О тебе радуется

Лет сорок назад, когда в Верхососне только нарождался общественный совет по восстановлению Ильинского храма, видел я у православной активистки ( так женщины сами себя называли)тётушки Насти несколько замечатальных икон. До революции в селе было четыре церкви, и все их потом закрыли-порушили. А иконы люди разобрали по домам. И мама тётушки Насти спасла их около дюжины. Был у неё превосходный складень холуйского письма, с изображением русской Троицы - Иисуса Христа, Божьей матери и Николы Угодника. Большой складень, почти в рост человека. И удивительная икона Пречистой Девы, именуемая "О тебе радуется". Эта письма северного, новгородского. Видать - переселенцы триста лет назад занесли её на Белгородскую засечную черту. И принадлежала она Троицкому собору, где почиталась наравне с чудотворными образами.
Я тогда тётушке Насте говорил, чтоб поосторожнее она с иконами. Тогда по деревням часто шныряли подозрительные искусствоведы, скупавшие старые доски. А она легкомысленно отмахивалась:
-Икону нельзя украсть. Она, матушка, сама спешит туда, где в неё нуждаются. Вот в безбожные годы поселилась в моем дому, и пробудет столько, сколько душа у ней будет ко мне лежать. А - даст Бог - храм восстановим - туда её, матушку, и попрошу перейти.
Потом я как-то отошел от дел общественного совета, а совет своего добился. Восстановили Ильинскую церковь, нынче там идут службы.
И вот я - через годы - опять в доме тётушки Насти. Совсем сгорбилась, сухонькая стала, как свечка. И в доме - всего одна иконка, да и та бумажная.
- В церковь отдала своих постояльцев, - говорит. - Одна только "О тебе радуется" и осталась.
И показывает на бумажный образок. Я не понял:
-Да где это? Настоящая была писана на дереве, и размером чуть не с окошко....
Она глянула с укоризной:
- Не надо так об иконе. Тебе расскажу, слушай.
И рассказала. Ильинская церковь полуразваленная стола, на одном месте триста лет. А когда добились восстановления, оказалось, что она перегораживает нитку новой асфальтовой дороги. Потому решили перенести её на другое место - на две сотни метров в сторону.
Мастеров нашли в Успенской лавре, под Славянском. Они раскатали старый сруб по бревнышкам, да и утвердили на новом фундаменте. Засияла церковь, зазвонила. Нынче она - самая старая в Белгородской митрополии, 1662 года постройки. Шатровая, ещё староверческих очертаний.
А как мастера засобирались домой,то попросили себе в дорогу старую доску. Тётушка Настя из благодарности передала им заветную икону. И вот сидит она передо мной по ту сторону круглого стола,теребит бахрому домотканой скатерти и говорит, словно сама Богородица:
-Я вот старая, а всё понимаю. Война сейчас под Славянском, А я спокойна. Потому что матушка заступница теперь там служит.А я молюсь за бедствующих ,и каждому хочется сказать , чтоб надеялись на икону. Планида у ей такая - О тебе радуется...


Рецензии
Владимир!
Вот не поймешь что это, то ли зарисовка, то ли рассказ, то ли что то.
Но она так по душе, что хочется благодарить Вас за эту работу, что этот рассказик, в смысле малости, хоть немного но это произведение, поможет такой великолепной красочной иконе продержаться на нашем свете всем на радость.
Благодарю!!!!
Есть у меня просьба!
Напишите про эту икону, когда и как и кем создана.
Есть ли дубликат ее в Интернете?!
Еще раз - спасибо за Ваш труд.

Виктор Авива Свинарев   02.07.2014 22:07     Заявить о нарушении
Это непонятно что по жанру я выставил на сайте "Голоса Белогорья". Там в переписке есть об Ильинском храме и об иконе. Заходите!

Я думаю - её написал знаменитый Симон Ушаков в бытность его изографом Верхососенской школы иконописи. Если будет время - гляньте, у меня здесь есть очерк "От корней Московского древа".

Владимир Калуцкий   02.07.2014 22:37   Заявить о нарушении