Это провокативность, господа!

    Я сижу у окна и жду извне события.
    И действительно - ко мне стучат, но не в дверь, а в… крышу. Понимающая улыбка! Меня не проведешь: когда я слышу, как кто-то вламывается в мою квартиру и в грубых керзачах разбрасывает попавшиеся под ноги предметы, я ничуть не пугаюсь и сохраняю олимпийское спокойствие. Уже проверено тысячью испугов, что это ни что иное как тройка уставших сорок, суетливо приземлившихся на моей жестяной крыше. Барабан стальной кровли усилил сорочье вторжение и, если у меня паче чаяния гости, сорочий шум заставит их пригнуться, втянуть головы в плечи, и только я, хозяин дома, ничего не замечу. Но ведь я задумаюсь! Увидев испуг друзей как следствие, я обязательно проанализирую причину. Да-да! Как я это делаю? Пожалуйста, приглашаю!
    Ох, господа, как провокативен этот мир! Ты, вроде выработал хороший стратегический план на жизнь, тебя устраивает твой тренд и вдруг, мгновение и… тебя нет. Вплоть до того, что тебя нет физически.
    Я люблю рассуждать и ставить себя в разные жизненные модели. Скажем, современный русский вполне может представить как его ведут на… расстрел. Я умоляю, пусть не совсем абсурдно прозвучит эта теза. Ведь все просто – это наша генная память, исписанные тома наследственной информации, и она – память – у русича представляет весьма подробный том бесконечного терпения.
    Современный русский, русский нулевых, не ведавший войн человек, случись с ним такая беда – ну пофантазируем… Вот он идет ведомый расстрельной командой по лесной тропе, свободной рукой он срывает траву полевицу, вставляет ее себе в стиснутый отчаянием рот, и – о чудо – освобождаются мышцы лица перед неизбежным вот-вот наступающим мгновением. И современный русский, освобожденной от напряжения головой мотнет в сторону, повернет взгляд в ближайший ольшаник, увидит, да, братцы, обязательно увидит что-то как первый раз в жизни. Скажем, увидит в овраге по свадебному убранный куст черемухи, и… ответив Отчизне через случайное деревце доброй русской улыбкой, он уверенно пойдет сам выбирать точку расставания с жизнью. Боже! Да у нас в черепной коробке кладовая таких образов. Но что это дернулось в окне?
    Видели ли вы такое явление, чтобы птица летела и оглядывалась? Ну, это только что случилось со мной: я открыл окно, а мимо пролетала ворона. На звук открытого окна она обернулась (!) и таким, далеко не аэродинамичным способом, летя метров двадцать, пристально смотрела на меня. А летела то не в моем направлении, вот и пришлось оглядываться. Потом, я так понимаю, она решила пообщаться со мной и три взмаха крыльев сопроводила карканьем. Я оставил окно открытым, через небольшое время она подлетела к окну и уселась на телевизионную антенну, торчащую рядом с моим окном, а я уже щелкал клавишами компьютера, но она эдак нагловато позвала меня своим  карканьем. Я выглянул в окно, а ворона, как будто этого и добивалась, тут же улетела. Вот что ей надо было? Я сложил руки на груди и как полководец встал перед открывшейся в окне панорамой. Не дождавшись события, я вновь вернулся к своим мыслям.
    Так вот: какой-нибудь нелепый провокативный эпизод с вашей машиной, вроде проткнутого колеса соседом по даче, и вы полны мстительных планов и вообще вы уже рядом с пограничным для закона поступком. Но, стоп! Во-первых, господа, у вас нет стопроцентной уверенности в фигуранте проступка, и вы просто можете, как говорил мой шеф – стукнуть в чайник; а во-вторых – и это самое главное – вас втягивают в ненужную для вашей стратегии войну. Зачем вам новые враги? Это, кстати, базовое качество, для современного мыслящего человека, уметь толерантно относиться ко всему, включая так называемых «врагов».
    Есть плоские слоганы вроде того, что чем больше у тебя врагов, тем ты сильнее, или люди сильны врагами своими. Какая-то советская чушь. Надо давно пересмотреть эту кухонную мудрость советской диссидентуры. Да нет же! Вам не нужны враги: они отбирают столь ценную вам энергию. Предложу несколько правил:
    - Берегитесь на работе пожилых сотрудников: они, борясь за ускользающее кресло, пытаясь продлить сочтенные дни, готовы интриговать очень зло. Употребите энное количество восторженных эпитетов в адрес этих раненых зверей! Да! Делайте что угодно, но помните, что эти люди из самой критичной зоны.
    - Опять же, будьте внимательны к дамам – это-о-о, ого-го, провода сплетен без какого либо сопротивления. И одновременно, это существа, при определенной вашей галантности, готовые защитить за пару пустейших комплиментов. Но упаси вас боже, совершать выборочные предпочтения к дамам – все испортите не начав. Если на то пошло, ищите утехи на стороне – любое волокитство за границами коллектива примут с пониманием.
    Так вот, я сегодня о том, что небольшая провокационная мелочь и ты видишь перед глазами красную карточку, и все, ты уже удален. Пустяк, не стоивший выеденного яйца, убил твой основной жизненный тренд! Круто, правда! Для понимания достану дежурный эпитет: рассорившись с рядовым солдатом, ты проигрываешь битву как генерал. Не помню точно у кого, по-моему, это эпизод из жизни нашего Ленина: когда в эмиграции его с товарищем остановили грабители, и товарищ попытался оказать сопротивление, то Ленин, в свою очередь, комрада опередил и тут же отдал кошелек. А потом долго внушал горячему партийцу, что из-за бросовых денег в портмоне можно лишиться жизни и всемирной революции.
Впрочем, вы все равно не слышите меня. Хорошо, достану пример из классики. Для начала, прошу потерпеть – краткое содержание «Дубровского». Ну, краткое, это значит читается одну минуту.
    Итак! В своём поместье Покровское жил богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров, а рядом в селе Кистеневка бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский. Оба слыли страстными охотниками и как-то на псарне Троекурова, движимый завистью, Дубровский высказывает дерзость, что люди Троекурова так не живут как живут его собаки. На что получает резонный ответ псаря, что не надо про народ говорить, тут и господин иной променяет свою бедную жизнь на троекуровскую конуру собачью. Провокативно брошенное слово псаря «взрывает» всю жизнь бедного помещика, палит его дом, его поместье, изгоняет из общества его любимого сына. То ли у Андрея Гавриловича Дубровского не хватило терпения, то ли, почитая гордость превыше жизни, старый Дубровский, движимый злостью и мщением, умирает, горит его имение, а единственный и любимый сын превращается в разбойника.
    Желая изощренно отомстить за смерть отца, молодой Дубровский – Володя – под видом учителя французского, поселяется в имении Троекурова. Но обдумывая замысел мести, он безнадежно влюбляется в дочь Троекурова Машу. Не желая осквернить высокое чувство любви к женщине, он отказывается от мести. Но взаимной любви двух молодых не суждено закончиться венцом. Под венец по воле своевольного отца Машу ведет стареющий князь Верейский. Предотвратить свадьбу и неравный брак Дубровский не успевает, так как не сработала почта через дупло дуба. Заметим: опять случай вершит судьбу героев.
    Когда же Дубровский с лихими разбойниками догоняет в лесу карету с Марьей Кириловной, то получает замечательно мистический ответ человека XIX века: «Поздно, я уже обручена». Мало этого, пуля разгневанного жениха пронзает плечо нашего романтического разбойника.
    Разбои Владимира Дубровского начинают беспокоить правительство, и на усмирение приволжской банды (местность облюбована Пушкиным еще при писании «Истории Пугачева»; по крайней мере, романтика банды Дубровского корнями уходит в пугачевский бунт) пришлось высылать солдат.
    Повествование Пушкина заканчивается успокоением молодого Дубровского, повзрослевшего, ушедшего от разбоя и скрывшегося за границей.
Повесть очень символично кодирует судьбу самого автора, который также через четыре года после написания повести, погибает от пустой сплетни, провокативно брошенной в николаевском обществе, волею судеб, доставшейся Александру Сергеевичу. Кто такой убивший на дуэли великого поэта Пушкина француз Дантес? Да, он только этим и остался знаменит.
    Но, парадоксально для будущего России, в результате пустой сплетни, а точнее неумения арапа-автора отнестись прагматично и мудро к болтливой толпе, он безвременно погибает от пули в живот. Он лишил себя жизни, а нас великой ненаписанной русской литературы. Я не буду продолжать мысль, что означает для нашего генофонда не совершенный подвиг.
    О! Великая злая Сила – провокативность! Я даже знаю, что Пушкин не написал! Пример просто очевиден: его современник Элиас Леннрот написал «Калевалу». И наш Пушкин в то же литературное время, сделал все и подготовил свое перо к работе с русскими былинами. Но роковая дуэль и... у нас нет славянского сотворения мира. Не много, не мало.
    Повесть «Дубровский» напечатана посмертно, не закончена автором, и как уайльдовский портрет Дориана Грея, повесть лежала в нижнем ящике конторки писателя, и мистически вершила его судьбу.
    Я все еще стоял перед окном погруженный в свои пушкинские мысли. А за окном, на поверхности речки Шуи, оглашая сельскую тишину, раскалывался лед. Сам ледоход еще не начался – река уверенно стояла подо льдом, но палящее весеннее солнце уже побеждало подледный холод и вспарывало лед разметавшимися по поверхности трещинами. Трещины распространялись со скоростью молнии и издавали сначала звук выстрела, а потом некую подледную пулеметную очередь… но через глушитель воды – нечто вроде тронутой струны бас-гитары после пробежавшего по грифу пальца.
    Ночью вступал в силу мороз, а днем резко брало власть весеннее солнце; и от войны стихий стреляла и пела подледная дека моей реки. Поперечные молнии кололи ледовую ленту и готовили ее к событию ледохода. Скорей бы!

