84. Корона карнавала. Фатэмы

                83. Фатэмы

Такие феномены встречаются в творчестве почти каждого поэта,  но для них, опять-таки, нет специального термина в языке, предлагаю именовать их фатэмами (от латинского Fatum  – рок). Фатэмой может быть не только стихотворная строка, но и проза, картина, скульптура, театральная роль или музыкальный опус.

Из уже встречавшихся в тексте:

Фатэма – смерть Веневитинова, точно описанная им самим, за три года до события в стихотворении «Перстень».

Фатэма – смерть Веры Холодной, предсказанная Вертинским в ариетке «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Фатэма – смерть императрицы Елизаветы Петровны, заранее провозглашенная на питерских стогнах Ксенией Петербургской.

Вертинский в то лето попал в зависимость от кокаина: «Анестезия. Полное омертвение всех чувств. Психическое крушение». В Москве в ту пору умерла от передозировки его родная сестра, талантливая актриса Надя Вертинская. У Пьеро начались немотивированная агрессия, бред, галюцинации (он «наяву» видел Пушкина, разговаривал с ним). Лечение гипнозом и медикаментами не дало результатов.

Не было спасения. Смерть артисту. Он уже мог не штукатуриться свинцовыми белилами, не наводить слезинки черной тушью – у него и без грима был вид вампира. И только работа медбратом в санитарных поездах, доставлявших раненых с передовой …

Вертинский оказал первую медицинскую помощь нескольким тысячам истекавших кровью солдат и офицеров. Работал сутками, падал от усталости и засыпал мертвым сном без сновидений.

Только это смогло отвадить его от «белого порошка в круглых стеклянных баночках».

Вертинский  загадал – сколько раненых перевяжет, столько успешных концертов у него в жизни еще будет.

И каждый раз за свою долгую карьеру, выходя на сцену в разных городах планеты, вспоминал об этом. И внутренне дрожал – "а вдруг лимит уже исчерпан?"

Комментарий фэнсионера: безымянные раненые госпиталя на Троицкой,  солдаты истории – спасая их, Пьеро спас себя.


Рецензии