Кто более матери-истории ценен

С удивлением прочитал промелькнувщую где-то информацию о том, что балаковские власти задумали убрать памятник Ленину с центральной площади и переместить его на площадь Ленина в старом городе на место тамошнего памятника Ильичу. Что? Опять война с идолами? Или так – «проверка на дорогах»? В любом случае, стоит напомнить чиновникам, что оба памятника представляют историческую ценность.

Первый после смерти

Памятник Ленину в старом городе был установлен за несколько лет до начала Великой Отечественной войны. Это один из экземпляров массового серийного производства, которое было запущено для того, чтобы удовлетворить спрос на скульптуры вождя мирового пролетариата. И это уже раритет, т.к. любой предмет быта, которому более 50 лет, в России считается антиквариатом.
Вот как описывался этот памятник во время экскурсий, организуемых в советское время:
«Скульптура изображает Ленина во весь рост стоящим на броневике. На нём распахнуто демисезонное пальто, левая рука, сжимающая кепку, отведена за спину, правая – пока ещё в кармане брюк. Ленин находится в состоянии уверенного спокойствия. Нам нетрудно представить , что Ленин изображён в момент перед своей знаменитой речью у Финляндского вокзала (Петербург-Петроград-Ленинград), получившей название «апрельские тезисы», и взгляд его устремлён на питерских рабочих, солдат, матросов, встречающих его. Вот он сейчас вынет руку и, жестикулируя, начнёт говорить…»
В течение многих лет у памятника в дни рождения Ленина выставлялся пионерский почётный караул. Здесь принимали в пионеры, в комсомольцы. На площади проводились общегородские митинги и демонстрации. Но, самое главное, отсюда уходили на фронт, здесь встречали Победу, и даже только поэтому это место может претендовать на статус мемориальной зоны.
Накануне 65-летия Великой Победы, в бытность мою председателем Общественного совета города, я предлагал депутатам, чиновникам и коммунистам установить на площади стеллу или какой-то другой памятный знак, напоминающий о войне, однако и те, и другие, и третьи только отмахнулись: а зачем? – есть же обелиск на Факеле Социализма. Но ведь он появился в 1975-м и свидетелем военного лихолетья не является. А здесь, на площади Ленина, всё по делу.

Спасти кумира

Четыре года назад на экраны страны вышел фильм «Господа офицеры: спасти императора», о том, как группа офицеров организовала операцию по спасению царской семьи. Операция хоть и не увенчалась успехом, но показала, насколько спасители были верны самодержавию и готовы были ради его восстановления пожертвовать жизнью.
Так вот, настолько же верными, но только социалистическим идеям оказались и балаковцы, когда в 1990-м организовали акцию по спасению памятника Ленину, сброшенного с постамента на Украине, в городе Нестеров Львовской области. Причём такое предложение впервые прозвучало не на заседании горкома партии, а на сессии горсовета из уст уважемых врачей-депутатов Михаила Дёрина, Владимира Балашова и Сергея Калинина. Их поддержало управление «Саратовгэсстрой», которое возглавлял Герой Социалистического Труда Александр Максаков, неофициальный лидер городской партийной организации и города в целом. Именно он выделил из казны своей организации 80 тыс. рублей (огромные, по тем временам деньги) на перевозку и установку памятника. Горкомом КПСС был создан специальный пресс-центр и объявлен сбор пожертвований с населения и предприятий (соответствующий счёт открыли при Горжилсоцбанке).
А открытие памятника состоялось 22 апреля 1991 года при большом стечении народа. Партийная печать (газета «Огни Балакова») назвала это событие неординарным:
«Это символ нашей веры в социализм, это уважение и благодарность нашим отцам и дедам. Это ответ кликушествующей пене, обильно появившейся на волне демократизации и гласности»
И это событие действительно было неординарным: в то время, как по всей стране Ленина сносили, в Балакове его поставили перед самым носом у «демократической» власти, которая с остервенением прыгала на горле у умирающего Советского Союза. Наверняка в митингующей толпе тогда стояли многие из тех, кто сегодня «рулит» городом и районом.Не поэтому ли в их головах появляется мысль о «переносе» бронзового свидетеля их коммунистического прошлого? А может, стоит народ спросить, тот самый, который 13 лет назад собирал деньги? Или вспомнить о том, что это ещё и памятник, привезённый в Балаково с Западной Украины? (Сегодня, во время жёсткого противостояния Украины и России, эта возня приобрела бы ещё и политический подтекст).

От души
(вместо послесловия)

Минувшей осенью был в Оренбурге по краеведческим делам и увидел памятник Ленину, поставленный на народные средства спустя год после его смерти, в 1925 году. Он интересен тем, что Владимир Ильич отлит из бронзы в его настоящий рост – 1 м. 65 см. Но меня поразило не это, а совсем не дежурные слова на постаменте, которые отражают те чувства, которые испытавали оренбуржцы почти 90 лет назад:
«Гению революции, великому мятежнику, вождю всемирного пролетариата, путеводителю освобождающегося Востока, строителю и кормчему великого советского корабля, основоположнику союза пролетариата с крестьянством».


Рецензии