Видео на мои материалы. Набрать в поиске на ю-тюбе: Александр Тихий


Рецензии
Во-первых: Лённорт не НАПИСАЛ "Калевалу", а собрал и обработал руны - былины карел и финнов.
А во-вторых: мир несправедлив и в нём всегда наказывают не провокатора, а спровоцированного. Увы!

Анастасия Игнашева   19.10.2014 19:53     Заявить о нарушении
Уважаемая Анастасия, "Калевала" авторское произведение на основе собранных рун. Если былины, найденные и записанные в Карелии, имеют народное авторство, то Калевала имеет идентификацию.

Саша Тихий   19.10.2014 20:01   Заявить о нарушении
А кто написал "Эдду" - Старшую и Младшую? Кто написал "Рамаяну" и прочие тому подобные вещи?

Анастасия Игнашева   19.10.2014 20:02   Заявить о нарушении
Давайте еще с Библией сравнение достанем. Не забываем, что Вы читали рассказ, а не литературоведческое исследование. Это раз. Во-вторых, я специально вставил в ткань рассказа историю с современником Пушкина, каковым являлся Леннрот. И мне нужен был его литературный подвиг, чтобы говорить прагматично о той потере, каковую нам доставил Александр Сергеевич, пойдя на провокативность. Точка. Извините, Анастасия, Вы меня втягиваете не в мою войну. С Вашего позволения я больше отвечать не буду.

Саша Тихий   19.10.2014 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.