Потомок атамана
«Музыкальная» фамилия
Кобзарь – фамилия среди украинцев (малороссиян) довольно распространённая, ведь кобза – это самый популярный украинский народный струнный инструмент. И то, и другое получило известность в России благодаря украинскому поэту Тарасу Шевченко, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году. Его поэтический сборник под названием «Кобзарь» впервые вышел в Петербурге в 1840-м и стал, по мнению современников, событием огромного литературного и национального значения. После этого Кобзарём стали называть и самого Шевченко.
Но вернёмся в Покровскую слободу.
В честь атамана
В Покровской слободе было много малороссиян. Почему-то именно им было разрешено заниматься солеизвозом, а через слободу проходил соляной тракт, ведущий от богатых солью озёр Эльтон и Баскунчак в европейскую часть России. Одна из покровских улиц называлась Кобзарёвской (сегодня Коммунистическая). Её назвали так в честь слободского головы, атамана, который во время Пугачёвского восстания 1773-1775 гг. не подчинился бунтовщикам и был казнён. Вероятно, от него и пошёл род, к которому принадлежал Иван Васильевич Кобзарь.
Проследить всю кобзарёвскую линию пока не представляется возможным, но, благодаря ревизской сказке государственных крестьян 1850 г., удалось установить его родственную связь с покровскими Кобзарями конца XIX-начала XX вв.
На переднем крае
Главой семейства Кобзарей был в то время Егор Петрович, родившийся в 1808 году. Он был женат на Екатерине Григорьевне, тоже рождённой в 1808 году. У супругов было три дочери: Анастасия (1835 года рождения), Маланья (1839 г.) и Степанида (1845 г.) – и три сына: Тимофей (1827 г.) и два Фёдора: один – 1837 года рождения, другой – 1842-го.
Младший из Фёдоров Егоровичей стал впоследствии самым знаменитым в слободе. У него была своя мельница. Он неоднократно избирался гласным (депутатом) Новоузенского земского собрания (до 1914 года Покровская слобода входила в состав Новоузенского уезда), был почётным мировым судьей, работал в учётном комитете, а в годы Первой мировой войны открыл в своём доме лазарет на 15 кроватей. Выполнял он на общественных началах и роль старосты Покровской церкви, за что его в 1902 году наградили золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.
Сын Фёдора Егоровича Вячеслав пошёл по стопам отца и тоже стал видным общественным деятелем. Являясь в 10-х гг. XX в. гласным Новоузенского собрания, он очень активно отстаивал интересы слобожан, которые в 1914 году стали горожанами: слобода, как и Балаково, стала безуездным городом – Покровском.
Вот как об этом рассказывается в «Сообщениях Энгельсского краеведческого музея» (автор Д.Г. Решетов):
«В Но¬воузенском уезде административная столица не являлась одновре-менно самым крупным и развитым центром. Если 1913 г. в Новоузенске проживало 17 тыс. жителей, то в Покровске – 33 тыс. 867. Естественно-географическое расположение Новоузенска в глубине Заволжья и его консервативная внутренняя среда не способствова¬ли появлению здесь крупных экономических проектов. Совершенно другая ситуация складывалась в Покровске, позволившая ему совер¬шить мощнейший рывок и к 1914 г. по темпам экономического роста и объему финансовых ресурсов выйти на лидирующие позиции в Самар¬ской губернии. Активная концентрация банковского капитала позволила Покровску уверенно обойти здесь все уездные города, подойдя вплот¬ную к губернскому центру, как по величине обращающихся финансовых потоков, так и по численности банковских структур. Если в Самаре на¬считывалось 13 кредитных учреждений, то в Покровске их число со¬ставляло 9.
В Покровске базировались и крупнейшие в регионе торговые и торгово-посреднические структуры. Их список, ко¬нечно же, возглавляла Покровская хлебная биржа, занимавшая второе место в России по продаже высококачественных сортов пшеницы. Её финансовый оборот, в предшествующий Первой мировой войне пери¬од, составлял порядка 17-18 миллионов рублей, что, бесспорно, кружи¬ло головы её руководителям, считавшим себя полноправными хозяе¬вами уезда».
Одними из лидеров этих «хозяев» были и Кобзари. В Покровской слободе они владели несколькими зданиями. Одно из них (вместе с соседними домами братьеы Думлеров), после перестройки и переделки, стало частью нанешнего здания Энгельсской администрации.
По прямой
Судя по упоминаемой выше ревизской сказке, под одной крышей с семейством Егора Петровича проживало семейство его брата Григория, который родился в 1810 году. Он был женат на Елене Петровне, рождённой в 1823 году. Скорее всего, это был второй брак, так как разница между ней и старшей дочерью Григория Прасковьей составляла всего 6 лет. Супруги нажили всего одного ребёнка – дочь Анну, которая родилась в 1841 году.
А от первого брака у Григория Петровича был ещё сын Василий, тот самый, который впоследствии станет отцом «балаковского» Ивана Васильевича. Он был женат на Анастасии Ивановне. В 1858 году у них родился сын Фёдор, а чуть позже (когда точно, неизвестно) и Иван.
Кобзари перебрались в Балаково, скорее всего, в 60-х гг. XIX в. Здесь Василий Григорьевич, имея немалое количество земель в соседнем Новоузенском уезде, занимался хлеботорговлей. На так называемой Николаевской дороге (ныне ул. Коммунистическая) он поставил 4 вместительных амбара, которые, после его смерти (предположительно, в 1909 году), перешли к сыну Ивану. А старший сын, Фёдор, стал лесопромышленником. Он владел лесной пристанью и лесопилкой в Духовницке и получал неплохие доходы.
Истина где-то рядом…
Совсем недавно на одном из балаковских сайтов я прочитал, что в 1870 году семья Кобзарей построила на новом общественном кладбище села Балаково Иоанно-Богословскую (Кладбищенскую) церковь, якобы в память о своём знаменитом предке, казнённом Емельяном Пугачёвым. Однако это не соответствует действительности.
Во-первых, этот храм был построен и освящён в 1877 году и в течение первых нескольких лет своего существования не был самостоятельным, а был причислен к Христорождественской церкви.
Во-вторых, в церковной летописи упоминания Кобзарей нет, но есть запись о том, что в 1884 году храм был «распространён (т.е. расширен – Ю.К.) по причине тесноты усердием и старанием священника А. Началова, церковного старосты купца Егора Лаврентьева и попечителей: крестьян Сергея Кудряшова, Ивана Шувалова, Ивана Вьюшкова и купцов Николая Ковригина, Михаила Стародубцева, Николая Менькова и Козьмы Носина».
Кстати, ранее возникала путаница и с отчеством отца Ивана Васильевича: его называли то Василием Георгиевичем, то Василием Гавриловичем. Теперь истина установлена и в этом вопросе.
Свидетельство о публикации №214070300119