Эйснер   13.07.2014 08:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.