Потомок атамана

О знаменитом меценате и благотворителе, основателе и строителе первого в Балакове среднего учебного заведения, коммерческого училища, Иване Васильевиче Кобзаре балаковскими краеведами написано довольно много. Причём всегда было известно, что он происходил из крестьян Покровской слободы (ныне г. Энгельс). Однако до сих пор никто не занимался его родословной более глубоко. Я попытаюсь частично восполнить этот пробел.

«Музыкальная» фамилия

Кобзарь – фамилия среди украинцев (малороссиян) довольно распространённая, ведь кобза – это самый популярный украинский народный струнный инструмент. И то, и другое получило известность в России благодаря украинскому поэту Тарасу Шевченко, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году. Его поэтический сборник под названием «Кобзарь» впервые вышел в Петербурге в 1840-м и стал, по мнению современников, событием огромного литературного и национального значения. После этого Кобзарём стали называть и самого Шевченко.
Но вернёмся в Покровскую слободу.

В честь атамана

В Покровской слободе было много малороссиян. Почему-то именно им было разрешено заниматься солеизвозом, а через слободу проходил соляной тракт, ведущий от богатых солью озёр Эльтон и Баскунчак в европейскую часть России. Одна из покровских улиц называлась Кобзарёвской (сегодня Коммунистическая). Её назвали так в честь слободского головы, атамана, который во время Пугачёвского восстания 1773-1775 гг. не подчинился бунтовщикам и был казнён. Вероятно, от него и пошёл род, к которому принадлежал Иван Васильевич Кобзарь.
Проследить всю кобзарёвскую линию пока не представляется возможным, но, благодаря ревизской сказке государственных крестьян 1850 г., удалось установить его родственную связь с покровскими Кобзарями конца XIX-начала XX вв.

На переднем крае

Главой семейства Кобзарей был в то время Егор Петрович, родившийся в 1808 году. Он был женат на Екатерине Григорьевне, тоже рождённой в 1808 году. У супругов было три дочери: Анастасия (1835 года рождения), Маланья (1839 г.) и Степанида (1845 г.) – и три сына: Тимофей (1827 г.) и два Фёдора: один – 1837 года рождения, другой – 1842-го.
Младший из Фёдоров Егоровичей стал впоследствии самым знаменитым в слободе. У него была своя мельница. Он неоднократно избирался гласным (депутатом) Новоузенского земского собрания (до 1914 года Покровская слобода входила в состав Новоузенского уезда), был почётным мировым судьей, работал в учётном комитете, а в годы Первой мировой войны открыл в своём доме лазарет на 15 кроватей. Выполнял он на общественных началах и роль старосты Покровской церкви, за что его в 1902 году наградили золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.
Сын Фёдора Егоровича Вячеслав пошёл по стопам отца и тоже стал видным общественным деятелем. Являясь в 10-х гг. XX в. гласным Новоузенского собрания, он очень активно отстаивал интересы слобожан, которые в 1914 году стали горожанами: слобода, как и Балаково, стала безуездным городом – Покровском.
Вот как об этом рассказывается в «Сообщениях Энгельсского краеведческого музея» (автор Д.Г. Решетов):
«В Но¬воузенском уезде административная столица не являлась одновре-менно самым крупным и развитым центром. Если 1913 г. в Новоузенске проживало 17 тыс. жителей, то в Покровске – 33 тыс. 867. Естественно-географическое расположение Новоузенска в глубине Заволжья и его консервативная внутренняя среда не способствова¬ли появлению здесь крупных экономических проектов. Совершенно другая ситуация складывалась в Покровске, позволившая ему совер¬шить мощнейший рывок и к 1914 г. по темпам экономического роста и объему финансовых ресурсов выйти на лидирующие позиции в Самар¬ской губернии. Активная концентрация банковского капитала позволила Покровску уверенно обойти здесь все уездные города, подойдя вплот¬ную к губернскому центру, как по величине обращающихся финансовых потоков, так и по численности банковских структур. Если в Самаре на¬считывалось 13 кредитных учреждений, то в Покровске их число со¬ставляло 9.
В Покровске базировались и крупнейшие в регионе торговые и торгово-посреднические структуры. Их список, ко¬нечно же, возглавляла Покровская хлебная биржа, занимавшая второе место в России по продаже высококачественных сортов пшеницы. Её финансовый оборот, в предшествующий Первой мировой войне пери¬од, составлял порядка 17-18 миллионов рублей, что, бесспорно, кружи¬ло головы её руководителям, считавшим себя полноправными хозяе¬вами уезда».
Одними из лидеров этих «хозяев» были и Кобзари. В Покровской слободе они владели несколькими зданиями. Одно из них (вместе с соседними домами братьеы Думлеров), после перестройки и переделки, стало частью нанешнего здания Энгельсской администрации.

По прямой

Судя по упоминаемой выше ревизской сказке, под одной крышей с семейством Егора Петровича проживало семейство его брата Григория, который родился в 1810 году. Он был женат на Елене Петровне, рождённой в 1823 году. Скорее всего, это был второй брак, так как разница между ней и старшей дочерью Григория Прасковьей составляла всего 6 лет. Супруги нажили всего одного ребёнка – дочь Анну, которая родилась в 1841 году.
А от первого брака у Григория Петровича был ещё сын Василий, тот самый, который впоследствии станет отцом «балаковского» Ивана Васильевича. Он был женат на Анастасии Ивановне. В 1858 году у них родился сын Фёдор, а чуть позже (когда точно, неизвестно) и Иван.
Кобзари перебрались в Балаково, скорее всего, в 60-х гг. XIX в. Здесь Василий Григорьевич, имея немалое количество земель в соседнем Новоузенском уезде, занимался хлеботорговлей. На так называемой Николаевской дороге (ныне ул. Коммунистическая) он поставил 4 вместительных амбара, которые, после его смерти (предположительно, в 1909 году), перешли к сыну Ивану. А старший сын, Фёдор, стал лесопромышленником. Он владел лесной пристанью и лесопилкой в Духовницке и получал неплохие доходы.

Истина где-то рядом…

Совсем недавно на одном из балаковских сайтов я прочитал, что в 1870 году семья Кобзарей построила на новом общественном кладбище села Балаково Иоанно-Богословскую (Кладбищенскую) церковь, якобы в память о своём знаменитом предке, казнённом Емельяном Пугачёвым. Однако это не соответствует действительности.
Во-первых, этот храм был построен и освящён в 1877 году и в течение первых нескольких лет своего существования не был самостоятельным, а был причислен к Христорождественской церкви.
Во-вторых, в церковной летописи упоминания Кобзарей нет, но есть запись о том, что в 1884 году храм был «распространён (т.е. расширен – Ю.К.) по причине тесноты усердием и старанием священника А. Началова, церковного старосты купца Егора Лаврентьева и попечителей: крестьян Сергея Кудряшова, Ивана Шувалова, Ивана Вьюшкова и купцов Николая Ковригина, Михаила Стародубцева, Николая Менькова и Козьмы Носина».
Кстати, ранее возникала путаница и с отчеством отца Ивана Васильевича: его называли то Василием Георгиевичем, то Василием Гавриловичем. Теперь истина установлена и в этом вопросе.


Рецензии